РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10»
Музыкальный руководитель: Трещева Т.А. 2020г.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом.
Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках, а также для развития вокальных навыков у детей.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Существует несколько видов дыхания: нижнее, или «брюшное», среднее, или «реберное», верхнее, или «ключичное»,
«смешанное», или «полное дыхание йогов». Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть, зависит от типа дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи.
С первых занятий приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Для этого я с детьми выполняю несложные дыхательные упражнения, которые включаю в каждое музыкальное занятие. Эти упражнения помогут в развитии речевого дыхания и правильного произношения. Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья.
Для правильной постановки дыхания также в своей работе использую вокальную гимнастику, автором методики является Александра Муравьева. Главная задача вокальной гимнастики – скоординировать вокальные звуки на примарном речевом регистре (примарный тон – самый низкий звук речи ребенка, с него начинается постановка голоса). Для выявления примарного тона достаточно прислушаться к речи ребенка – предложить рассказать что – либо, прочитать стихотворение. Настройка певческого аппарата начинается с принятия правильной позы: корпус и плечи без напряжения слегка отведены назад, опора на поясничные позвонки. Параллельно с вокальной гимнастикой происходит развитие чувства образа.
Любое дыхательное упражнение начинаю выполнять с потягивания, плавных движений:
«Поза горы» — соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Постараться почувствовать, как растет, вытягивается позвоночник. Развернуть грудную клетку, шею не напрягать. Дыхание спокойное, произвольное. Выполняя дыхательные упражнения с детьми, слежу, чтобы они не напрягали мышцы лица, выполняли упражнения спокойно, без усилий.
Дыхание животом, грудной клеткой ( «гармошка») можно выполнять сидя на стульчиках, сидя по- турецки, стоя.
Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с призвуком, но со временем это проходит.
Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука. На данном этапе обучения целесообразна только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звучания голоса. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения я прививаю навыки протяжного пения. Для достижения этой цели подходят русские народные попевки «Дудочка», «Андрей – воробей», а так же дыхательные упражнения «Паровозик», «Веселая пчелка», «Зевота».
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции я использую следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Также провожу дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции, например «Трактор», «Стрельба»,
«Фейерверк», «Гудок парохода».
Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти).
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т.к. со звукообразованием связана напевность. Начинаю работу над плавностью исполнения с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из – за «пестроты» гласных. Для ровного звука я использую попевки, упражнения на гласных «У», «Ю». Большое внимание в вокальном формировании уделяю гласному звуку «О». Пение упражнений на гласную «О» способствует образованию красивого звука. Помогают в этом случае и звуковые дыхательные упражнения «Зевота», «Соня». Снять напряжение со связок, правильно сфокусировать звук поможет сочетание гласных и согласных звуков: «ЭЛЬ», «АЛЬ», «ИЛЬ», «ОЛЬ», «УЛЬ», «ЮЛЬ». В другом варианте сначала произносится согласная, а затем – гласная «ЛЬ – Я», «ЛЬ-О», «ЛЬ-У», «ЛЬ-Ю», «ЛЬ-И». Фокусировка согласных звуков разработана А.Д. Демченко в упражнениях для сказки «Дремундия». Это цикл упражнений, которые выполняются с сопровождением рассказа сказки о волшебной стране
«Дремундии». Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей произносить согласные в конце слова.
Результативность моей работы – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей, повышение показателей физического развития дыхательной системы детей.
|