Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № 104 г. Томск
В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста отмечается общее моторное отставание. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны, обувь на липучках, куртки на молниях. Не так давно родителям, как и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Развитие мелкой моторики очень важно для развития детей. Мелкая моторика координирует работу мышечной, костной, и нервной системы организма. Повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление. Следовательно, данная проблема развития мелкой моторики у дошкольников является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями). [2, С.8]
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, которую можно развить с помощью пальчиковой гимнастики, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.
Пальчиковая гимнастика для детей — это эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения дошкольника, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. [8, С.34] Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. [12, С.72] «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. [6, С.72]
Игры, в которых ребенок ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Пальчиковая гимнастика непосредственно развивает как мелкую моторику, так сенсорное и речевое развитие.
При проведении пальчиковой гимнастики необходимо придерживаться важным правилам: [9, С.71]
- Пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
- После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
- Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОО.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук: [14, С.25]
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат разгибать и сгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Изучив опыт работы по данной тематике, мы пришли к выводу, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы пальчиковых гимнастик.
Пальчиковая гимнастика — это эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения дошкольника, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Таким образом, развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Литература:
- Банина О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. М. АРКТИ. 2006. С. 248
- Бардышёва Т.Ю. «Мой мизинчик, где ты был?». М. Академия. 2009. С. 145
- Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». М. 2006. С.293
- Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М. 1983. С. 438
- Галкина Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М. 2005. С.86
- Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. Академия. 2003. С. 234
- Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. М. 2006. №11 С. 26
- Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». М. 2005. С.128
- Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. М. ЭКСМО. 2005. С. 286
|