С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Нет методов, чтобы оградить детей от жизни, в которой может быть все, что угодно.
Большое количество происшествий с детьми означает, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, не показали личным примером, чему-то не научили или научили неправильно. Чтобы не навредить ребенку, предлагаю обратить внимание на ошибки, которые часто допускают и родители, и педагоги в детском саду при обучении детей основам безопасности:
- Использование беседах с детьми так называемый «детский» язык, состоящий из существительных с уменьшительными суффиксами. Это мешает ребенку осознать реальную опасность.
- Наставления детям что делать не надо, не объясняя, как нужно поступать в той или иной ситуации. Например, при обсуждении поведения во время грозы, часто рассказывают детям «Во время грозы нельзя…» вместо «Во время грозы нужно…».
- Постоянные окрики «нельзя», «не трогай», «отойди». Это ведет к тому, что часто дети не чувствуют разницы между запретами, связанными с социальными нормами поведения (нельзя обзываться) или последствиями для здоровья (нельзя есть чипсы) и нормами безопасности, от которых зависит жизнь (нельзя перебегать дорогу)
- Запугивание детей опасностями. Это грозит тем, что в сложной ситуации ребенок становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх.
- Использование слова «незнакомец». Если говорить ребёнку, что он должен остерегаться всех незнакомцев, он попросту начнёт бояться новых людей. А недоброжелатели смогут воспользоваться простым трюком: рассказать о себе и перестать быть незнакомцем. Кроме того, иногда опасность для детей может исходить и от знакомых людей.
- Не учитывание возрастных особенностей, например:
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет — боковым зрением ребенок видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
- При обучении правилам дорожного движения:
- Неправильное использование терминов:
«Дорога» вместо «проезжая часть»: дети уверены, что машины едут по дороге, при этом «Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Свет» или «цвет» светофора вместо «сигнал».
«Стоянка» и «остановка» -эти понятия имеют разное значение.
- Обучение устаревшим правилам:
«Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.»
Правильно: Дойди до ближайшего пешеходного перехода. Если пешеходного перехода рядом нет, жди, пока транспортное средство уедет или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
«При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины — посмотри направо»
Правильно: Прежде чем переходить дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию
«Красный — стоп, желтый — приготовься, зеленый – иди»
Правильно: пешеходы пользуются «своим» светофором с двумя сигналами: красный и зеленый
- Излишнее внимание дорожным знакам, неактуальным для юных участников дорожного движения. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но, прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов
- неправильная информация о дорожных знаках. Например, знак «Дети» не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение. А также часто путают два знака с одинаковым названием «Пешеходный переход»: информационно-указательный и предупреждающий (треугольный).
|