Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими прародителями, для которых знания полезных свойств окружающего их мира были не только благом, но и единственной возможностью выжить. С тех пор минули тысячелетия. И те, древние знания, накапливая опыт поколений, перешагнули к нам, в современность, в виде сборника природных знаний «Народная медицина».
Лесными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.
«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не взывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях.
Лечение травами-фитотерапия-мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, валерьяна, мята, календула, мать-и-мачеха, одуванчик и многие другие.
Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений.
Уже на самых ранних стадиях человечества растения были не только источником питания людей, а они помогали человеку избавиться от многих болезней.
Матушка-Природа предлагает человеку разнообразные дары и среди них лекарственные растения от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.
Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби и знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: Беречь её!
Известно, что в лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.
В основном лекарственные растения для внутреннего применения - настои, отвары, настойки, экстракты; и для наружного применения – травяная ванна. обертывание, примочка, компресс. Для этого можно использовать траву, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Поэтому необходимо уже в детском саду расширять и обогащать представление детей о лекарственных растениях родного края.
Основными задачами будут являются следующие:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном мире, в особенности с лекарственными травами и животном мире, правилами поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, любви к природе, бережному отношения к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение радоваться красоте окружающего мира;
- бережного отношения к своему здоровью.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе мы используем различные игры, в том числе экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.
В работе с детьми мы используем:
- дидактические игры: «Грибы, ягоды, цветы», «Растения нашего края», «Подбери лист», «Цепочка», «Растения леса, сада, огорода», «Выбери нужное», «Береги природу», «Корень – стебель – листок - цветок», «Путешествие по лесу»; «Что будет, если…», «Похожи-непохожи», «Я знаю…..»;
- экскурсии, разговоры в ходе экскурсий, целевые прогулки;
- беседы по художественным произведениям, загадывание и отгадывание метафорических и описательных загадок;
- провоцирующие вопросы, обобщающие беседы, вопросы-символы после элементарных опытов;
- описательные рассказы, вопросы в процессе рассматривания и сравнения растений;
- придумывание синонимических рядов;
- творческое рассказывание, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций природных объектов сибирского края;
- изучение Красной книги Иркутской области;
- циклические наблюдения «Одуванчик»
- выездные экскурсии с родителями в музей природы;
- решение проблемных ситуаций: «Сорвали цветок», «Наступил на клумбу».
- экспериментирование с растениями «Испарение влаги с листьев растений», «Как растение
дышит?», «Что выделяет растение?»;
- разыгрывание сюжетов по произведениям, изготовление атрибутов для теневого театра, в уголке театрализованной деятельности;
- составление фотоальбомов «растительный мир»;
- декоративная лепка, декоративная аппликация, рисование, художественный труд по теме;
- зарисовка лекарственных растений, создание Красной книги из детских рисунков;
- выставка коллажей «Лекарственный мир растений;
- сбор гербария растений;
- музыкальные произведения: Антонов Ю. «Не рвите цветы», Вивальди А. Музыкальный цикл «Времена года», Левкодимова Г. «Подснежник», Моцарт В. «Цветы», Чичков Ю. «Волшебный цветок», «Это называется природа», Тухманов Д. «Красная книга»;
- конкурс плаката «Сохраним исчезающие растения».
А самое главное – для того, чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:
- 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
- 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
- 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
- 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
- 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
- 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
- 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Список литературы:
- 1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, 2010 г.
- 2. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ- педагогики. – Мозырь, 2003 г.
- 3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства, Пермь. 1992 г
- 4. Сидорчук Т.А. Планета- наш дом. Мир вокруг нас: Учебник –хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – Ульяновск, 2001 г.
|