Рекомендации и советы родителям по чтению детям природоведческой литературы
Басалыга Лариса Петровна Воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ «Образовательный центр «Бухта Казачья»
Будьте вместе с ребёнком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребёнок правильно воспримет окружающую его действительность. Л.С. Выготский Не наказывайте ребёнка чтением, заменяя им игры, прогулки или просмотр телевизора. Можно наказать, лишив его вечернего чтения. Не читайте во время любимой телепередачи.
Не увлекайтесь ранним обучением чтению (до 3 – 4 лет), особенно если у ребёнка были какие-либо неврологические проблемы при рождении или в младенчестве. Если ребёнок поздно заговорил (после 2,5 лет), имеет дефекты произношения, бедный словарный запас, не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам, лучше ограничиться развивающими играми.
С раннего возраста следует учить ребёнка правильно пользоваться книгой, комментируя его действия: «Не надо ломать книгу, лучше посмотри, что там нарисовано. Нет, в книжке не рисуют, давай порисуем в альбоме».
Ребёнок должен видеть наше бережное отношение к книге, наши огорчения при её порче, стремление её отремонтировать. Надо говорить: «Бедная книжечка, порвалась, сейчас мы тебя полечим, починим». Это будет приучать ребёнка к мысли, что книга ценна, её надо беречь.
Художественное слово – живое слово. Надо читать литературу разных жанров – стихи, прозу, загадки, пословицы, поговорки. Говорить ребёнку, что читали, кто автор.
Советы:
– Приучать малыша к книге нужно с раннего детства, предлагая ему книжки-игрушки.
– У ребёнка должна быть своя полка с любимыми книгами.
– Чаще дарите ребёнку хорошие книги.
– Пусть одним из любимых ваших маршрутов на прогулке станет поход в детскую библиотеку. Записать малыша на абонемент теперь можно с 2-х лет.
– Хорошо в семье выпускать свой журнал или газету, ставить домашние спектакли.
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Считается, что ребёнок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники.
Умело и продуманно организовать их – это задача умного, любящего своего малыша взрослого.
Нелюбовь к чтению часто заключается в том, что ребёнку не интересно читать. Прочитанное остаётся для него набором событий, действий, названий, так как ещё недостаточно развито мышление. Книги для него скучны и не интересны. Ведь в мультиках или в компьютерных играх уже заранее предлагаются готовые образы, поэтому нет необходимости что-то представлять или додумывать самому. Ведь, читая книгу, мы попадаем в другой мир и становимся не просто наблюдателями происходящего, но и участниками, переживаем, стремимся узнать, что будет дальше.
Наша задача помогать ребёнку «вживаться в книгу». Для этого необходимо развивать образное мышление дошкольника, чтобы прочитанные слова соответствовали определённым образам.
Необходимо учить детей задавать разные по формулировкам вопросы. Учить отвечать на вопросы, развивать умение вставлять реплики, вступать в беседу, отстаивать своё мнение. Но надо уважать и мнение ребёнка.
|