Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Актуальность:
Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов.
У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Скачать: Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения (презентация)
Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Цель:
Создание насыщенного, оздоравливающего, гармоничного образовательного пространства, полноценного для общего и речевого развития детей.
Задачи:
- Обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;
- Сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье и на самореализацию личности;
- Сформировать осознание единства личности и природы.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояния переутомления гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация.
- Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа, су — джок терапия и т.д.).
- Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, глинотерапия и т.д.)
Нашу логопедичекую группу посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так же речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.
Решение данной проблемы нам видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно – развивающем процессе идет на пользу здоровья наших детей.
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В процессе артикуляцирнной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При проведении АГ мы также используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики
Дыхательная гимнастика
Работу над дыханием в нашей группе осуществляют как логопед, так и воспитатели. Нами широко используются «ветерки», мыльные пузыри, «вертушки»; в группе много пособий для развития правильного речевого дыхания.
Гимнастика для глаз
Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки детей. В работе также используем как наглядный материал, так и показ педагога.
Пальчиковая гимнастика
В систему работы нашей группы с детьми по развитию мелкой моторики руки входит:
- Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр, согласно лексическим темам;
- Штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв методом «тычка», работа с разным конструктором и т.д.;
- Различные задания в «сухом бассейне», игры с крупами – «крупотерапия»;
- Работа с бархатной бумагой, ватой, мозаикой и шнурками и т.д.
Арт-терапия или методы творческого самовыражения. Уникальная технология применяться нами на практике во всех видах непосредственно образовательной деятельности: рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).
Также большим успехом у наших детей пользуется такой арт–метод, как песочная терапия и крупотерапия.
Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость).
Массаж
В практике логопедической работы с детьми ОНР использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Во-первых самомассаж проводим не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж мы используем многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж нами проводиться с детьми после утренней гимнастики и дневного сна. По необходимости самомассаж включаем в занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
СУ-ДЖОК-терапия
Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.
Работа по данной технологии нами проводится воздействуя на точки стоп во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. А также на коррекционных занятиях, когда происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Релаксация
Комплекс упражнений на релаксацию используется с детьми для обучения их управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. На занятиях используем релаксационные упражнения, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство, упражнения проводятся с музыкальным сопровождением.
Психогимнастика
В группе имеется и используется набор специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также коммуникации и раскрепощённости.
Вывод: Использование нами указанных оздоровительных технологий ведется в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков педагогов. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировывает у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Литература:
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
- Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда» Издательство: Феникс, 2009-480 с.
- Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
|