Автор: Симонова Т.А.
Актуальность проблемы:
Экологическое образование детей раннего и дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
скачать конспект
Поэтому, было решено взять тему: «В мире растений», для того, чтобы сформировать знания о жизни растений, их особенностях, характерных признаках; об их ценности и пользе для здоровья человека. Сформировать у детей элементы экологической культуры, навыки грамотного поведения в природе, гуманное отношение к живым объектам, а именно к лекарственным растениям.
Цель проекта:
Создание условий для социализации детей (ознакомления детей с миром целебных трав, правилам их сбора, применения для оздоровления организма). Дети, узнав, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережно относиться к ним.
Задачи проекта:
- формировать представления о лекарственных, пряных и душистых растениях, их значимости в жизни людей, способах применения;
- развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности;
- развивать навыки моделирования и экспериментирования;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Проектная деятельность:
Создать на территории учреждения огород лекарственных, пряных и душистых трав.
Участники проекта:
Дети старшей группы №3 ЦССВ «Петровский парк», воспитатель, старший воспитатель.
Ожидаемый результат:
- осознанное, правильное отношение детей к растениям, особенно к тем, которые помогают здоровью человека;
- сформированные знания о лекарственных, пряных и душистых растениях.
Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ продукта творчества детей.
Материалы и оборудование: наглядный материал (открытки, фотографии); стихи и загадки о лекарственных травах; календарь наблюдений за ростом и развитием растений; таблички-указатели с названием растений; папки для гербариев; оборудование для труда (ведра, лейки, лопатки, грабли и др. садовый инвентарь по количеству детей); цветочные горшки для рассады и для душистых растений; баночки для пряностей.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (6 мес.: июнь-ноябрь).
Этапы и содержание проекта:
1. Подготовительный (организационный) этап.
Составить перспективный план работы.
С детьми перед началом работы по проекту провести беседу о травянистых растениях.
Цель – выяснить представление детей о травянистых растениях, их отношении к ним, заинтересовать проблемой (конспект прилагается).
Подготовка материала и оборудования.
2. Основной (исследовательский) этап.
Сбор фотоматериала, рассматривание иллюстраций с изображением травянистых растений (с описанием).
Оформление выставки «Наши зеленые друзья» — рисунки детей.
Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, экскурсии, наблюдения, рассматривание, художественное творчество, трудовая деятельность, дидактические игры, опыты, викторина, развлечение.
1. Чтение литературных произведений.
Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.; Моя первая энциклопедия «Растения»; заучивание загадок и стихов о растениях; Ф. Тютчев «В небе тают облака»; А. Плещеев «Дождь шумел»; Н. Некрасов «Перед дождем»; А. Фет «Ласточки пропали»; А. Майков «Осень».
2. Беседы.
2. 1. Беседа «Как растет растение».
Цель: обобщить представление детей о последовательности и закономерной направленности роста и развития растения. Учить устанавливать связи между ростом растения и удовлетворением потребности в различных условиях среды; между стадиями развития. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к растениям. Составление рассказов о процессе роста растения на основе модели.
2. 2. Беседа «Зеленая аптека».
Цель: рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку травянистые-лекарственные астения, расширить представление детей о мире растений, познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением травянистых растений, засушенные лекарственные растения.
2. 3. Беседа «Красная книга – сигнал опасности».
Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
2. 4. Беседа «Растение – целостный организм».
Цель: подвести детей к выводу, что растения – это один целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль, т. е. функцию.
2. 5. Беседа «Почему листья желтеют?»
Цель: подвести детей к выводу о закономерностях природных явлений.
3. Экскурсии.
3. 1.Экскурсия на луг (на территории учреждения).
Цель: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказ о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут на луге (крапива, одуванчик, подорожник, ромашка и др.).
Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
3. 2. Экскурсия по участку ЦССВ. (Ответственный: воспитатель)
3. 3. Выездная экскурсия в ботанический сад МГУ в аптекарский огород. (Ответственный: воспитатель, старший воспитатель).
3. 4. Экскурсия в парк. (Ответственный: воспитатель).
4. Наблюдения.
4. 1. Наблюдение: «Наш верный друг – подорожник».
Цель: познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним видом, строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли; познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того, чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
4. 2. Наблюдение: «Злая крапива».
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о травянистых растениях; формировать умение активно беречь и защищать природу.
4. 3. Наблюдение за цветущими растениями.
4. 4. Наблюдение «Переливы осени».
Цель: обратить внимание детей на изменения в природе, как меняются растения, их внешний вид.
5. Рассматривание.
5. 1.Рассматривание стеблей и цветков у растений.
Цель: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду; уметь отличать их от деревьев и кустарников.
5. 2. Рассматривание гербария.
Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть травянистые растения.
6. Дидактические игры.
6. 1. Дидактическая игра «Помоги растению».
Цель: расширить знания о том, какие условия необходимы для жизни растений.
6. 2. Дидактическая игра «Узнай растение по описанию».
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению.
Материал: разные виды травянистых растений (лопух, подорожник, ромашка, чистотел), отдельные части растений (стебель, корень, листья).
6. 3. Дидактическая игра «Назови растение».
Цель: уточнять знания о травянистых растениях.
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвертое слева и т. д.). Затем условия игры меняются ( «На каком месте ромашка?» и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. «Назовите растение с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Чем еще отличаются растения друг от друга?»
6. 4. Дидактическая игра «Подбери части растения».
Цель: расширять представления детей о травянистых растениях, упражнять в умении собирать растение из частей в целое.
6. 5. Дидактическая игра «Угадай растение по запаху».
Цель: упражнять в умении находить растения по запаху.
7. Опыты.
7. 1. Опыт «Летающие семена»
7. 2. Опыт «Влияние солнечного света на рост растения».
7. 3. Опыт «Влияние полива растения на его рост».
7. 4. Опыт «Как теряет свою колкость колючая крапива».
7. 5. Опыт «Как окрашивается цветок через цветную воду».
7. 6. Опыт «Хрупкость сухих листьев».
8. Художественное творчество.
8. 1. Рисование «Наши зеленые друзья».
8. 2. Лепка «Подорожник – трава».
8. 3. Аппликация «Помощники здоровья».
8. 4. Лепка «Я загадаю, а ты слепи».
8. 5. Аппликация «Мое любимое растение».
8. 6. Рисование «Краски осени».
8. 7. Модульное рисование «Гроздь рябинки, куст калинки».
9. Трудовые поручения.
9. 1. Уход за растениями в группе (полив) и на участке (в течении всего проекта) (ответственный: воспитатель).
9. 2. Разметка огорода лекарственных трав (июнь) (ответственный: воспитатель совместно с детьми).
9. 3. Посадка семян (июнь) (ответственный: воспитатель совместно с детьми).
9. 4. Изготовление табличек-указателей с названиями растений (июнь) (ответственный: воспитатель).
9. 5. Уход за растениями (июль, август) (ответственный: воспитатель).
10. Моделирование. Составление модели строения растения.
Цель: познакомить детей с частями растений (корень, стебель, лист, цветок, плод).
11. Викторина «Полезные растения».
3. Заключительный (итоговый) этап.
Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники».
Экологическое развлечение «Полезные растения».
Оформление книжек – самоделок «Мое любимое растение».
Материалы и оборудование: для проведения исследования понадобится:
- тетради и альбомы для оформления результатов наблюдений;
- карандаши, фломастеры;
- фотографии, иллюстрации с изображением травянистых и лекарственных растений;
- высушенные растения и их плоды;
- папки для гербария.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы.
- Ребята будут бережно относиться, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети узнают много интересного из жизни травянистых растений. Исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных травянистых растений.
- У детей будут сформированы навыки ухода за растениями.
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- все живые организмы имеют равное право на жизни
- в природе все взаимосвязано
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
8) Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе.
Список использованной литературы:
- Красная книга.
- Моя первая энциклопедия: «Растения».
- А. Плешаков «Зеленые страницы».
- А. Онегов «Тропинка полевая».
- Книга загадок.
- Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду».
- Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду.
- Ф. Тютчев «В небе тают облака».
- А. Плещеев «Дождь шумел».
- Н. Некрасов «Перед дождем».
- А. Фет «Ласточки пропали».
- А. Майков «Осень».
Материалы приложения: план, сценарии, конспекты мероприятий и т. д.
БЕСЕДА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВАХ
Цель: Научить детей узнавать и называть лекарственные травы (5 – 6 наименований). Рассказать о пользе и применении лекарственных трав.
Ход беседы:
Дети сидят полукругом, перед ними мольберт с картинками лекарственных трав.
Стук в дверь. Входит Колобок. Здоровается с детьми и говорит, что катился он по лесам, полям. Набрал много растений, а как они называются не знает. Прост, чтобы дети помогли ему разобраться (протягивает корзину с растениями).
Воспитатель с детьми соглашаются и предлагают показать, что он собрал. (Достает мать-и-мачеху).
Дети вместе с воспитателем находят это растение на мольберте и рассматривают его листья и цветы. Отмечают, что у него одна сторона листочка – теплая – как мать, а другая – холодная, мачеха. Он самый первый весенний цветок и лечат им кашель.
Колобок достает одуванчик. Дети его узнают.
Воспитатель рассказывает, что из листьев делают салат, а из цветов варят варенье и называют его «Майский мед». В нем много витаминов.
Колобок достает подорожник.
Воспитатель с детьми находит его на мольберте, рассматривают. Отмечают, что листочки у него круглые на ножке. Дети сами рассказывают, чем он полезен, так как много раз прикладывали его к ранке или ссадине, предварительно помыв. Растет он у дороги, поэтому и называется – подорожник.
Далее беседа продолжается о крапиве (ищут на мольберте).
Воспитатель рассказывает, что из молодых листьев крапивы варят щи, а настоем крапивы моют голову, но сначала ее нужно окунуть в кипяток, чтобы ее листочки не жгли руки.
Колобок достает ромашку.
Про ромашку Колобок рассказывает сам, находит ее на мольберте, дает рассмотреть детям.
Затем предлагает детям поиграть в игру «Одуванчик» (физ. минутка).
После игры Колобок рассказывает правила, как нужно собирать растения, идет мыть руки.
Правила по сбору растений:
Нельзя собирать много растений с одного места, потому что на следующий год они здесь не вырастут.
Нельзя растения пробовать.
После сбора нужно вымыть руки.
Колобок благодарит, что помогли разобраться с растениями. Простившись, уходит.
|