Советы родителям по обучению дошкольников безопасности.
Игра и воображение - лучшие инструменты для обучения маленьких детей. Пусть они и фантазируют о том, чему вы собираетесь научить их.
От дошкольников слишком рано ожидать, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Игры и разговоры на темы безопасности с дошкольниками должны быть краткими. Если вы заметили, что ребенок беспокоится или явно скучает, займитесь чем-нибудь другим, а к неоконченной беседе вернитесь позже.
Дошкольникам нужно много раз повторять устную информацию и так же многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. К счастью, такие повторения им нравятся. Отрабатывайте навыки повторением и практикой до тех пор, пока ребенок не усвоит их и не начнет им пользоваться в жизни.
Избегайте возможных исключений из правил безопасности, которые дошкольники поймут неправильно и начнут на этой основе с присущей им наивной логикой конструировать собственные исключения.
Основные принципы выбора форм обучения:
• Занятие не должно длиться более 15 минут (если только это не просмотр специальной телепередачи по безопасности) .
• Пользуйтесь недорогими подручными материалами, которые легко найти в доме.
• Стремитесь к тому, чтобы обучение было сугубо практическими и простыми.
Не забывайте, что дошкольники вовсе не обязательно предпочитают одни и те же формы обучения. Поскольку учить ребенка навыкам безопасности надо постоянно, придется менять формы и подходы по мере того, как он будет взрослеть. Постарайтесь быть гибкими и постоянно учитывать мотивы, движущие поведение вашего ребенка. Когда он подрастет и потеряет интерес к игровым формам, перейдите на вопросы типа «что, если?. ».
Итак - чему должны обучить родители по безопасности своих детей?
Необходимо научить ребенка, чтобы он запомнил свою фамилию, адрес и номер телефона.
Объяснить, как пользоваться телефоном для вызова милиции «02», вызова пожарных «01», вызова скорой помощи «03» (выучить эти номера телефонов) .
Научить ребенка при разговоре по телефону :
• говорить медленно и разборчиво;
• сообщать свою фамилию и адрес;
• объяснять суть проблем.
Научить не отходить от вас ни на шаг в людных местах (торговых, развлекательных центрах, вокзалах) .В случае если потерялся, к кому нужно подойти за помощью.
Отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки (если ребенок остался один дома). Какие должны быть ответы у ребенка на звонки в дверь и по телефону.
Объяснить, почему может возникнуть опасность, когда ребенок садится в машину к незнакомцу (похитители заманивают или силой затаскивают детей). Нужно держаться подальше от машин.
Методы обучения:
• придумайте новую или переделайте уже известную историю с вашим ребенком в роли главного героя, который ведет себя правильно с точки зрения личной безопасности;
• нарисуйте картинку, которая иллюстрировала бы главную идею навыка;
• сыграйте в игру «что если?. » (что бы ты сделал, если позвонили в дверь, а взрослых дома не оказалось.) ;
• разыграйте сценку в лицах на основе той или иной ситуации;
• сочините и поставьте кукольное представление, обучающее ребенка нужному правилу безопасности;
• сочините стишок или песенку для облегчения запоминания;
• используйте книги, видео для усвоения ребенком сведений по безопасности;
• сделайте плакаты на темы самых важных правил безопасности;
• нарисуйте картинки, иллюстрирующие опасное и безопасное поведение.
Родители должны сохранять за собой активную роль в обучении детей и отработке на практике навыков безопасности. Семейная обстановка способствует открытому общению а значит, эффективному обучению детей, выработке у них как осторожности, так и уверенности в себе.
|