Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 48 Георгий Почепцов. Информационно-коммуникативные процессы в современном обществе



Георгий Почепцов. Информационно-коммуникативные процессы в современном обществе

Информационно-коммуникативное пространство чувствительно ко всем изменениям, в первую очередь экономическим и политическим. Поэтому мы можем составить представление о предстоящих изменениях в экономическом или политическом пространствах благодаря тем изменениям, которые инициируются в информационном пространстве. Лауреат Нобелевской премии по экономике в 1995 Р. Лукас подчеркивал взаимовлияние экономики и политики. Он видел в этом объяснение, почему так сложно делать прогнозы в экономике.

Информационно-коммуникативное пространство тоже существенно помогает политике. Следует, в частности, признать важность кино для становления тоталитарных государств. Телевидение тоже всегда поддерживает доминантное распределение власти в государстве. И современные выборы проходят исключительно в этом пространстве.

информационно-коммуникативное пространство

С 50-х годов существует модель смены власти в стране с помощью информационного компонента социосистемы, который начинает диктовать новые нормы политической, а затем и экономической компонентам. Эта модель была использована в азиатских странах, чтобы помешать их переходу к социализму. По этой модели делалась революция в Иране. Это также является моделью как бархатных и цветных революций, так и перестройки.

Вход в массовое сознание обеспечивают массовая коммуникация и массовая культура. Ведь идеология или образование и наука серьезно «охраняются» государством. Сегодняшние государства вообще перевели идеологические функции на науку и образование, которые фиксируют нужную модель мира и тиражируют ее для будущих поколений. Образование теперь выполняет функции пропаганды, поэтому на назначения министров образования болезненно и по-разному реагируют различные сегменты общества. «Чужое» может быть допущенным в массовую культуру, но не в массовое образование.

Анализ информационного пространства позволяет предвидеть тенденции. Например, два последних российских примера (обсуждение необходимости изменения имиджа Владимира Путина с мачо на отца нации[1], которому разрешено иметь морщины, или обращение пресс-секретаря Дмитрия Пескова к доверенным лицам Путина с просьбой о критике президента[2]) свидетельствуют о начале новой коммуникативной политики власти.

Глеб Павловский и теперь, после отстранения от Кремля, подчеркивает главную особенность Путина как первого лидера, способного объяснять власть. «Коммуникативность власти — очень важная черта», — говорит он. Вообще мы привыкли считать первым руководителем, «говорящим», Михаила Горбачева, который пришел на замену тем, кто читал по бумажке.

Когда Павловский был «частью» Кремля, он нашел еще одну характеристику Владимира Путина (Павловский Г. Сочинение на вольную тему. Интервью. — Профиль. — 2002. — 15 апреля). Он считает, что Путин выстроил систему личных коммуникаций с массами граждан. В результате сам Путин становится средством массовой информации, а традиционные пресса и телевидение — аппаратурой для ретрансляции сигнала. Образ Ельцина был создан СМИ, поэтому его легко разрушили. Вообще эта модель описывает любых селебритиз и объясняет, почему пресса не может обойти освещения их слов и действий.

Информационно-коммуникативное пространство может решать принципиально некоммуникативные задачи, в этом его сила. Кстати, идея последней книги Павловского «Гениальная власть! Словарь абстракций Кремля» заключается в том, что государство торгует страхами, от которых оно потом само и защищает (Павловский Г. Гениальная власть! Словарь абстракций Кремля. — М., 2012). То есть государство потеряло возможность удерживать образование, медицину, науку, поэтому оно придумало себе новую функцию. А чтобы она выглядела как можно необходимее, телеэкраны заполонили менты с бандитами, которые создают скрытое чувство страха у зрителей.

В США, кстати, распространена теория менеджмента террором (ТМТ), согласно которой показ человеку «явлений смерти» программирует его на другой тип поведения. В частности, в нем активируются этнические предрассудки, такой человек нуждается в сильном президенте. Кстати, пример функционирования и избрания Буша демонстрирует влияние именно таких вещей. 11 сентября внезапно изменило оценку действий президента Буша: с неэффективного президента он стал эффективным. То же произошло во время выборов Буша на фоне начавшейся войны (Westen D. The political brain. — New York, 2007). Мы меняем контекст, чтобы добиться нового понимания объектов на новом фоне.

На наших глазах произошли принципиальные изменения в развитии социальных наук. Изменился базис: резко возросла объективность. Поэтому на первое место вышли те науки, которыми мы меньше всего занимаемся. Это нейронаука (нейроимиджинг, нейробиология, нейрохимия), это теория принятия решений, ибо они есть везде: и в политике, и в бизнесе, и в военном деле. Соответственно, государство пытается управлять не только принятием государственных решений, но и принятием решений личных (как бизнес сделал раньше с покупателями).

Эти новые социальные науки вышли на освоение новых сегментов действительности: рациональное — эмоциональное, поверхностное — глубинное, массовые — нишевые, индивидуальные коммуникации. Сегодня под исследования попало даже сакральное. С. Этрен, чья последняя книга называется «Разговаривая с врагом» (Atran S. Talking to the enemy. Faith, brotherhood, and the (un) making of terrorists. — New York, 2010), изучал именно сакральное (объектами изучения были конфликт Палестина — Израиль и ядерная проблема Ирана, которая, хотя и новая, но для иранцев приобрела сакральные черты). То есть средствами Пентагона изучается «святое» в отличие от обычного и обыденного.

Каждый новый коммуникативный механизм помогал человечеству двигаться вперед. Книгопечатание (книги и газеты) позволило начать накопления знаний в неслыханных ранее объемах, что в результате привело к промышленной революции и человеческое общество стало жить в системе постоянных изменений (Anderson B. Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. — London — New York, 1991). Рукописная книга, по современным подсчетам, стоила очень много — около 20 тысяч долларов. Такая книга принципиально не могла быть книгой для всех.

Но это обусловило и негативные тенденции. Начались религиозные и этнические войны, поскольку конкурентные идеи охватили массы. Именно с появлением книгопечатания связывают стремительный рост национализма и появление государств-наций (Silver N. The signal and the noise. Why so many predictions fail — but some don't. — New York, 2012). То есть новый коммуникативный инструментарий создал и новые конфликтные ситуации, а не только способствовал накоплению знаний.

Каждый раз приход новых медиа сопровождается попыткой государства их «покорить», вернув их вы русло имеющегося распределения власти в обществе и государстве. Социальные медиа (в первую очередь Twitter) создают новый вариант средства массовой информации — так называемую общественную журналистику. Среди основателей Facebook, в частности, есть и венчурный фонд ЦРУ.

Есть и обратные процессы. Книгопечатание начиналось с печати исключительно Библии, затем контент расширился. Интернет создавался как средство связи для военных на случай ядерной атаки со стороны СССР. И снова контент впоследствии расширился, став необъятным. То есть в этом случае происходит переход коммуникативной технологии от государства к обществу, а не от общества к государству.

Мы можем понять это как переход от контролируемого к неконтролируемому использованию коммуникативного инструментария:

— Книга: от государства (религии) к обществу,

— Интернет: от государства к обществу.

— Постсоветское кино тоже вернулось под крышу государства, ибо только оно дает на него средства.

Есть и негативные последствия современных информационно-коммуникативных технологий. Интернет трансформирует мозг, люди постепенно теряют способность читать объемные тексты. Потеря умения писать тоже ведет к непрогнозируемым последствиям, поскольку развитие руки и мозга взаимосвязаны. Из-за угрозы такого типа звучат призывы вернуться к активному использованию письма (см. здесь и здесь).

Коммуникация объединяет и создает единое целое. Государство и общество во многих случаях заинтересованы иметь целое, а не хаотичный набор индивидов. Это касается также бизнеса, политики и военного дела.

Островский считает, что настало время восстановления разрушенного перестройкой социального знания. Аналог инфраструктуры, объединяющей материальное, он видит в ультраструктуре, которая должна объединить нематериальное (см. здесь, здесь и здесь). Именно в этом контексте он говорит о необходимости создания в России госкорпорации «Росфилософия», а Америку предлагает рассматривать как склад, где можно взять для использования те или иные механизмы, порождающие связывания общественных объектов.

Сегодняшнее развитие науки и практики привело к необходимости вывести на первое место науки о принятии решений. Военные, например, оказались заинтересованными как в собственном обучении[3], так и в том, чтобы помешать противнику в реализации этих процессов. Это соответствует разработкам Дж. Бойда, который и занимался изучением когнитивных препятствий для противника (Coram R. Boyd. The fighter pilot who changed the art of war. — New York, 2002; Hammond GT The mind of war. John Boyd and American security. — Washington, 2001).

Военные занялись также поиском[4] новых методов распознавания лжи, что в результате привело даже к изменению названия Института полиграфии Министерства обороны США на Военную академию оценки достоверности. Это связано с тем, что сейчас помимо традиционного полиграфа используют и много новых методов.

Еще одним трендом развития, который будет влиять на принципиальную трансформацию информационно-коммуникативной сферы, становится увеличение численности креативного класса. Речь идет о людях, зарабатывающих умственным трудом. Тогда как раньше большинство зарабатывало физическим трудом. Р. Флорида считает, что к креативному классу относится уже треть занятых американцев (Florida R. The rise of creative class. — New York, 2012). А в них будет (или должна быть) другая потребность в информационных ресурсах. И это будет вызывать все большую трансформацию в данной сфере.

Источник публикации: Mediasapiens

Просмотров: 927
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • А.В. Федоров. Другая война, или Запад есть Запад… Военная тема в западном кинематографе эпохи «холодной войны»
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • А.В. Манойло. Модель информационно-психологической операции в международных конфликтах
  • Георгий Почепцов. Новые подходы в теории информационных войн: британская модель
  • Виктор Сороченко. Энциклопедия методов пропаганды (фрагмент книги)
  • Георгий Почепцов. Новые медиа как средство международных информационных интервенций
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Денис Бондаренко. Учебник — чтобы учиться, а лопата — чтобы копать! Внутрикорпоративное обучение и бизнес-тренинги.
  • Георгий Почепцов. Оранжевые революции и ненасильственные методы свержения власти
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Почему так мало женщин при власти?
  • В.Вепринцев, А.Манойло, А.Петренко, Д.Фролов. Операции информационно-психологической войны
  • Георгий Почепцов. Выборы Обамы как новый этап развития избирательных технологий
  • Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии. - Ольга Старова
  • Георгий Почепцов. Бихейвиористские войны как новый этап развития методологии информационных войн. - Г. Почепцов
  • Георгий Почепцов. Невоенный инструментарий войны: люди, медиа и образы
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Эллина Карепова. Интуиция. Феномен антиципации: сердце тоже видит
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Георгий Почепцов. Пять новых направлений трансформации информационной войны: реализованные подходы
  • Георгий Почепцов. Пять новых направлений трансформации информационной войны: будущие подходы
  • Георгий Почепцов. Пропаганда: возрождение старого инструментария в новых условиях
  • Георгий Почепцов. Новые механизмы пропагандистской войны
  • Георгий Почепцов. Сюжетология войны, террора и политики
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: тенденции и пути развития
  • Георгий Почепцов. «Чувствительные», «Альфы», «Грань», «Хранилище № 13» и другие фантастические фильмы в процессах формирования новых поколений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь