ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ИЗУМРУДНАЯ СЕМЕЙКА»
Поляева Надежда Александровна воспитатель структурного подразделения Семейный детский сад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 Лысково 2016 г
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возник главный вопрос нашего исследования «Как родился огурец?» и тема нашего проекта «Изумрудная семейка»
Скачать прект
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений (огурцов).
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей огурца.
- Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах): строение, польза, уход за ними.
- Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
- Формировать представление о выращивании растений из семян.
- Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
- Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Продолжительность проекта: долгосрочный, январь — апрель.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Ожидаемые результаты:
- сформированные у детей старшего дошкольного возраста экологические знания в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивания растений из семян;
- развитые познавательные и творческие способности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап: подготовительный
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно- развивающей среды
- составление перспективного тематического плана;
- разработка цикла наблюдений, занятий;
- беседы;
2-й этап: реализационный:
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3 этап: итоговый:
- выставка детских работ;
- презентация проекта.
- создание альбома «Изумрудная семейка: стихи, загадки, поговорки об огурце»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
- Подбор стихов про огурец для оформления альбома.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
12-16 ДЕНЬ
Растения высотой до 15 см. На стебле уже по 5 листочков. Верхние имеют форму пятиугольника, как и у взрослых растений.
23-30 ДЕНЬ
Растение «ползёт» вверх при помощи усиков. В пазухах растений завязались цветоносы.
35-40 ДЕНЬ
На растениях появились маленькие мохнатенькие огурчики.
45-50 ДЕНЬ
Цветоносы держатся, не облетают, а огурчиков становится больше, они подрастают.
52-55 ДЕНЬ
Огуречная плеть ползет все выше и выше. Лиана достигает 1 м 20 см. Для того, чтобы остановить ее рост, мы прищипываем верхушки растений.
63-65 ДЕНЬ
Огурцы выросли до 7 – 10 см в длину и приобрели аппетитный вид! У огурчиков ярко- зелёная окраска, бугристая поверхность со светлыми шипами.
«ИЗУМРУДНАЯ СЕМЕЙКА»
ВО ВСЕЙ КРАСЕ!!!
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!!!
Список используемой литературы:
- Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
- Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011
- Ресурсы Интернета
|