Сорокина Наталия Ивановна воспитатель МБДОУ детский сад «Малыш» Нижегородская область, село Сеченово
Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны свои не выдает. И.В. Гете.
Мир растений — величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Ещё с незапамятных времён люди, изучая свойства растений, использовали лекарственные сборы, отвары для оздоровления. И в наши дни народная, а так же научная медицина широко применяют природные богатства и лекарственные растения.
С каждым годом люди все глубже и глубже проникают в тайны растительного мира. Благодаря неустанным и целенаправленным научным поискам растительный мир постепенно открывает свои клады перед человеком. Именно поэтому мы с детьми группы компенсирующей направленности уделили отдельное внимание этой теме.
Скачать презентацию
На протяжении одного месяца мы с ребятами исследовали и составляли список лекарственных растений с. Сеченово. На базе этих исследований был создан проект «Лекарственные растения нашего села», главная цель которого заключается в ознакомлении с лекарственными растениями родного края, как средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На протяжении реализации проекта были достигнуты следующие задачи: у детей сформированы понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства); сформированы умения узнавать растения по описанию и внешнему виду; расширились представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
Данный проект носил информационно – исследовательский характер. Главными участниками являлись дети старшей логопедической группы, воспитатели и родители. Мы пользовались такими методами исследования как: сбор информации, беседы, экскурсии, наблюдения, эксперимент.
Проект проходил в три этапа: подготовительный, практический, заключительный.
На подготовительном этапе велась следующая работа:
- Беседы с детьми по теме проекта «Как используются лекарственные растения человеком, животными», «Целебные свойства растений (трав, кустарников)»;
- Чтение художественной литературы: "Природа чудесница" Бианки, "Неизвестный цветок" Скоролупова, "Под кустом" Пришвин;
- Рассматривание альбома, энциклопедий, брошюры о лекарственных растениях.
Практический этап включал в себя следующие аспекты:
- Наблюдение за лекарственными растениями на участке;
- Экскурсия в парк «Растения уголка нетронутой природы»;
- Тематический досуг «Чай с мятой»;
- Дидактические и подвижные игры;
- Рисование лекарственных растений.
На заключительном этапе была проведена викторина «Лекарственные растения нашего села» и оформлена стенгазета в родительском уголке.
В ходе работы были достигнуты следующие результаты:
- Сформированные знания у дошкольников о разнообразии лекарственных
растений нашего села;
- Осознанное, бережное отношение к лекарственным растениям;
- Обогащение речевого словаря;
- Выпуск стенгазеты «Лекарственные растения нашего села».
Через неделю после окончания проекта было проведено мероприятие на тему «Растения лечат», на котором была показана презентация «Кладовая природы»; проводилась пальчиковая гимнастика «На лугу», «Подорожник»; прочитаны стихи и загадки; проведена мини – викторина. В ходе этого мероприятия были выявлены хорошие познания детей по данной теме.
Наш детский сад расположен рядом с парком, поэтому нам удаётся часто проводить экскурсии, прогулки, наблюдения за родной природой, что дает нам способность активизировать знания детей в области экологического воспитания. На участке детского сада находится экологическая тропа, на которой мы также в течение каждого сезона года наблюдали за «жизнью» лекарственных растений.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, умело пользоваться их лечебными свойствами.
Я надеюсь, что, полученные знания о лекарственных растениях родного края, пригодятся детям в дальнейшей жизни.
Литература:
- www. bibliofond. ru
- Жизнь растений/гл. ред. А.А. Тахтаджян. Том 5. – М.: Просвещение.
- С.Я. Соколов. Справочник по лекарственным растениям. – М.: Медицина.
|