|
Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
Неужели феномен нашего «Я», как некоего центра сознания и воли, из которого мы наблюдаем за нашим телом, мыслями и переживаниями, держится только на памяти прошлых содержаний нашей души? Неужели мы обнаруживаем свое «Я», только благодаря соотнесению наших прошлых содержаний души (личностно-уникальных и смысловых образований) с реальностью? Неужели, если в нас нет прошлого, но есть только настоящее перед носом, то феномена «Я» не возникает? Неужели, человек полностью утративший память о своём прошлом, автоматически теряет свое «Я» и свое сознание? Ведь часто приходится видеть лиц, забывших кто они такие, при этом имеющих сознание и своё «Я». Видимо, феномен «Я» — это Нечто автономное и функционирующее само по себе без всякой привязки к отношению нечто психически внутреннего с нечто психически внешним.
Когда мы утверждаем, что наше «Я» обозревает мысли, которые предстают перед нашим «Я», то это не совсем так. А может даже совсем не так! Если бы наша мысль предстала как некий объект и наше «Я» могло бы рассматривать эту мысль как бы со стороны , то можно было было бы говорить, что «Я» обозревает приходящие мысли. (При биполярных психических расстройствах это случается). При нормальном функционировании психики, тогда, когда к нам Кем-то пригоняется мысль, наше «Я» в эти
мгновения уже не работает . Оно лишь потом включается, когда вспоминает этот приход мысли, но в это время уже этой мысли в мозгу нет. То есть, в мозгу происходит смена феномена мысли на феномен мысли о прошедшей мысли. Вот этот феномен мысли о
мысли, мы и называем феноменом «Я». Это рефлексия. Это быстрое чередование Кем-то пригоняемых мыслей и наших мыслей, возникших об этих пригнанных мыслях, создаёт иллюзию непрерывной работы «Я», хотя эта работа периодически прерывается. В действительности, нашими мыслями являются лишь те, которые есть мысли о мыслях.
Мысль, которая свободно пришла в голову, нашей не является, так как не мы ее пригоняли, до этого найдя в каком-то психическом «шкафу». (Мысли о мысли, то есть мыслительный процесс по обнаружению Нами Самих Себя, то есть «Я», тоже происходит благодаря механизмам, находящимся вне нашего «Я», хотя существует иллюзия, что это работа самого «Я», то есть «Я» причина Самого Себя). А вот, если пришла мысль об этой свалившейся мысли, то она, как нам может показаться, продукт работы нашего «Я».
Этот мыслительный акт важен, так как только после него свалившаяся мысль становится достоянием нашего «Я». Если этого не происходит, то есть, мысль сваливается, но не возникает о ней мысли, то она пропадает для нашего «Я». Поэтому, отсутствие работы «Я» еще не говорит , что мысли в психику не приходят. Они приходят, но не становятся фактом сознания, объектом восприятия «Я». Также как и сны, которых ночью множество, но помним мы лишь один или вообще ничего не помним.
Таким образом, феномен «Я» — это всего лишь феномен мысли о мысли и не более! Феномен «Я» — это тот же феномен мысли... , но только о мысли. Тогда возникает вопрос: почему феномен «Я» как феномен мысли особый! Почему его выделяют на фоне иных миллиардов мыслей?! Это связано с тем, что:
1. Возникновение этих мыслей о мыслях сравнительно определённее для самого «Я» и даже регулируется им (или есть иллюзия этого), в отличии от свободных мыслей, которые непонятно откуда сваливаются в нашу психику, и, порой, мы о них можем не узнать. Хотя программа рефлексии, то есть генерирования мыслей о мыслях, тоже программа, которая , видимо, работает вне нашего «Я». Поэтому автономность и независимость работы нашего «Я» тоже относительная, но эта программа сравнительно более автономная, так как черпает информацию из ограниченной сферы психики, наполненной уникально-смысловыми и личностными образованиями, а не является жертвой хаосмотической и непредсказуемой внешней и внутренней среды.
2. Феномен нашего «Я», как мысли о мысли, привязан в сравнительно большей мере к феномену Воли — иному качественному процессу. Благодаря этому возникает некая психическая зона, которую называют центром Сознания и Воли!
Этот феномен рефлексии и сознания, настолько сроднился в нашей психике, что не возникает даже мысли о том, что все это имеет свои истоки и механизмы. Обычно наше «Я» воспринимает Само Себя, как некую данность, которая не имеет механизмы, структуру и истоки. Эта программа на генерирование нашего «Я» работает настолько безукоризненно, что возникает иллюзия того, что «Я» есть причина самого Себя и не стоит искать истоков этого феномена вне его самого! Наше «Я», как некий психический функционал рефлексии, мнит себе , что его никто не создавал, дескать, оно само себя создало или оно всегда было, как был и не создавал себя Всевышний! Это иллюзия.
Психология далеко ушла в плане исследования того, что творится в психике, наполненной разными психическими образованиями, которые «проплывают» по реке души, а наше «Я» в это время сидит на берегу и за всеми этими открытиями, текущими по реке души, наблюдает, но эти открытия и знания никакого отношения не имеют к тайне знаний феномена «Я», так как оно связано с Нечто, далеким от этой реки! Неужели, это далекое и есть Всевышний!
Доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин См также: В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|