Федор Смирнов. О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации

В статье рассматриваются процессы изменения мышления и психологии восприятия у современного человека из-за воздействия техногенной глобализации. Благодаря «погружению» в мир экранов происходит общечеловеческий переход в регистр мышления зрением, благодаря которому виртуальная реальность становится «объективной действительностью» наших дней. Подобная трансформация, усиленная развитием экраноцентричных, рекламных и «сетевых» технологий, способна привести к рождению нового типа людей — поколения Хаоса.

Техногенная глобализация, экран, манипуляция, реклама, капитализм, псевдоморфоз, хаос

глобализация и человеческое сознание
Image: © istockphoto.com/Andrey Volodin

Оглавление

  1. О понятии техногенной глобализации
  2. Мир как экран
  3. О технологиях доведения информации
  4. О примерах манипуляции сознанием на волне расширения техногенной глобализации
  5. Виртуальный мир в цифрах (ситуация в России)
  6. Social Media Marketing (SMM) и технологии
  7. Макроэкономический и макропсихологический аспекты
  8. Анализ как одна из ценностей западного человека
  9. О девальвации слова
  10. Псевдоморфоз наших дней
  11. О видимой части грядущих катастроф. Антропо-техногенный закон самосохранения природы
  12. Преждевременность глобализации и эра информации хаоса
  13. Библиографический список

«Поднимите мне веки» — говорил гоголевский Вий в 1834 году. Спустя почти 170 лет, в эпоху техногенной глобализации, казалось бы, человечество должно идти вперед с широко открытыми глазами, однако стремительное развитие технологий, построенное на экраноцентричном принципе получения информации, подобно коварным мифическим сиренам способно увести нас в ложном направлении.

Основное воздействие глобализации заключается в утрате современным западным человеком чувства комплексного системного видения целостной картины мира, при постоянном отвлечении на кутерьму текущих событий. Основную роль здесь, как это ни парадоксально звучит, играют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Недаром Наполеон Бонапарт еще в начале XIX века говорил: «четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». XXI век — век Интернета, благодаря которому осуществляются как массовые рекламные кампании и различного рода «цветные» или «сетевые» революции, так и бессознательное и пока незаметное размягчение комплексного парадигмального человеческого мышления.

О понятии техногенной глобализации

Прежде чем сделать первый шаг в сторону осознания такого развития событий, определим то, что мы понимаем под техногенной глобализацией.

Согласно классическому определению глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [1, с.6-31]. С нашей точки зрения, ее экономический, политический и культурный аспекты являются лишь следствиями развития информационно-телекоммуникационных технологий, благодаря которым стала возможным глобализация, в ее современном обыденном понимании.

Техногенная глобализация — это естественное и всепроникающее развитие информационно-телекоммуникационных социальных технологий по всему миру, распространяющихся преимущественно из единого центра, который находится в ведущих странах Запада — США и ряде стран ЕС. Важнейшей ее особенностью является выгодное Западу распространение по создаваемым каналам из центра на периферию западной культуры [2,3], а также, в меньшей степени, — моделей экономики (рыночный, финансовый капитализм) и политики (демократия), а также других социальных концептов.

Мир как экран

Повседневная жизнь современного человека уже не мыслится без участия в ней постоянно «льющегося потока» информации с экрана телевизора, по оптоволоконным и беспроводным каналам Интернета, из которого мы черпаем данные через экран монитора или планшета. Более того, повседневная жизнь человека не может быть представлена без мобильного телефона, экран которого также лучится сведениями.

Таким образом, из всех 5 чувств, на которых базируется человеческое мировосприятие, а именно — зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании, — в современную эпоху техногенной глобализации больше всего задействовано зрение, а ведь от 80 до 90 процентов информации к нам поступает именно через него.

Человеческое мышление устроено так, что любой объект, который мы видим, является просто зрительным образом, о котором, кроме того, что мы видим, мы более ничего не знаем. Небо для древних являлось местом жительства Богов, потому как они пользовались лишь зрением и требующим объясняющего мифа воображением, а уровень развития не позволял к нему прикоснуться. И только фундаментальное движение сквозь века заставило людей сначала колонизировать сакральное Небо спутниками и самолетами, превратив его в зону геополитических интересов, а затем и вовсе сделать из него огромный экран [4]. Так, наблюдая дерево, нормальный человек видит в нем только дерево, но ведь, если оно не является миражом или голограммой, либо рекламным щитом, то обладает еще и своей собственной историей, своим жизненным путем, который мы увидеть сразу не в состоянии. Может оказаться и так, что это и вовсе не дерево, а тщательно замаскированный вход в бомбоубежище. В то же время, если физику дерево будет видеться кучей организованных по определенному принципу атомов, то для экономиста это лишь сырье, материал для строительства или еще что-то. Чем в итоге является это «дерево» лишь по первому впечатлению, полученному через зрение, без прикосновения, ощущения его запаха или вкуса объективно понять невозможно [5].

Но именно на таком, поверхностно-доверительном принципе построено восприятие в современном экраноцентричном техногеннизированном мире. Это мир зрительного образа и мышления зрением, где метафизика красочности действа постепенно обостряется до своего предела. Мышление зрением за счет отсутствия задействованности других органов чувств делает современного «модернизированного» человека более доверчивым, лишает его критичности мышления, преобразуя познание в симулякр [56]. Отсюда возникает и страстное желание судить обо всем на свете, зная о предмете разговора лишь малость, только видимую сторону, ориентируясь по слухам, но будучи четко уверенным в своей фундаментальной правоте. Громадную лепту в данный процесс вносят маркетинговые технологии.

Вот небольшая иллюстрирующая затронутое нами анекдотическая история в тему. Умирает продюсерша и попадает на небеса. У райских ворот ее встречает Господь и предлагает ознакомиться с положением дел в раю. Она видит, что жизнь здесь тихая и спокойная, играют на лютнях и поют хором. Никого из ее друзей нет. Она явно ожидала, что загробная жизнь будет более веселой, и тогда Господь позволяет ей познакомиться с жизнью в аду. Там, к своему удивлению, она обнаруживает всех своих друзей, которые веселятся и пьют пиво. Она возвращается к Господу и просит разрешить остаться в аду. Тот соглашается. Вернувшись в ад, она обнаруживает там раскаленное пекло, изнурительный труд и никаких, вообще никаких радостей. Когда к ней подходит дьявол, она бросается к нему с просьбой объяснить, почему такая разница между тем, что ее окружает сейчас, и тем, что она увидела во время первого визита. Дьявол отвечает: «О, вам и в самом деле понравилась моя демо-версия?»

Вот мы и живем в том самом «пекле», занимаемся изнурительным трудом, а вокруг нас красочные экраны демонстрируют нам демо-версию «райской» жизни, которую мы на самом деле наблюдаем где-то вдалеке, на экране.

Другим интересным моментом, затуманивающим нам разум и заставляющим идти на поводу у зрительных эффектов, который подметили социологи [6], является то, что объем направлений или областей внимания у человека на протяжении последних веков оставался одним и тем же. При этом на микроуровне следует говорить о кратковременной памяти, когда в области внимания находится 7, плюс-минус два объекта; на промежуточном уровне, мы говорим о среднесрочных объектах интереса — чтении книги, изучении творчества музыканта или поэта, работе над проектом и т.п.; и макроуровень — получение высшего образования, создание семьи и др. Таким образом, если в период до начала техногенной глобализации сознание среднестатистического европейского человека было свободно для творчества, изучения чего бы то ни было, вместе с чем, как раз на XIX — начало XX вв. выпал расцвет научной, художественной, творческой мысли, — то в настоящее время наш разум совершенно погряз в массиве ненужных данных.

Так, по оценке аналитической компании IDC, только за 2006 год был создан 161 экзабайт цифровой информации (1 экзабайт равен 1 млрд. Гб). А это в 3 млн. раз больше чем все книги, написанные за всю историю человечества. В прошлом году этот объем возрос до 988 экзабайт, то есть почти в 6 раз всего за 4 года. По прогнозу компании Cisco, только через интернет-трафик в 2013 году будет передаваться 667 экзабайт цифровой информации [7].

Вместе с этим, уже начинают появляться на свет люди, которые вообще не знают, что значит жить без экрана — телевизора, Интернета, телефона и прочих средств обмена информацией. Свой вклад вносит и игровая зона, построенная на жестокости, принципе убийства всего, что движется.

Таким образом, получаем одно из направлений эволюции сознания современного человека. Описанные нами тенденции усиливаются вкладом в процесс самого человека, нацеленного на получение максимальной прибыли [8], благодаря чему свое интенсивное развитие получил процесс создания PR-технологий [9], позволяющих увеличивать объем продаж. Первичный интерес людей, усиленный за тем их жадностью, доведенной до абсурда, кстати, и привел человечество к глобальному финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2007-2008 гг. [10]

О технологиях доведения информации

С развитием рекламы начиная с 1960-70-х гг., когда началась сексуальная революция, за основу была принята именно зрительная стратегия. Причем тенденция развития рекламной индустрии продолжала свое движение по нисходящей спирали в сторону все большей яркости и откровенности [11]. Как только происходило привыкание к определенному уровню рекламы, и она переставала давать нужный эффект, планка насыщенности передвигалась на более действенную зону, при подключении уже животных инстинктов.

В результате современная реклама стала базироваться на 6 основополагающих принципах пропаганды, активно использовавшихся еще Адольфом Гитлером [12, с.175-176], но сформулированных З. Фрейдом и Э. Бернейсом [9]:

  • Пропаганды должно быть много, она адресована только массе, и масса должна встречаться с ее носителями постоянно, в любой точке пространства, в любой промежуток времени. Чем больше, тем лучше.
  • «Ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать… Она должна быть максимально проста». То, что понятно рабочему, поймет и интеллигент. Наоборот не получается. Поэтому простая пропаганда действует на всех, даже на тех, кто ей сопротивляется. В конце концов, когда большинство будет убеждено в чем-то, умное меньшинство вынужденно последует за большинством.
  • Пропаганда должна быть однообразна, «должна ограничиваться лишь немногими пунктами и излагать эти пункты кратко, ясно и понятно, в форме легко запоминающихся лозунгов». Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи».
  • Пропаганда должна быть «однозначна»: «тут нет места тонкой дифференциации. Народ говорит «да» или «нет», он любит или ненавидит. Правда или ложь! Прав или не прав! Народ рассуждает прямолинейно». Никаких различных точек зрения и объективных подходов, никаких сомнений, колебаний, возможностей. Только решительность и однозначность. Выбор уже сделан. Факт уже налицо. О нем только информируют. «Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна, такой-то вывод действительно правилен».
  • «Пропаганда должна воздействовать больше на чувства и лишь в небольшой степени на так называемый разум… чем меньше научного балласта в нашей пропаганде, чем больше обращается она к чувству толпы, тем больше будет успех».
  • Пропаганда должна быть шокирующей. Не нужно входить в резонанс с мнением массы, а потом постепенно подводить ее к какой-то мысли. Нужно огорошить сразу. Только в этом случае можно привлечь внимание, а привлечение внимания — это начало пропаганды. Только шокирующее нестандартное послание люди будут передавать и пересказывать друг другу, тогда как то, что им привычно, они не заметят и не перескажут. Нужно сразу поразить и удивить. И действовать настойчиво. «В начале войны казалось, что пропаганда безумна в свой наглости, затем она начала производить только несколько неприятное впечатление, а, в конце концов, все поверили ей… чем чудовищнее солжешь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь. И даже когда им разъяснят, что речь идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, все-таки здесь есть доля истины… Солги посильней, и что-нибудь от твоей лжи да останется».

Мы не случайно так подробно останавливаемся на этих принципах. По сути, мы в них живем. И чем дольше живем, тем они нам привычнее. Одновременно изощреннее становятся и технологии.

О примерах манипуляции сознанием на волне расширения техногенной глобализации

К выработке определенного поведения нас подталкивает постоянная работа технологий манипуляции сознанием [13]. Их важным аспектом становится уход от принципа многократного повторения, о котором пишет, например, Кара-Мурза [14] к принципу логического построения фактов таким образом, чтобы объект манипуляции сам, путем последовательных логических умопостроений пришел к изначально заданным манипулятором выводам [15]. Благодаря работе такой технологии манипуляции, объект считает то или иное умозаключение своим «детищем» и тем самым ему гораздо сложнее от него отказаться, то есть, таким образом выводная часть еще и закрепляется, бетонируется и становится почти что единственно верной.

Таким образом, получаем многократную ложь, считаемую правдой, или, проще говоря, мы получаем современную массовую рекламу.

Вместе с тем, благодаря погружению современного обывателя в нескончаемый поток новостной информации, его сознание как бы размягчается, становится менее критичным, а подаваемые данные все меньше ставятся под сомнение. Подчеркнем еще раз, что здесь речь идет именно о новом поколении людей, уже не мыслящих себя вне информационного поля, растущих и развивающихся в нем.

В этом контексте очень интересно изучение западных «информационных атак», например, связанных с событиями августа 2008 г. в Абхазии и Южной Осетии [16]. Когда практически все западные СМИ, такие как BBC и CNN, как заведенные твердили о вторжении российских войск на территорию суверенной Грузии, хотя подобные новостные агентства имеют одни из самых обширных корреспондентских сетей в мире, исключающие получение ложных сведений, что в очередной раз подтверждает наличие определенного умысла в подобной антироссийской риторике.

Характерное информационное обеспечение проводится и в выгодных Западу многочисленных так называемых оранжевых революциях, которые нацелены на привнесение нестабильности в тот или иной регион и тщательно планируются Западом [17;18;19]. Вместе с тем, существующие технологии информационного оружия, получившие свое развитие благодаря техногенной глобализации, ни для кого уже не являются секретом [20;21].

Примечательно, что сферы применения такого информационного оружия могут варьироваться от банальных политических полигонов (политтехнологии, используемые при организации предвыборных кампаний), до организации «вздутия» цен на акции определенных компаний. Так, в США ведущую роль в «подсказывании» того, куда лучше всего вкладывать деньги играет канал CNBS [22], количество активных на рынке зрителей которого превышает 7 млн. человек [23, с.131]. Вещание этого канала организовано в операционных залах бирж и брокерских помещениях, оздоровительных клубах, ресторанах, цветочных магазинах, нефтяных вышках, заводах, студенческих общежитиях, комнатах присяжных и даже тюрьмах. Развиваясь, CNBC оказывал все большее влияние на процесс принятия решений на фондовых рынках. В итоге с обыкновенного информирования о состоянии рынков акцент сместился на освещение мнений биржевых трейдеров и окончательно на них закрепился. В результате объективность при оценке тех или иных вложений теряется, окончательно замещаясь оценочным субъективизмом [24]. Таким образом, усиливаются спекулятивные тенденции на рынках, и таким образом строится целая индустрия вокруг ценообразования, построенная на поведенческой психологии [25;26;27, с.37].

Виртуальный мир в цифрах (ситуация в России)

Теперь покажем масштабы грядущей глобальной информатизации пространства, которые с каждым годом увеличиваются с большой скоростью.

  • число людей, включенных в глобальную сеть, за 2010 году увеличилось на 15%, и К началу2011 года превысило 2 млрд. человек, из них 42% — в Азии;
  • ежеминутно на самый популярный мировой фото-сервис Flickr загружается 3 тыс. фотографий, и общее их число на этом сервисе превысило 5 млрд.;
  • в день люди просматривают 2 млрд. роликов на YouTube;
  • за 2010 год отправлено 107 трлн. электронных писем (хотя почти 90% из них — спам, которого в день отправляется около 100 млрд. сообщений), сделано 350 миллиардов публикаций в Facebook;
  • в начале 2011 года в самой продвинутой социальной сети мира — Facebook совокупное количество пользователей превысило 600 млн. человек (за 2010 год число его пользователей выросло на 250 млн. человек) [28] При этом согласно прогнозам уже в начале 2012 года число пользователей превысит 1 млрд. человек. [29];
  • Twitter насчитывает более 175 млн. пользователей, а их число за 2010 год удвоилось;
  • в российских «В Контакте» и «Одноклассниках» зарегистрировано по состоянию на май 2011 года — 180 млн. человек (135 и 45 соответственно), при этом ежедневная аудитория составляет 42 млн. человек (25 и 17).

Расходы на интернет-рекламу растут втрое быстрее рекламного рынка в целом. Если в 2009 году на этот вид носителя было израсходовано 54 млрд. долларов, то в 2011 году прогнозируется 70 млрд. долларов.

В декабре 2010 года аналитики исследовательской компании eMarketer подсчитали, что за уходящий год интернет-реклама в США впервые превысила по объему продаж рекламу в газетах, включая печатные и онлайн-версии изданий.

Согласно подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, отечественный рекламный рынок в минувшем году вырос по сравнению с 2009-м на 16% и составил 250 млрд. рублей [7]. По данным фонда «Общественное мнение», опубликованным в июне 2010 года, Интернетом в России пользуется более 37% взрослого населения, то есть 43 миллиона человек. 65% интернет-пользователей — это люди в возрасте от 25 до 54 лет. Все это делает Интернет весьма привлекательной площадкой для рекламодателей из самых разных отраслей.

Средний социально активный российский пользователь Интернета просматривал новости друзей и общался с ними в рамках социальных сетей почти 10 часов в месяц, в то время как в среднем в мире пользователи проводили за этим занятием только четыре с половиной часа. Таким образом, Россия оказалась страной с наивысшей в мире популярностью социальных сетей.

По данным TNS Web Index, на начало 2011 года среди россиян возраста 12-54 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек и имеющих доступ к Интернету, в социальных сетях хотя бы раз в месяц бывают 95,2%, раз в неделю — 87,9%, а ежедневно — 75,7% (это более 25 млн. человек). Число россиян, желающих туда попасть, увеличивается за счет старшего поколения — тех, кому больше 50 лет. Это вполне отражает интересную мировую тенденцию, согласно которой второй группой по своей активности в Интернете после очевидной молодежной группы 15-24 года являются женщины старше 45 лет [30].

Social Media Marketing (SMM) и технологии

Social Media Marketing — маркетинг в социальных системах, таких как небезызвестные «В Контакте», «Одноклассники», Facebook и проч. Все они представляют огромный интерес для рекламщиков [31].

Уникальность ситуации заключается в том, что пользователи сами дают о себе информацию, подчас тщательно заполняя анкеты, указывают возраст, образование, сферы интересов, социальное положение и многое другое. Это позволяет компаниям просто выделить нужную группу потенциальных потребителей и работать с ней.

Производители приходят в качестве экспертов в интернет-сообщества, заводят свои группы в социальных сетях и становятся «ближе и роднее», тем самым получая еще и обратную связь от потребителей. При этом Public relations [32] формирует новую потребительскую среду — предрасположенность к спросу на что-либо или кого-либо — от нового «нанотехнологичного» памперса до политика нового поколения.

Социальные сети — территория свободного общения всех со всеми, где под видом «друга», дающего ненавязчивый совет, или независимого эксперта скрытно работает маркетолог. Люди все чаще выбирают товары и услуги, руководствуясь советами знакомых из интернет-пространства, а схема эта работает потому, что в ней изначально заложена идея непредвзятости такой экспертизы.

В то же время телевидение, не желающее уступать пальму первенства, перенимает интернет-технологии. Целый ряд спутниковых вещательных компаний в США, Великобритании и других странах готовится запустить так называемую таргетированную телерекламу. А это значит, что зрителям дифференцированно и целенаправленно будут показывать рекламу той продукции, которой они пользуются или которой могли бы заинтересоваться, исходя из семейного положения, статуса, пола, наличия детей, животных, автомобиля и других критериев [7].

Дальнейшее развитие и совершенствование подобных механизмов позволяет сделать рекламу максимально целевой. Этим уже активно занимаются мобильные операторы. Специалисты в один голос предрекают небывалый рост рынка мобильной рекламы в ближайшее пятилетие.

Не стоит забывать и о растущем потенциале влияния через мобильно-телекоммуникационные носители. С их помощью, например, можно экстренно спровоцировать ажиотаж и давку в каком-то месте, разослав сообщения молодежи о небывалой распродаже чего-то ультрамодного и необычайно желанного, которая продлится всего несколько часов. С такой же легкостью можно спровоцировать массовый протест и беспорядки, сообщив потенциальной целевой аудитории о чем-то, что эту группу людей обязательно заденет за живое. Особенно, если к информации будет приложен видеосюжет с конкретными виновниками.

В погоню за современными технологиями устремились и традиционные бумажные носители. Речь идет о ноу-хау под названием Video in Print, когда в печатное издание встраивается маленький жидкокристаллический экран, транслирующий читателю ролики определенного рекламодателя. Первым таким рекламодателем в мире стала компания Pepsi. В 2009 году в США был выпущен журнал Entertainment Weekly с четырьмя рекламными видеороликами телеканала CBS и Pepsi. Эта реклама получила Гран-при рекламного фестиваля «Каннские львы» в категории Print. Примером использования технологии у нас в стране стал рекламный ролик Martini Gold для декабрьского 2010 года журнала Vogue Россия. Для видеоролика, опубликованного на страницах российского издания, впервые в мире был использован экран с диагональю 4,1 дюйма [7].

Создатели технологии, американская компания Americhip, обещают, что в скором времени из печатных изданий можно будет выходить в Интернет.

Параллельно с чисто техническими и технологическими путями к умам и душам потребителей совершенствуются весьма хитрые технологии обманного характера. К их числу стоит отнести технологии product placement (встраивание косвенной рекламы непосредственно в сюжет передачи, программы или фильма).

Технологию product placement нельзя назвать прорывной и революционной, появившейся в последние годы. Приемы позиционирования продукции в кинематографе неоднократно использовались в Голливуде, начиная со второй половины XX века, однако наибольшее распространение product placement получил после картины Стивена Спилберга «Инопланетянин». С тех пор большинство фильмов содержат скрытую рекламу и окупаются еще до выхода в прокат.

Product placement — это попытка «накрыть» телезрителя, уставшего и раздраженного прямой рекламой, негативное восприятие которой усиливается у него пропорционально прерыванию интересного ему фильма или передачи одними и теми же надоевшими роликами. А здесь все работает идеально. Человек смотрит интересный ему, ничем не прерываемый фильм или сериал, внутри которого любимые герои едят, пьют, курят, ездят, одевают и снимают с себя продукцию определенных марок и брендов. Демонстрируют соответствующий образ жизни (дом, газон, интерьер, город, страну), отношения с другими людьми (это тоже реклама, например кому и какие подарки следует делать для общения с людьми определенного круга, что нужно иметь обязательно и т. д.).

В прошлом году самой часто встречающейся рекламой подобного рода в американских фильмах стала реклама фирмы Apple. По подсчетам Brandcameo [7], реклама Apple появилась в 10 из 33 фильмов, возглавлявших кассовый рейтинг в США в 2010 году. На втором месте оказались Nike, Chevrolet и Ford, которые разместили рекламу в 24% фильмов. На третьем месте расположились Sony, Dell, Land Rover и Glock с показателем в 15%. Реклама этого направления растет сродни сетевым ресурсам. Так, если в победившем по общему количеству product plасement в 2010 году фильме «Железный человек» случаев встроенной рекламы было 64, то в первой серии фильма, выпущенной в 2008 году, их было только 42.

Макроэкономический и макропсихологический аспекты

Основная же цель всех обозначенных выше технологий заключается в том же, в чем состоит экономическая мораль современного капитализма, а именно в том, что цель всегда оправдывает средства. Если перевести эту мысль в регистр психологии, то используемая при продаже и основанная на чистой манипуляции сознанием реклама, по своей сути аморальна, так как речь идет о том, чтобы вынудить человека сделать то, что нужно продавцу товара, да еще так, чтобы он сам счел это своим желанием. При этом нейрофизиологами уже давно доказано, что многократное повторение рекламного ролика, при этом вызывающее отторжение, все равно, рано или поздно заставляет человека купить именно рекламируемую марку товара [11].

Основными факторами, которые превратили современное западное общество в общество безудержного потребления, зацикленное на материализме и пришедшее к глобальному кризису являются следующие:

Громадная мировая товарная индустрия, запущенная в послевоенные годы в США и странах Европы, а, главное, лежащий в основе западного общества принцип рыночного капитализма [33], то есть неизмеримая жажда получения максимальной прибыли от своего бизнеса, в итоге превратили Запад в общество потребления [34]. Такому превращению вместе с тем активно потворствовало безудержное печатание резервной валюты номер один в мире — доллара США. А параллельно с ростом мировой товарной индустрии активно развивались и рекламные технологии, маркетинг, брендинг и прочие отростки классической пропаганды, сформулированной еще Эдвардом Бернейсом в 1928 году [9].

Таким образом, мышление деньгами и товарами (товар-деньги-товар или деньги-товар-деньги), а не параметрами качества жизни медленно, но верно привело западное общество к материалистскому мышлению.

Параллельно с этим по демократическим и неолиберальным экономическим лекалам произошло интересное воплощение в жизнь одного из основных принципов человеческой психологии — желания быть признанным. В практической плоскости, именно такое желание во многом определяет поступки человека. Но если в тоталитарном обществе, как пишет Фрэнсис Фукуяма в своей небезызвестной книге «Конец истории и последний человек» [54], такое желание работало на благо «общего дела», то в демократическом обществе, учитывая широту возможностей самореализации, происходит размывание, рассеивание, энтропия человеческой энергии.

Таким образом, начиная с середины XX века, с бурным развитием рыночного капитализма, человеческая энергия реализовывалось в форме самоутверждения через процесс потребления, коллекционирования чего бы то ни было и т.п. Совокупность индивидуальных энергий жажды быть признанным и вылилась в существующем западном неолиберальном экономическом обществе (преимущественно за счет функционирования финансовых рынков) в глобальный финансово-экономический кризис. Просто любое явление имеет свои пределы, а говоря о кризисе, кроме экономических причин, мы вправе говорить и о глубоком психологическом основании.

Анализ как одна из ценностей западного человека

Однако трансформационные процессы в поведении и сознании западного человека начали происходить задолго до техногенной глобализации [35]. Рене Генон еще в 1927 г. в своем труде «Кризис современного мира» обозначил то, что затем получило дальнейшее развитие благодаря технологиям. Он писал следующее: «Одной из самых подозрительных особенностей современного мира является потребность в нескончаемой деятельности, в бесконечных изменениях, в погоне за скоростями, в стремлении поспеть за все убыстряющимся ритмом разворачивающихся событий. Это — количественное рассеяние во множественности, которая более не объединена никаким осознанием высшего принципа. В повседневной жизни, равно как и в научных идеях, мы повсюду видим анализ, доведенный до предела, анализ в этимологическом смысле этого слова, то есть разделение, разложение, бесконечную дезинтеграцию человеческой деятельности во всех ее разновидностях. Эта неспособность западного человека к синтезу и концентрации является в глазах людей Востока чертой шокирующей. Это — естественный и логический результат все возрастающего материализма, так как сама материя есть множественность и разделение. И вот почему все проистекающее из сферы материи, может породить лишь ссоры и конфликты между различными народами или личностями. Чем глубже нисхождение в материю, тем больше и сильнее противоречия. С другой стороны, чем выше подъем к чистой духовности, тем ближе к единству, которое может быть полностью реализовано только в знании универсальных принципов» [36, с.41].

С другой стороны, современный мир, с присущим ему бесконечным потоком детализированных сообщений, совершенно объективно приводит людей к отсутствию видения целостной картины мира и формированию представлений о ней через призму своей конкретной отрасли знания. Однако мы говорим здесь о необходимости комплексного видения картины мира, а равно и об освобождении от манипуляции сознанием, а, следовательно, не лишним будет сделать акцент на таком методе познания как синтез, который может привести нас к вычленению так называемых принципов всего. Поиском подобных взаимосвязей в литературе, философии, музыке, даже языках и прочих отраслях знания занимались в Касталийском университете в романе Германа Гессе «Игра в бисер» [37].

Вот что о подобных принципах пишет Генон: «Все восточные доктрины без исключения, равно как и древние доктрины Запада, утверждают превосходство умозрения над действием, превосходство того, что неизменно, над тем, что подвержено изменению. Действие, будучи преходящей и временной модификацией бытия, не может нести в самом себе свой принцип и свою собственную причину. Если же оно вообще не зависит ни от какого принципа, выходящего за пределы этой обусловленной сферы, то оно является лишь чистой иллюзией… Представители традиционного Запада, в частности, Запада античного (к примеру, Аристотель) утверждали, что должен существовать «недвижимый двигатель» всех вещей. «Недвижимым двигателем» всякого действия является знание. Действие полностью принадлежит к миру изменения и «становления». Только знание позволяет выйти за рамки ограниченности этого мира, и когда оно становится знанием чисто метафизическим, знанием самого Принципа, оно становится неизменным. Именно это упускают из виду современные люди: они не признают ничего кроме чисто рассудочного, дискурсивного знания, которое, будучи лишь «отраженным знанием», является косвенным и несовершенным. Но и это низшее знание они ценят все меньше и меньше и лишь в той степени, в какой оно способно служить осуществлению какой-то непосредственной практической цели. Полностью захваченные действием, вплоть до заведомого отрицания всего, что выходит за его пределы, современные люди не замечают, как вырождается само это действие, превращаясь, за недостатком принципа, в тщетную и пустую суету» [36, с.40-41].

О девальвации слова

Подобно тому, как мышлением начинает править зрение, девальвировалось и слово. Слова, как метафизической данности больше не существует. Есть только симулякр, который каждый волен интерпретировать по-своему. Остается лишь внешний видимый образ, совершенно обыденный для восприятия каждого. Только филологи, либо образованные люди старшего поколения по-прежнему видят за словами нечто большее, нежели окутывающую их шелуху. Лишь немногие видят не какой-то свой, а четкий и объективный смысл, видят, пускай и частично — этимологию слова и отдают себе отчет в том, что каждое слово — это отражение внутреннего мира того, кто это слово употребляет. Слово перестало быть доверительным инструментом коммуникации и убеждения.

Слово становится зеркальным, зрительным образом, вбирающим в себя все то, что его окружает в обыденном мире, что пребывает в современной толпе. Слово и жизнь неразделимы. Слово — это и есть жизнь.

При этом слово — это еще и «кирпич» языка. Однако, вместе с оповерхностновлением слова, в русский язык проникают модные западные слова, например различные френды, мани, дринки и прочая «пакость» [38; 6, с.513-514]. Однако, помимо обычного разговорного языка, иностранные слова лезут в метаязыки, извращая их в англометаязыки, что особенно ярко проявляется в политике и экономике.

Псевдоморфоз наших дней

Подобные явления — лишь видимая часть огромного айсберга. Несмотря на нашу жажду соединения с западным миром, нашу любовь к нему и вечные ссылки на его развитость, России, в данном случае, как стране-периферии по отношению к Западу, достаются только объедки, завернутые в красочную обертку.

У Освальда Шпенглера существует интересное понятие — псевдоморфоз. Термин взят из минералогии и означает изменение естественного роста кристалла, например, путем плавления, под воздействием огромных температур вызванных извержением вулкана. Примечательно, что кристаллы растут сотни и даже тысячи лет, образуя изящную и красивую природную форму, тогда как их изменение — псевдоморфоз — превращает их в уродство. Шпенглер использовал этот термин для описания того, что происходит с обществом, которое подвергается влиянию на него другого, более развитого общества [39, с.245-303].

Другой, уже российский философ — Александр Дугин продвинулся значительно дальше Шпенглера. Расширив понятие, он ввел в оборот свой термин — археомодерн, который означает практически судьбу целого народа, попавшего под многофакторную зависимость от другой, более агрессивной цивилизации. В его работах [40; 41, с.33-156; 48] разбираются вопросы, связанные с влиянием культуры Запада на российское общество, самостоятельность его мышления … начиная еще с времен Петра Первого и заканчивая 90-ми годами.

Несмотря на то, что в нашем случае речь идет об общецивилизационном явлении, псевдоморфоз и археомодерн занимают здесь ключевую роль.

Дело в том, что центр техногенной глобализации находится на Западе — в Европе и США. А Интернет, как ее главный проводник был создан американцами, да вдобавок против Советского Союза. Вот что пишет по этому поводу источник, которому в данном случае можно верить — Википедия:

«После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки.» [42]

Таким образом, зафиксируем следующее. Во-первых, Интернет был создан Соединенными Штатами. Во-вторых, служба регистрации ключевых доменных зон находится в США, следовательно, именно им принадлежит монополия на регистрационную информацию, что упрощает процесс отслеживания и контроля информации [27, с.62-63]. И, наконец, в-третьих, Интернет — это великолепное средство распространения западной культуры, демократии и западных, англосаксонских ценностей [2;3].

Вместе с тем, Интернет, помимо бесконечного растущего по экспоненте замусоривания эфира, — это еще и превосходный канал для «вброса» и распространения любой так называемой утки. При монополии определенной СМИ, формирующих «правильные» взгляды на те или иные вещи, и информационного вала, времени и возможности на осознание остается меньше, благодаря чему возрастает общая доверчивость, либо проявляется «впадание» в теорию заговора. В результате обыденное западночеловеческое мышление вновь переходит в регистр мифа [43;6], то есть начинает верить сказкам. Отсюда появляются общества уфологов, астрологов, спиритологов и гадалок, обостряются всевозможные ожидания конца света, а в горах продолжаются активные поиски йети.

Через Интернет также становится совершенно доступной и всякая мерзость, различные извращения. Таким образом, из-за подобной вседозволенности, высвобождается и девальвируется природа индивидуума, падает рождаемость, обостряются социальные противоречия, нарастают конфликты. Чрезмерная свобода в своей глубине крайне энтропийна. Неслучайно в мусульманском мире Коран запрещает девушкам обнажать даже лицо.

Китайцы, например, хорошо понимают такую угрозу и ставят определенные фильтры на получение информации. То, что это ограничение свободы — это факт, однако подобное ограничение, при условии его грамотного использования призвано служить только во благо [44]. То же можно сказать и о Беларуси, где также ограничивается медийное пространство. Однако, вопросы ограничения, как, впрочем, и свободы требуют еще большого количества времени для осмысления их пределов.

О видимой части грядущих катастроф. Антропо-техногенный закон самосохранения природы

Получается весьма странная картина. Казалось бы, благодаря технологиям стало больше возможностей, информации. Но парадокс наших дней состоит в том, что чем больше информации, тем меньше знаний. Есть лишь обилие слабосвязанных между собой фактов. Отсутствует система, теряется причинно-следственная связь. Создаются оптимальные условия для запуска в действие технологий управляемого хаоса [45; 2, с.345-346].

Однако огромное, растущее по экспоненте количество информации в мире с нашей точки зрения запустило в действие какой-то, пока нам неведомый закон природы, призванный сдерживать прыть человеческого разума (назовем его антропо-техногенным законом самосохранения природы). Вот и получается, что мир красочных образов затуманивает нам разум, и за ветками мы перестаем видеть деревья, но зато видим потрясающую структуру листьев [46].

Из-за видео-доминирования и связанных с ним изменений мышления наступает эра творчества, когда логос временно уходит на второй план, перестает интересовать, а творческое, левое полушарие, которое, как известно, развито более у женщин, выходит на авансцену. Таким образом, западный мир вновь как бы вспоминает эру матриархата [47].

Наш дискурс показывает, что экраноцентричное развитие западного, а равно, к сожалению, и нашего общества, означает работу именно этого «закона самосохранения». Можно в этом усомниться, заявив, что технологии дают обширные возможности для развития личности, в конце концов, они дают знания и т.п. Однако с нашей точки зрения путем погружения в зрительный образ, происходит явное расслоение жизни реальной и жизни виртуальной. Смотря телевизор, общаясь в Интернете, особенно в социальных сетях, играя в компьютерные игры, словом, живя той самой экранной жизнью и создавая себе вымышленные социальные образы, человек развивает в своем сознании его некий симулякр, некое сознание-подобие, второе Я, только ущербное, усовершенствованное пределами воображения, совершенно не настоящее. Подобные тенденции, с развитием и распространением описанных нами технологий набирают все более крутые обороты.

Один из классиков социологии — Жильбер Дюран [6, с.81-90; 48] писал о расстоянии между человеком и объектом восприятия, как о своеобразном аквариуме, искажающем представление о реальности, делающим его сугубо индивидуальным, личным, соответствующем определенной личности или обществу (антропологический траект). В современных гипертрофированных обилием зрительной информации условиях такой аквариум становится похожим на черный квадрат Малевича, в котором каждый человек видит ровным счетом столько, сколько он хочет видеть.

Таким образом, появляется новый хайдеггеровский dasein [49;50] — виртуальный dasein. Своеобразное вымышленное бытие среди нового интернет-поколения, которое вообще не знает, что значит жить без таких технологий. Образуется новая ноосфера. Подобно виртуальному финансовому капитализму, где оборот только биржевых деривативов за год превышает 2 квадриллиона долларов, то есть сумму примерно в 1500 раз большую, чем ВВП России [51]. Развивается виртуальное коллективное сознание. Страшнее этого — вероятность формирования виртуального коллективного бессознательного, означающего активную работу подсознания на защиту и интенсификацию развития подобных технологий, то есть подсознательное нежелание быть свободным от своего второго Я. И это лишь видимая часть айсберга, раздвигающая пропасть между западным миром и миром, пока еще относительно традиционным — восточным.

Осмыслить пределы такой виртуализации сознания, значит создать тот самый коммунизм, за который боролись лучшие умы чуть меньше столетия назад. Уже сегодня существуют технологии, позволяющие смоделировать целостный виртуальный мир, для которого нужен лишь шлем виртуальной реальности и устройства имитации тактильных ощущений. Таково близлежащее будущее.

Преждевременность глобализации и эра информации хаоса

Идея неизбежности глобализации в наши дни представляется нам преждевременной. Помимо глобальной сети и интенсивного маркетинга как философии западной жизни, которые объединяют континенты и распространяют культуру Запада, говорить о создании единого глобализированного мира нельзя, хотя бы даже потому, что помимо культуры западной существует еще как минимум 11 больших культурных пространств [52, с.461-466], каждое из которых способно претендовать на абсолют своих культурных ценностей как это делает Запад, во главе которого стоят США.

Тот глобальный финансово-экономический кризис, который мир встретил на рубеже 2007-2008 гг. является лишь предтечей глобальной трансформации западного мира, вызванной описанным выше влиянием информационно-телекоммуникационных технологий. В ближайшие десятилетия будет происходить два параллельных процесса — продолжение бурного развития указанных выше технологий и глобальная регионализация, то есть усиление связей внутри 12-ти больших пространств. И если первый процесс будет иметь своим результатом кардинальную трансформацию нынешнего Запада [53;54], то по окончании регионализации произойдет уже настоящая глобализационная трансформация.

Однако российское общество живет в мире археомодерна [48] или псевдоморфоза по О.Шпенглеру, а, следовательно, те процессы, которые происходят сегодня на Западе, эхом вибраций проносятся по нашему сознанию, определенно изменяя его далеко не в лучшую сторону. Влияние оказывает практически все то, что было описано выше. Но особое опасение вызывает в наши дни действие основного принципа биологии, когда побеждает не сильнейший, а наиболее приспособленный, то есть тот, кто меньше всех принципиален и готов на манипулирование. Манипуляция сознанием и беспринципность финансового капитализма, ведущие к применению технологий управляемого хаоса, правят сегодня миром. Из такого движения следует рождение эры господства неуправляемой информации — информации хаоса [57], откуда, как и ранее, на протяжении всей истории, будет рождаться 3 процента населения высшего порядка («черные лебеди» [55]), которым и предстоит определять дальнейшее развитие всей системы. Однако это будет уже другое поколение — поколение Хаоса, возможно с особым мышлением, способным структурировать ранее немыслимые объемы данных, ведь иначе ему будет суждено утонуть в нелинейном водовороте информации.

Библиографический список

  1. Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31;
  2. Дугин, А.Г. Геополитика: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. — 583 с. — (Gaudeamus);
  3. Дугин, А.Г. Геополитика постмодерна — СПб.: Амфора, 2007. — 382 с.;
  4. Смирнов, Ф.А. Эволюция ценностных основ западного мира на примере философии Мартина Хайдеггера — Новый университет. Актуальные проблемы гуманитарных наук №2/2011 г. — Йошкар-Ола — С.46-51;
  5. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? / Пер. с нем. Э. Сагетдинова. — Изд. 2-е. — М.: Академический проект, 2010. — 351 с. — (Философские технологии);
  6. Дугин, А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: Академический Проект; Трикста, 2010. — 564 с.;
  7. Бондарь, В. Трюкачи и зазывалы постмодерна — Однако №15 (79), 16 мая
  8. В данном случае речь идет преимущественно о западном человеке.
  9. Хотя основы были заложены еще давно — см. Бернейс, Э. Пропаганда, 1928.;
  10. Смирнов, Ф.А. По поводу фундаментальных причин глобального кризиса — журнал «Человек и труд» №6/2011 г.;
  11. Линдстром, М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя — М.: Эксмо, 2010. — 240 с. — (маркетинг);
  12. Матвейчев, О.А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий — М.: Эксмо, 2010. — с.175-176;
  13. Тейлор, Э. Программирование разума: от манипуляции и промывания мозгов к расширению возможностей и внутренней свободе — Изд-во Гиппо, 2010. — 400 с.;
  14. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Эксмо, 2009. — 864 с.;
  15. Матвейчев, О.А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий — М.: Эксмо, 2010. — 640 с.;
  16. Жаров М., Шевяков Т. Хроники информационной войны — М.: Европа, 2009 — 48 с.;
  17. Нарочницкая, Н. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека / отв. ред. Н.А.Нарочницкая; [ред. и сост. Е.А.Бондарева]. — СПб.: Алетея, 2008. — 208 с.;
  18. Кара-Мурза, С.Г. Оранжевая мина / С.Г.Кара-Мурза, А.А.Александров, М.А.Мурашкин, С.А.Телегин. — М.:Алгоритм, 2008. — 240 с. — (Южная Русь);
  19. Дугин, например, указывает на выгодность для цивилизации Моря (США, Англия, Франция) привнесения нестабильности на территории региона Heartland, то есть срединной земле, территории Суши — Евразии. Так, обыкновенный анализ новостных сводок британских BBC показывает, что весь спектр негативной информации сосредоточен вокруг ситуации на Ближнем Востоке, в странах мусульманского мира, пространстве СНГ и России — подробнее см. Дугин А.Г. Геополитика: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. — 583 с.;
  20. Новиков, В.К. Информационное оружие — оружие современных и будущих войн — М.: Горячая линия-Телеком, 2011. — 264 с.;
  21. Цыганов В., Бородин В. и др. Преемник: механизмы эволюции России — Академический Проект, 2007. — 396 с. — (Социально-политические технологии);
  22. Consumer News and Business Channel (CNBC)
  23. Чиркова, Е.В. Анатомия финансового пузыря / Елена Владимировна Чиркова. — М.: ООО «Кейс», 2010. — с. 131
  24. Например, на CNBC всерьез говорили, что рыночная капитализация компании Cisco с выручкой в 120 млрд. долл. (2009) может достигнуть 1 трлн. долл.
  25. Чиркова, Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор / Елена Владимировна Чиркова. — М.: ООО «Кейс», 2010. — 189 с.;
  26. Shiller J. Robert «Irrational exuberance», second edition, USA by Princeton University Press, 2005. — 304 p.;
  27. Коровин, В. Главная военная тайна США. Сетевые войны — М.: Яуза: Эксмо, 2009 — с. 37 — (Войны XXI века);
  28. “Facebook Has More Than 600 Million Users, Goldman Tells Clients”. Business Insider. January 5, 2011. Retrieved January 15, 2011
  29. Facebook Reaches 600 Million Users
  30. Восканян, М. Не покупают наших слонов — Однако №15 (79), 16 мая
  31. 61% корпораций имеют свои страницы на Facebook, 57% компаний имеют свои корпоративные каналы на YouTube;
  32. Связи с общественностью (Public Relations или PR) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни;
  33. Под финансовым капитализмом в данной работе понимается западная (европейская и американская) либеральная модель рыночного капитализма. Капитализм — современная, базирующаяся на рынке экономическая система производства товаров, контролируемая «капиталом», то есть стоимостью, используемой для найма рабочих. Оксфордский философский словарь (Philosophy, Oxford Un-ty Press, 1995, р. 119);
  34. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры — М.: Культурная революция; Республика, 2006. — 269 с. — (Мыслители ХХ века).;
  35. В этой связи интересен анализ культурных особенностей Европы, проведенный итальянским философом — Умберто Эко [Умберто Эко «VERTIGO — Круговорот образов, понятий, предметов» — Изд-во Слово/SLOVO, 2009. — 408 с.]. Одним из выводов, к которым приходит писатель, является любовь западного человека к счету, цифрам, что выражается в демонстрации множественности чего бы то ни было — людей, ангелов, строений, предметов и прочего на картинах и гравюрах Средневековья, а также нового времени;
  36. Генон, Р. Кризис современного мира — Изд-во АРКТОГЕЯ, 1991 — с.41;
  37. Гессе, Г. Игра в бисер — роман, пер. с нем. С.Апта. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2008. — 461 с.;
  38. Обширный список подобных слов можно найти перейдя по следующей ссылке — «Английские слова в русском студенческом сленге» (дата обращения — 15.05.2011)
  39. Шпенглер, О. Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: Т.2 Всемирно-исторические перспективы — М.: Академический Проект, 2009. — с.245-303;
  40. Дугин, А.Г. Археомодерн — М., Арктогея, 2011 — 142 с.;
  41. Дугин, А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. — с. 33 — 156
  42. wikipedia.org
  43. Дугин, А.Г. Логос и мифос. Социология глубин. — М.: Академический проект, 2010. — 364 с.;
  44. Бергер, Я.М. Экономическая стратегия Китая — М.: ИД «ФОРУМ», 2009 — 560 с.;
  45. Mann R. Steven «Chaos Theory and Strategic Thought»;
  46. Исторический анализ показывает, что когда в обществе становится слишком много «просвещенной» публики, дело заканчивается революцией. В то же время, революция означает первоначальный откат в развитии, и только лишь возможное обновление общества-системы с возможным ускорением движения в светлое будущее;
  47. Делягин, М.Г. Кризис человечества: выживет ли Россия в нерусской смуте? — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. — 413 с.;
  48. Дугин, А.Г. Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2011. — 583 с. — (Технологии социологии);
  49. Дугин, А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. — М.: Академический проект, 2010 — 389 с. — (Философские технологии);
  50. Дугин, А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. — М.: Академический проект, 2011 — 500 с. — (Философские технологии);
  51. Bank for international settlements, BIS Quarterly Review, March 2011
  52. Двенадцать больших пространств: Североамериканское большое пространство (Канада, США, Великобритания, Австралия), Большое пространство центральной Америки (Мексика, Куба), Южноамериканское большое пространство (страны Южной Америки), Европа, Арабо-исламское большое пространство, Африка, Российско-Евразийское большое пространство, Центрально-исламское большое пространство, Индия, Китай, Япония и Тихоокеанское большое пространство — подробнее см. Дугин А.Г. «Геополитика: Учебное пособие для вузов». — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. — с. 461-466;
  53. Шпенглер, О. Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: в 2 Т. Всемирно-исторические перспективы — М.: Академический Проект, 2009. — Т.1 — 648 с., Т.2 — 764 с.;
  54. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. — 588 с.;
  55. Талеб, Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2010. — 528 с.;
  56. Симулякр — лат. simulatio — видимость, притворство;
  57. Слово «хаос» — производная от греческого глагола — раскрываться, разверзаться, зиять пастью // Дворецкий И.Н. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т.2. С.1764.

© Ф.А. Смирнов, 2011 г.

Просмотров: 901
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Алекс Бон. Что такое осознанность и зачем она нужна?
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь