«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».
Воспитатель: Левкина Т.А.
Здоровье – одно из главных ценностей в жизни.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка.
Поэтому, в работе с детьми следует применять здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерб здоровью детей.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- Технологии обучения здоровому образу жизни;
- Коррекционные технологии.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду рекомендуется проводить динамические паузы – это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Ежедневно включать подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой сос средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются тренажеры.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья проводиться массаж и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы). В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие).
Ежедневно с детьми проводить утреннюю гимнастику; гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание); оздоровительную гимнастику босиком под музыку (главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола).
Один раз в неделю проводить игровые занятия по теме: «Здоровье», где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
По технологии обучения здоровому образу жизни используются так же физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, праздники; день здоровья; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
3. Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
«Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности.
Релаксация – это один из приемов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. В группе рекомендуется приобрести картотеку музыки разного характера.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический, терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становиться интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры.
Например, изучать правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям, можно из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения и игра. Для оздоровления детей в группе рекомендуется оборудовать «Уголок здоровья», оснащенный как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:
- «Сухой аквариум» (способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса);
- Коврики (для массажа стопы ног и развития координации движений);
- Салфетки, трубочки, вертушки (для развития речевого дыхания и увеличения объема легких);
- Массажеры, шарики (для развития мелкой моторики – общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма);
- Губки, бумага (для снятия стресса);
- Книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы (для проявления интереса к своему здоровью).
В процессе организации здоровьесберегающего пространства ДОУ следует использовать разнообразные формы работы: открытые нод-занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания; консультации; нод-занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; папки-передвижки, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; анкетирование, совместное создание предметно-развивающей среды.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием родителей, медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Управление образования г. Пензы
Филиал муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №5 г. Пензы
Консультация для воспитателей
«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Воспитатель:
Левкина Т.А.
Пенза, 2015
|