Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Автор: Павловская Юлия Сергеевна Воспитатель детей дошкольного возраста Санкт-Петербург 2015 г.
Развитие у старших дошкольников интереса к школе, профилактика дезадаптации младших школьников к обучению в школе, создание ситуации эффективного взаимодействия детского сада и семей детей 5-8 лет.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный до двух недель.
Участники проекта: дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, воспитатели старшей группы, учитель и воспитатель первого класса, педагог-психолог, родители воспитанников и учеников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Скачать проект
Актуальность темы.
Проектная деятельность, является в настоящее время наиболее актуальной формой социально-личностного развития детей, т.е. одной из ключевых компетенций, определяющих современного ребенка.
Центральной фигурой в семейном проектировании является ребенок. Проект объединяет всех субъектов, участвующих в социально-личностном развитии: ребенок, родители, педагоги. Семейный проект позволяет не только вовлечь детей и родителей в совместную деятельность, но расширяет возможности их творческого развития.
Цели проекта:
- создать условия для плодотворного взаимодействия детей, родителей, педагогов,
- активное участие родителей в обучении и воспитании ребенка посредством семейного проектирования,
- профилактика дезадаптации будущих первоклассников.
Задачи проекта:
- Заинтересовать и привлечь родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
- Научить конструктивному взаимодействию субъектов педагогического процесса (детей, родителей, педагогов);
- Показать детям творческий потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки родителей через участие в совместной деятельности;
- Воспитывать самостоятельность творческого мышления и проявление творческих способностей каждого ребенка;
- Развивать интерес детей к школьному обучению.
Предполагаемый результат:
- Создание педагогических условий для эффективного взаимодействия семьи и прогимназии.
- Достаточный возрастной уровень самостоятельности и творческой активности детей и родителей.
- Знакомство детей с возможностями и навыками родителей в совместной деятельности.
- Обогащение детьми опыта сотрудничества, как один из факторов социально-личностного развития ребенка 5-8 лет.
- Повышение уровня социально-личностной компетентности детей через взаимодействия с родителями при выполнении семейных проектов.
- Повышение уровня активности родителей в школьной жизни ребенка и прогимназии.
- Повышение уровня развития интереса детей к школьному обучению.
Предварительная работа:
- Рассматривание детьми рисунков и репродукций картин на школьную тематику: Богданов-Бельский Н.П. «У дверей школы»; Богданов-Бельский Н.П. «У больного учителя»; Ватутин М.Е. «Воспитатель»; А.Попов. «В школе» и другие.
- Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «В школу», «Я расту», «Чудо на уроке», «Урок в саду», «По дороге в класс», «На школьном утреннике», «Первый урок»; А. Стариков «Учебники»; Б. Заходер «Перемена», в которых отражены вопросы школьной жизни первоклассников.
- Родителям раздаются приглашения с заданием:
Уважаемая (ый) _
Приглашаем Вас, принять участие в создании семейного проекта.
Для это Вам и Вашему ребенку необходимо выполнить следующее задание:
- Вам необходимо выбрать один из предложенных предметов (список прилагается).
- Пользуясь всевозможными источниками информации, Вам предстоит вместе с Вашим ребенком подобрать информацию таким образом, чтобы она отражала историю предмета (т. е. каким был предмет, затем каким стал и каким он может быть в будущем на Ваш взгляд).
- В семейном проекте необходимо участие ребенка. С Вашей помощью ребенку можно на выбор: нарисовать или придумать и записать историю выбранного предмета ( «Что было, что стало, что будет»).
- Ребенок вместе с родителями может сочинить загадку или стихотворение о выбранном предмете.
- Ваш семейный проект может быть представлен в виде доклада, портфолио, фотомонтажа, видеоролика, игры, энциклопедии, небольшого сборника сказок, стихов и загадок собственного сочинения, портфолио рисунков и фотографий и т.д.
- Проект должен быть с небольшим текстом, красочно оформлен, с картинками, открытками или фотографиями.
Роль родителей в реализации проекта.
- Консультации: «Как выбрать тему нашего проекта», «Где найти информацию по выбранному нами школьному предмету», «Как оформить наш семейный проект» и др.;
- Сбор авторских загадок, стихотворений, историй о школе и школьной жизни.
Работа с воспитателями и учителем.
- консультации по организации семейного проекта
- репетиция инсценировки детьми стихотворений на школьную тематику.
Продукт проектной деятельности. Семейный проект может быть представлен в разных вариантах, по выбору и желанию детей и родителе — доклад, портфолио, фотомонтаж, видеоролики, игры, энциклопедии, небольшой сборник сказок, стихов и загадок собственного сочинения, портфолио рисунков и фотографий и т.д. (все семейные проекты представлены в фотоальбоме № 1)
Презентация проекта: полученные семейные проекты помещаются в мини-музей детского сада «История школьной атрибутики», где все участники могут увидеть и оценить все проекты.
Мини-музей «История школьных принадлежностей»
Основная идея. Создание мини-музея является частью интегративной формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей 5-8 лет. Мини-музей несет функцию психологической разгрузки детей и открывает новые возможности для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по мотивации и адаптации детей к школе.
Расположение. Мини-музей в дестком саду расположен в отдельном помещении — кабинете педагога-психолога.
Мини-музей состоит из трех частей – собранные семейные проекты и школьные предметы разделены на:
- школьная атрибутика прошлого;
- школьная атрибутика настоящего
- школьная атрибутика будущего.
Содержание и экспонаты. В кабинете вдоль одной стены расположены три стеллажа. На левом стеллаже на полках разложены предметы, атрибуты, фотографии, видеофильмы, отражающие школьную жизнь прошлого, т.е. те вещи, которые использовались бабушками, дедушками и родителями детей. На втором стеллаже расположены семейные проекты с содержанием материала о настоящих и будущих школьных предметах. На полках правого стеллажа расположены современные школьные принадлежности и фотографии, которые используют дети первого класса прогимназии. На стенах мини-музея расположены репродукции картин великих художников на школьную тематику, например Богданов-Бельский Н.П. «У дверей школы»; Богданов-Бельский Н.П. «У больного учителя»; Ватутин М.Е. «Воспитатель»; А.Попов. «В школе» и другие.
Цели и задачи мини-музея. Ознакомление детей и родителей с историей возникновения школьной атрибутики, воспитание интереса к школьной жизни, создание ситуации эффективного взаимодействия детей, родителей и воспитателей.
Темы экскурсий для детей и родителей: «Школьные принадлежности — история и современность», «Школьная форма – какая она есть», «Первоклашкам посвящается…».
Оформление экспонатов мини-музея. Каждый предмет описан следующим образом:
- название экспоната
- предназначение
- дополнительные детали к предмету.
Например, карточка для шариковой ручки.
Название экспоната – «циркуль».
Циркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.
Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.
Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется готовальней.
- Старый металлический циркуль
- Современные циркули
- Карточка для букваря
- Название экспоната – «букварь» или «азбука».
Букварь (азбука) — учебное пособие для обучения грамоте. Букварь помогает учащимся усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова и правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения.
Появление букваря на восточно-славянских землях относится к XVI веку. Первый печатный букварь «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго» был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596. В 1634 году Василием Бурцовым в Москве был выпущен «Букварь языка Словенска». С этого момента буквари создавались как по буквослагательному методу, так и по звуковому (с первой половины XIX века). Однако только К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» (1864) дал образец азбуки, построенной по аналитико-синтетическому звуковому методу письма и чтения. В конце XIX — начале XX вв. появились буквари В. П. Вахтерова и В. А. Флёрова, совершенствовавшие букварь К. Д. Ушинского.
Удмуртский букварь 1898 года ( «Букварь для вотскихъ д?тей»)
Список экспонатов, находящихся в мини-музее детского сада:
- Карандаш простой
- Карандаши цветные
- Ручка шариковая
- Мел
- Цветные фломастеры
- Кисточки для рисования
- Тетрадь
- Букварь
- Линейка
- Ластик
- Пенал
- Подставка для книг
- Ножницы
- Точилка
- Альбом
- Обложка для тетрадей
- Классические счетные палочки, счетные палочки Кюизенера
- Ранец (портфель, рюкзак)
- Альбом «Школьная форма»
- Альбом «Школьная доска»
- Дневник
- Циркуль
- Глобус
- Альбом «Школьная парта»
- Расписание уроков
- Указка учителя и альбом «Учитель»
- Альбом «Компьютер»
- Альбом «Картины о школе»
- Репродукции картин известных художников в рамках на школьную тематику.
|