Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Соколова Т. В., заведующая МБДОУ г. Астрахани № 83, «Почётный работник общего образования Российской
Федерации», обладатель гранта мэра, Волкова А. А., учитель – логопед, педагог – психолог
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Детский сад, так же как и школа входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому внедрение инновационных технологий и внедрение оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности детского сада.
Основу жизни составляет дыхание. Правильное дыхание — основа здоровья и долголетия. Все живые существа, и человек в том числе, с рождения дышат при помощи диафрагмы. Однако в экстремальных ситуациях, мы начинаем дышать грудью и животом одновременно, и наш организм испытывает недостаток кислорода. Для того, чтобы снять стресс и усилить иммунитет, человеку необходимо освоить технику правильного дыхания. В этом нам помогает метод биологической обратной связи (БОС – Здоровье). Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МБДОУ с марта 2010 года после проведения обучающего семинара – практикума на базе нашего учреждения «Применение инновационной обучающей технологии БОС – «Здоровая Азбука» — учимся и оздоравливаемся в дошкольном учреждении по методике А. А. Сметанкина». Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру.
Технология "БОС — Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией (такие дети составляют 68 %) необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Задачи занятий: оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений; регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания; сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца; воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью.
Для использования оздоровительного компонента обучения используются учебные электронные пособия «Здоровая Азбука», «Здоровая Математика». Данные пособия подобраны по темам:
«Азбука», «Длинный и короткий. Большой и маленький», «Один — много.
Много – мало», «Числа и цифры», «Счёт, сравнение. Сложение, вычитание». Имеются тесты для проверки знаний по темам.
Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребёнок подстраивает своё дыхание.
Длительность занятий по системе «БОС – Здоровье» зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида занятия и спустя уже месяц таких занятий у ребенка хорошо получается выполнять дыхательные упражнения самостоятельно: на вдохе он плавно выпячивает животик, а на выдохе втягивает его. На экране монитора в прямоугольном окошке нарисована колбочка. Когда он вдыхает, колбочка полностью заполняется лазурно – голубым «воздухом», а когда выдыхает – становится совсем прозрачной. Затем картинка меняется. С каждым вдохом и выдохом ребёнка изображение наполняется яркими красками, деталями, узорами.
Технология используется для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.
На фронтальных занятиях используются упражнения, игры по отработке правильного диафрагмально — релаксационного типа дыхания.
При выполнении дыхательных упражнений соблюдаются следующие требования:
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С
- одежда не должна стеснять движений
- не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи
- при заболевании органов дыхания в острой стадии.
Система занятий по методике БОС очень эффективна и даёт более высокие результаты только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, где — родители выступают участниками педагогического процесса, которые принимают участие в практикумах по обучению элементам правильного дыхания,
Дети совместно с родителями учатся расслабляться, исправлять дефекты голоса, нарушения звукопроизношения, контролировать себя.
Дети занимаются с особым удовольствием, они, играя, делают себя здоровыми.
Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье — так же заразительно, как болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию, всяческие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни наше общество начало только осваивать и сегодня наше дошкольное учреждение делает в этом направлении уверенные шаги.
|