|
Софья Пушкарева. Как распознать ложь по невербальному общениюОчень часто на своих тренингах «Искусство продаж» я даю своим ученикам такое задание: «Все общение можно условно разделить на три составляющие: «что говорим», «как говорим» и «как держимся». Как вы считаете, сколько в процентном соотношении приходится на каждую составляющую, если все вместе они составляют 100 %?» Этим заданием я хочу показать степень значимости невербального общения, общения без слов. В моем примере — это «как говорим» — голос и его характеристики (темп, тембр, высота, громкость и т.д.) и «как держимся» — жесты, мимика, позы, походка. В процентном соотношении «как говорим» и «как держимся» составляют 93%, т.е. львиную долю всего процессе общения. Понимание значимости невербального общения становится особенно актуально при необходимости распознания лжи. Рецептов моментального распознавания обмана не существует. В настоящее время установленным является тот факт, что конкретные признаки искажения информации специфичны для каждого человека — ни один показатель искажения информации не является достоверным для всех людей. Однако распознать обман все-таки можно. Когда человек идет на обман, его поведение, помимо воли меняется. При чем меняется оно не только на внешнем уровне, но и на внутреннем физиологическом, что и позволяет оценить широко используемый на Западе Детектор лжи. Можно выделить основные каналы, по которым происходит утечка информации об обмане. 1. Голосовые признаки обманаПаузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Колебание перед началом реплики, особенно при ответе на вопрос, должно вызвать подозрение, так же, как и короткие паузы в речи, если они повторяются. Необходимость обдумывать каждое слово, прежде чем его произнести, — взвешивать альтернативы, подыскивать слова или мысли, проявляется в паузах. При ответах на неожиданные вопросы очень важна реакция человека: если он не владеет истинной информацией, то, как правило, делает паузу, собираясь с мыслями и выбирая наиболее удачный ответ. Такая пауза сама по себе является сигналом удвоить бдительность. Также следует обратить внимание на: слишком быстрые ответы на вопросы, непроизвольное изменение интонации, темпа и тембра речи, появление дрожи в голосе. 2. Мимика2.1. Основные признаки обмана по мимике Признаки, которые позволяют предположить, что данное выражении лица притворно: 1. Ассиметрия. На обеих сторонах лица выражаются одни и те же чувства, но на одной стороне сильнее, чем на другой. Имеется ввиду синхронность работы лицевых мускулов. Рассогласование — верная примета, что человек, на самом деле, не переживает чувство, а лишь демонстрирует его. 2. Временные характеристики. Выражения, длящиеся более десяти секунд, несомненно, а около пяти секунд — с большей долей вероятности, являются фальшивыми. Большинство искренних выражений сменяются значительно быстрее. За исключением наивысшего накала страстей, таких, как экстаз, буйная ярость или глубокая депрессия, подлинные чувства большей частью кратковременны, и их проявления длится не более нескольких секунд. Долгое удерживаемое выражение лица является, скорее всего, эмблемой или насмешкой. 3. Локализация относительно речи. Если выражение эмоции после слов запаздывает, то велика вероятность того, что она фальшива. Искренность непроизвольно проявляется в гармоничном единстве жеста и интонации голоса, который кинорежиссер С. Эйзенштейн называл «звуковым жестом». 2.2. Улыбка Существуют две причины, по которым улыбка может проявляться при обмане. Первая — снятие напряжения. Улыбка является универсальным механизмом снятия напряжения нервной системы. Именно этим и обуславливается ее наличие у новорожденных младенцев, чему искренне радуются молодые мамы и папы, считая это за начало коммуникации, за первое приветствие. Механизм снятия напряжения при помощи улыбки, сохраняется и во взрослом состоянии. Примером этому могут служить такие проявления, как «глупая улыбка» человека во время сообщения трагических новостей. Поскольку обман — это ситуация, повышающая уровень напряжения, то здесь может появляться улыбка. Вторая причина, по которой улыбка может проявляться в ситуации лжи — это стремление таким образом прикрыть, спрятать свои истинные эмоции, заменив их наиболее социально приемлемой — радости. Однако, установлено, что, обманывая и говоря правду, люди улыбаются одинаково часто. Но люди улыбаются по-разному. Специалисты выделяют более 50 видов улыбки. При распознании обмана важны следующие виды. Продолговатая улыбка собеседника (губы слегка оттянуты назад от верхних и нижних зубов, образуя продолговатую линию губ, а сама улыбка не кажется глубокой) указывает на внешние приятие, официальную вежливость другого человека, но не на искреннее участие в общении и готовность к оказанию помощи. 2.3. Глаза При нормальном контакте, когда люди говорят друг другу правду, взгляды встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника менее 1/3 всего времени взаимодействия. При этом он будет стараться отвести взгляд в сторону, смотреть в потолок, вниз и пр. В случае вопросов, относящихся к скрываемой или искусственно сконструированной им информации, первое же беспокойное выражение или отвод глаз могут свидетельствовать об определенной растерянности, стремлении лжеца быстрой найти любой правдоподобный ответ. 3. ВыводОбщаясь с потенциальным обманщиком не нужно полагаться только на один признак обмана, их обязательно должно быть несколько. Выражения лица должны сопровождаться соответствующими интонациями, словами и жестами. Даже если рассматривать только лицо, не стоит судить по отдельным проявлениям, если они не повторяются или, еще лучше, не подтверждаются другими выражениями. Отсутствие признаков обмана в невербальном поведении еще не является доказательством правды. Некоторые лжецы вообще не допускают никаких промахов. Но и наличие признаков обмана еще не свидетельствует о лжи; некоторые люди чувствуют себя не в своей тарелке или виноватыми, даже когда говорят чистую правду. Смотрите за изменениями в поведении человека. Помните о присущих каждому индивидуальных особенностях поведения. См. также: Быть честным — тяжелая работа. Психология лжиРаспознание лжи при заключении коммерческих сделок 12 способов распознать ложь делового партнера © С. Пушкарева, 2009
г. Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|