|
Рамиль Гарифуллин. Нанопсихология и психиатрия о феномене «Аватара»Фантастическая идея реинкарнации, перерождения, инобытия в новом теле с сохранением своей души уже давно будоражит человечество. Именно в этом основная причина тяги людей к религии, к бессмертию. Во все времена эта идея переживалась различными поколениями в меру достижений гуманитарных и естественнонаучных знаний. И каждый раз новое поколение по-новому, то есть с коррекцией этих знаний, подходит к идее перерождения в новом теле. Вот и на этот раз благодаря кинофильму Дж. Кэмерона «Аватар» человечество по-новому подошло к этой фантастической идее. Что говорит современная наука, в частности психологи, на этот счёт, мы представим ниже. А пока разберём сам феномен фильма. То, что представлено в этой киноленте, с точки зрения содержания, не имеет новизны, так как всё это уже живёт давным-давно в различных фантастических рассказах. Здесь важно то, что эти представления как никогда ранее вышли в тираж и стали содержанием душ большого числа людей планеты. Более того, эти представления, то есть новый мир фильма «Аватар», сотканный благодаря компьютерным технологиям, стал открытием для душ многих людей мира, хотя в этом фильме вульгаризирована идея Аватара (санскр. अवतार, avatara, «нисхождение»), как термина в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Поэтому, видимо, явление «Аватара» сродни явлению «Христа народу». То есть успех «Аватара» основан на тяге к иллюзиям, которые раньше удовлетворялись только в рамках религии, с привлечением творческого воображения верующих. «Аватар» же не требует привлечения воли и воображения. В конце-концов в эпоху постмодерна «Бог», как Глобальный Робот созданный компьютерными технологиями должен будет «спуститься» к нам. Он войдёт в нас, как существо нами сотворённое, но с поведением, не зависящим от нас. У меня есть такие строки: Когда-нибудь, мы свои мысли подключим к Интернету, Я имел ввиду, что мы когда-нибудь сможем подключать свой мозг к Интернету, точно также как в фильме «Аватар» герои подключают свои нервные окончания в божественному дереву Эйва, или к другим животным, дабы слиться со всем миром. А теперь поговорим о том, насколько близко подошла современная наука к реальному разрешению тех фантастических процессов, которые представлены в фильме «Аватар». Современная наука, преимущественно на основании моих теоретических разработок, опубликованных в научных сборниках (см. Гарифуллин Р.Р. Нанопсихология как новая наука. Нанофилософия как новое мировоззрение. Сб. статей «Человек перед лицом глобального вызова», Философское общество Татарстана, Казань, 2005, с. 101-106.) и представленных на нескольких научных конгрессах, говорит, что все эти фантастические проекты смогут быть реализованными только благодаря развитию новой науки нанопсихологии, задачи и проблемы которой были сформулированы мной (см. «Инженерная психология» в ВИКИПЕДИИ) Развитие нанопсихологии, которую я выдвигаю, как новую составляющую психологии, заставит нас по-новому взглянуть на многие онтологические и гносеологические проблемы философии. Нанопсихологию, на мой взгляд, можно разделить на три основные области: Первая. Область, изучающую психические процессы, обусловленные природными наностуктурами мозга, нервной и нейрогуморальной системами. Эта область, в свою очередь подразделяется на изучение: а) Психических процессов, обусловленных естественными процессами в наностуктурах (неуправляемые наноструктуры); б) Психических процессов, обусловленных искусственными процессами в наноструктурах (управляемые оператором наноструктуры в условиях «здесь и сейчас» или запаздывания); Вторая. Область, изучающую психические процессы, обусловленные искусственно-созданными и управляемыми (в условиях «здесь и сейчас» или запаздывания) или неуправляемыми наностуктурами, которые внедрены в мозг, в нервную и нейрогуморальную системы. Третья. Область, изучающую психические процессы, обусловленные влиянием систем (приборов, чипов, наночипов, наноботов, микроизлучателей, микровыключателей, микрокомпьютеров, кодирующие и декодирующие микросистемы, ДНК-компьютеры и т.п.), созданных на основе достижений нанотехнологии. Эти системы либо внедрены в мозговую, нервную нейрогуморальную систему. Либо воздействуют извне. На мой взгляд, в настоящее время в нанопсихологии существуют следующие проблемы: Первое, это проблема влияния наночастиц (наноблокаторов, наноэкранов, наночипов и различных наноэнергетических структур) на психические процессы. Она включает в себя: проблему преобразования биоинформационных полей мозга с помощью наночастиц, помещаемых в различные участки мозга; проблему исследований психических процессов, вызванных влиянием наноблокаторов, наноэкранов, наночипов и различных наноэнергетических структур; проблема управления вышеприведёнными процессами; Второе, проблема подключения мозговых структур и нервов к глобальным сетям (типа Интернет) посредством наноструктур. Третье, проблема управления через глобальную радиосеть (типа Интернет) психическими процессами индивидов с вживлёнными в мозг наночипов и иных наноструктур; Четвёртое, проблема использования вышеприведённых искусственных наноструктур как инструментов для создания новых методов и методик изучения психических процессов; Пятое, проблема взаимоотношения искусственных наноструктур, вживаемых в мозг и нервы с естественными мозговыми наноструктурами. Шестое, проблема моделирования субъективной психической реальности с помощью влияния искусственных наноструктур; Седьмое, проблема преобразования, прогнозирования и конструирования психической реальности с помощью вариаций информации, поступающей через наноструктуры; Восьмое, проблема изучения процессов, протекающих в растворах наночастиц (идеальных и реальных растворах). Переход на макроуровень через растворы наночастиц. Проблема взаимодействия с растворителем. Девятое, проблема наноудаления различных структур мозга и нервов. Влияние наноудаления на психические процессы. Десятое, поиск пусковых природных нанопроцессов и наноперестроек и имитация этих процессов с помощью искусственных наноструктур. Это проблема создания имитаторов кодирования мозговых процессов и психическое протезирование. Мозг кодирует и создаёт значения, а мы будем внедрять искусственные нанопротезы и наблюдать за тем, как изменяются психические процессы, как приживается, кодирующая (искусственная) система к природной.. Модели мозга (голографическая и др). Нанокодирующие структуры зрения, восприятия, обоняния. Нанокоррекция памяти, мышления, проводимости и т.п. Это, исследование психики по мере вращивания искусственных наноструктур в системы зрения и восприятия. (Это не грубое «бехтеревское» удаление и наблюдение, а внедрение наноструктур (наноботов), вырабатывающих гармоны, лекарства и т.д. Это исследование корреляции между психическими процессами (мышлением и т.п.) с нанопроцессами, влияющими на психические процессы. Это проблема мысли и её отражение в нанопроцессах. Это проблема кода духовности. Это проблема содания мозговой наносреды, изменяющей психические процессы. В настоящее время существует пропасть между наноструктурными исследованиями и психическими процессами, так как до сих пор пока слабо изучены молекулярные механизмы мышления и памяти. А может быть лучше искать пусковые, кульминационные, бифуркационные, синергетические механизмы в мозгу, которые определяют психические процессы. Нанопсихология — наука, изучающая корреляции между наноструктурными преобразованиями и психическими. Это моделирование на психопатию. Можно математически моделировать психопатию. С другой стороны, можно рассматривать нанопсихологию — как науку об очень тонких психофизиологические переключениях работы головного мозга. Нанопсихология может стать одним из современных психологических методов (в психологии). Как метод меченных атомов. Кроме того, нанопсихология может стать наукой о создании искусственных нейросетей, имитирующих естественные (синтез сетки, как в сетчатых полимерах). И наконец, нанопсихология будет успешно развиваться на основе замены некоторых частей мозга ДНК-вычислителями, то есть благодаря развитию нанобиологии. Увы, до разрешения всех вышеприведённых проблем нанопсихологии пока далеко. А пока я могу отметить, что у меня в моём кабинете, в связи с фильмом «Аватар» уже появились больные, страдающие «синдромом Аватара» и сами об этом говорящие. Я уже стал их классифицировать. Этих больных можно классифицировать следующим образом: 1. Психопатологический феномен неприятия своего тела. Наблюдение за своим живым телом, как за нечто чужеродным, идущим порой вразрез с психическими представлениями и переживаниями. В памяти хранятся прежние представления о теле, но настоящее его восприятие ничего общего уже с ними не имеет (например, синдромы постпластической хирургии, следствие мозговых психотравм, отравлений, шизофренических процессов и др.) 2. Психопатологический феномен «подмены души». Некоторые пациенты так и говорят: «Из меня вынули душу и вдули другую. Я — Аватар». 3. По мере внедрение виртуального Интернет-общения люди всё чаще в виртуальном пространстве формируют некий образ о себе, ничего общего не имеющий с реальным. Значительная часть переживаний личности захватывается именно этим виртуальным образом («Аватаром»), а времени интереса на реального себя не остаётся. Человек начинает скучать в реальности «умирая» от депрессии и оживая при погружении в виртуальное общение. В конце концов, он может выключиться из реальности и жить в виртуальном образе то есть в своём «Аватаре». Человечество всё больше и больше погружается в мир симулякров, то есть символов оторванных от реальности, живущих по своим самодостаточным законам, которые не прислушиваются к реальности. Когда-нибудь мозг, как уже было сказано выше, подключат к Интернету, как к некоему дереву «Эйва». 4. Аватаромания как мода на различные вещи и понятия, заимствованные из фильма «Аватар». Каждое время имеет свой фильм, который давал толчок в идеологии, в моде на одежду, слоганы, установки и др. Не удивлюсь, если увижу, что в 2010 году будет модным синий тональный крем, а мужчины будут отращивать одну косу и привязывать её к бортовому компьютеру своего автомобиля или к рулю. Таким образом, термин «Аватар» по моим наблюдения уже успешно начинает входить в современную психиатрию и культуру. Рамиль Гарифуллин, доцент, кандидат психологических наук © Р. Гарифуллин, 2010 г.Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|