Как привить любовь к чтению с детства
Кудрявцева Татьяна Борисовна воспитатель МБДОУ № 11 "Малышок" г. Луховицы
Любовь к чтению – это ключик, который открывает человеку многие двери. Чтение расширяет кругозор, учит думать, анализировать и, самое главное, помогает легко осваивать учебные программы. Родителям нужно постараться сделать так, чтобы с раннего детства книга стала верным спутником ребенка. Ведущее правило дошкольной педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому.
Первые книги появляются у малыша еще до года. Они должны быть из плотного безопасного материала, небольшого формата, с понятными иллюстрациями. Избегайте тонких страниц, такой книжки хватит ребенку всего на несколько раз, а вот привычка рвать бумагу останется надолго. Рассматривайте картинки вместе, учите аккуратно переворачивать страницы. По мере взросления ребенка наполняйте его библиотеку. Отведите для книг отдельную полку, до которой малыш сможет самостоятельно достать.
Пусть чтение вслух станет ежедневным занятием, приятным досугом. Читайте неторопливо и выразительно. К прочитанному стоит возвращаться в ходе бесед и игр. Ориентируйтесь на возраст и интересы ребенка, не надо предлагать книги на вырост. Ведь текст может быть сложным для малыша, с непонятными словами и смыслом. Это, в свою очередь, рождает неуверенность и гасит интерес.
Многие родители стремятся как можно раньше научить своих детей читать. Возраст может быть разный, но, как правило, к первому классу дошкольники этим навыком в той или иной степени овладевают. Психологи и педагоги призывают не торопиться в этом вопросе. Лучший возраст для начала обучения чтению – после пяти лет при наличии психологической готовности и отсутствии логопедических проблем. Ваш ребенок четко выговаривает все звуки, знает буквы, их графическое выражение, может легко сделать букву из подручного материала (выложить из палочек, слепить из пластилина, написать на песке). А еще он очень хочет научиться читать сам. Задача родителей помочь ему в этом. Регулярно, постепенно, без нажима.
Вот прошло время, и ваш малыш может складывать слоги в слова и дочитывает последние страницы в букваре. Означает ли это, что наступила пора самостоятельного чтения? Конечно, нет. Для ребенка это трудный процесс, это пока занятие, а не удовольствие. Продолжайте читать вслух, ходите вместе в библиотеку. Внимательно относитесь к наполнению домашних книжных полок, ведь эти произведения останутся с детьми на многие годы. Качественная бумага и печать, хорошие иллюстрации, художественная и познавательная литература – все это должно органично сосуществовать. В старшем дошкольном возрасте должны появиться книги для самостоятельного чтения ребенком. Как правило, это короткие сюжетные рассказы на понятные темы. В произведениях, которые вы продолжаете читать вслух, первые несколько предложений может прочесть ребенок. Это придаст ему уверенности. Занятиям по чтению лучше отвести утреннее время. В этом вопросе важна регулярность, а не объемы.
В выборе литературы ориентируйтесь на интересы ребенка, всегда обсуждайте то, что прочитали. Последовательность, личный пример, уважительное отношение к книге, как источнику знаний, удовольствие от процесса – это слагаемые любви к чтению, которая формируется еще в дошкольном возрасте.
|