Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.

Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.

Гончарова И.И

Важным составляющим дошкольного детства является развитие такого качества у ребёнка как социальная компетентность. Согласно И.А Зимней «социальная компетентнocть – это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности, личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности». [1; 16].

Социальная компетентность и методы её развития изучаются педагогами и психологами (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, и др.) [2; 54]. Исследователи отмечают, что социальная компетентность имеет свои особые характеристики в зависимости от возраста человека.

Старший дошкольный возраст примечателен тем, что в этот период ребёнок старается максимально соответствовать образцам взрослых. И главное при этом создать ситуацию положительного примера, так как он послужит основой для дальнейшего формирования мировоззрения и способов поведения дошкольника в будущем.

 

Несформированность умения правильно поступать в той или иной ситуации пагубно влияет на дальнейшею социализацию личности. Вот почему мы так часто наблюдаем проявление агрессивности, жестокости в современном мире. Такие последствия имеют свои истоки из детства, когда закладывались основы поведения в будущем.

Социальная компетентность в детском возрасте предполагает умение сочетать свои биологические ритмы с социальными ритмами. Развитие данной способности у ребёнка должно проходить с непосредственной помощью взрослого. Необходимо проводить беседы с дошкольниками о правилах поведения в обществе, об этикете речевого общения. Играя, можно создавать типичные проблемные ситуации и вместе с детьми находить способы их решений. Акцентировать внимание также стоит на эмоциональном фоне общения. Важно научить ребёнка старшего дошкольного возраста понимать настроение других людей, внимательно слушать собеседника, спокойно реагировать в случае конфликта.

Основные задачи детского сада для развития социальной компетентности воспитанников:

  1. Обогащение развивающей среды играми и методическими пособиями на развитие коммуникативных способностей детей.
  2. Привлечение родителей к активному сотрудничеству с детьми в коллективных делах.
  3. Способствовать доброжелательности, отзывчивости детей на ярких примерах сказочных персонажей.
  4. Организация деятельности, направленной на индивидуальность детей и в то же время на их социализацию.
  5. Коррекция социального развития ребёнка по результатам исследований.

Достаточно эффективны в формировании социальной компетентности у старших дошкольников совместные практикумы по созданию творческого продукта. Данный вид деятельности способствует взаимодействию в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», развивается умение находить компромисс. Например, можно организовать совместную деятельность группы детей (допустим, при изготовлении аппликации по образцу), в которой отдельные части работы будут выполняться разными детьми, затем их объединяют в единый продукт. У дошкольников возникают положительные эмоции в момент соединения отдельных частей в красивый предмет. Таким образом, совместная деятельность побуждает ребёнка больше общаться, помогать друзьям, учит ценить труд людей.

Организация всевозможных праздников с фотовыставкой, с совместным участием всех детей и их родителей также благотворно влияет на развитие социальной компетентности старших дошкольников. Праздники вдохновляют ребенка, дополняют его знания об окружающем мире, побуждают к творчеству. Совместная деятельность всех участников праздника даёт уникальные возможности для развития партнёрских отношений, установления доверительного контакта между ребёнком и социумом. Именно на праздниках дети учатся играть друг с другом и не ссориться. А продумывая праздничную программу вместе с детьми, мы учим их планированию своих действий, заботе друг о друге.

Литература

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / Зимняя И. А. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  2. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. 688 с.
Просмотров: 974
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Тухфатуллова Гузель Рифкатовна. Развитие социокультурной компетентности у старших дошкольников посредством сказки.
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Перминова Наталья Викторовна. Проект направленный на положительную социализацию дошкольников старшего возраста (5-6 лет) Социальная акция «Мы победили»
  • Натейкина Марина Александровна Потапова Светлана Александровна. Статья на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Давыдова Юлия Евгеньевна. Театрализованная деятельность как средство формирования навыков этикетного поведения старших дошкольников
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Матвеева Дарья Алексеевна. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Агаркова Оксана Михайловна. Консультация для родителей и педагогов по теме: 'Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов'
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • И.А. Волоткович Е.Ю. Шипачева. Социальная история как способ коррекции девиантного поведения
  • Шестакова Алёна Александровна. «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Степанова Марина Юрьевна. Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации
  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь