Фадеева Т.П. МДОУ «Д/С№145» г.Саратов
Основными критериями оценки работы воспитателя является воспитательно-образовательная работа. Наша цель вырастить детей не только здоровыми и крепкими, но и инициативными, думающими, творческими, способными достойно выйти из любой ситуации. А это возможно ,если ребенок обладает нестандартным ,творческим мышлением. Значит детей необходимо учить мыслить ,фантазировать, придумывать новое, что несомненно формирует гибкость и оригинальность мышления. Для большего эффекта получения результатов в проведении воспитательной образовательной работы используются развевающие игры, в основе систем которых лежат следующие принципы.: 1)Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи, к учебно - познавательной деятельности. 2)Постепенное усложнение задачи условий игры.
3)Органическая связь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка, постепенный переход к более интенсивному умственному труду. 4)Единство обучающих и воспитательных воздействий. 5)Развитие творческого потенциала всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая в ребенке индивидуальное ,самобытное опираясь на его природу, страшась заглушить способности. В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников. Реализация принципов проходит через деятельность человека имеющая два вида деятельности репродуктивной и творческой. Репродуктивный вид деятельности очень тесно связан с нашей памятью .Суть его в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее усвоенное ,воскрешает следы прежних переживаний, т.е.этот вид деятельности не создает ничего нового ,основой его является более или менее точное повторение того, что было. Такое сохранение прежнего опыта имеет огромное значение для всей жизни человека, оно облегчает приспособление к окружающему миру., создавая и вырабатывая постоянные привычки , повторяющиеся в одинаковых условиях. Воображение- основа творческой деятельности. Творчество существует везде ,где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Творчество скорее правило, чем исключение. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования ,и все что выходит за приделы нового, обязано своим происхождением творческому процессу. Развитие творческого воображения с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем возрасте творческие процессы выражаются в играх детей, которые служат отголоском того ,что ребенок видел и слышал от взрослых. Игра ребенка не просто воспоминание о пережитом, о творческая переработка прежних впечатлений ,комбинирование их. Воображение является очень сложным по составу процессом. В основе его внешние и внутренние восприятия, составляющие основу опыта ребенка, т.е. действия восприятия ,как всякие познавательные действия, направленные на решение определенных задач, на установление внешних свойств предметов и явлений и их узнавание. К ним относятся слуховые, зрительные, восприятие речи и более сложные- обонятельные и осязательные восприятия. Поэтому одна из задач предмета развивающих игр – развитие системы восприятия ребенка. То, что ребенок видит, слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Задачи предмета РТВ – помочь ребенку накопить материал из которого будет строиться его фантазия. Основным видом детского творчества является игра, которая служит подготовительной ступенью художественного творчества. Используя развивающие игры в воспитательно-образовательной работе с детьми, мы способствуем развитию: 1.Произвольной и непроизвольной ассоциативной памяти(зрительной, обонятельной, слуховой, тактильной, моторной). Произвольного и непроизвольного внимания. 2.Повышениею культурного мышления(способность мыслить самостоятельно; проявление творческого подхода ,умело и легко преодолевать возникшие трудности ,умению анализировать ,обобщать, сравнивать) 3. Развитию творческого воображения: уметь сочинять сказки, фантастические рассказы ,загадки, решению противоречия. 4.Развитию мелкой моторики пальцев, укреплению здоровья. В качестве итоговых занятий за четверть, полугодие, год- будут служить познавательные и творческие игры, в которых ребята будут иметь возможность проявлять свои знания, умения, навыки, творческие способности. Планируя развивающие игры ,необходимо опираться на следующие темы ,которые берутся как часть на каждом занятии: 1. Развитие памяти и внимания. 2. Повышение культуры внимания. 3. Развитие творческого воображения. 4. Психогимнастика. 5. Пальчиковые игры и упражнения. 6. Развитие речи. Развитие памяти и внимания: 1.Знакомство мнемотехникой, умение создавать необычные образы для запоминаний нужной информации. 2.Развитие памяти ,запоминание движений ,жестов. 3.Развитие тактильной памяти; узнавать на ощупь различные фигуры, природные и искусственные объекты. 4. Развитие зрительной памяти ,умение востанавливать по памяти схемы, чертежи ситуации, объекты, символы. 5. Развитие слуховой памяти: умение различать запахи ,определять принадлежность запахов к какому –либо объекту, находить ассоциативные связи с определенным запахом. Развитие произвольного и непроизвольного внимания при решении логических задач, игр на внимание ,спец. упражнений. Игры на развитие внимания; «Дорожка», «Запрещенное движение», «Руки соседа», « Прогулка в лесу» и др.
Повышение культуры мышления: А)Систематизация объектов по функциям и свойствам (Рамки Монтессори, карточки) Б)Умение продолжить логический ряд. Г)Умение находить и использовать ресурсы системы. Д)решение противоречий. Е)Развитие конструкторских способностей :умение воплощать чертеж на плоскости в пространственную модель. Используя «Кубики для всех» « Кирпичики»,.Игры: «Волшебный круг», рамки « Монтессори», « Да нетки», «Что из чего», «Муха».
Развитие творческого воображения: Развитие образного воображения через нахождение различных образов в бесформенных пятнах , сочинение о них сказок, историй. А)Пятна Роршара ,изготовленных взрослыми. Задание; выделить образ. Б)//-//-//-изготовленные детьми. Задание; выделить образ, придумать сказку. Г)//-//-//-изготовленные детьми. Способ- кляксография. Метод-раздувание, «Ветер-художник» Д)//-//-//-Метод-наложение. Е)//-/-//-коллективная работа. Приемы наложения мазков на мокрый ватман. Ж)2 цвета+3т З)//-//-//-слияние двух цветов И)Пятна Роршара. Пятнография.: Вытягивание ниточки из сложенного пополам листа. К)Коллективное рисование с помощью двух лекал. р
Преодоление психической инерции посредством: А) изменение взгляда на систему (объяснение системы без применения терминов) Б) Рассказ о системе с точки зрения кого либо.(Рассказ Умки о человеке) В) Игры со словами с последующим обыгрыванием текста.
Сочинение сказок с помощью: А) Простых приемов фантазирования: увеличение, уменьшение, ускорение, замедление, дробление, объединение, смещение во времени, оживление, омертвление. Б) типовых приемов фантазирования; установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями).нахождение ресурсов системы. (как по новому можно использовать определенный объект.)
Психогимнастика – развивать нравственные представления эмоции детей через литературные сюжеты. Драматические этюды. Перевоплощение, как метод развития воображения. Игры на выражение основных эмоций. «Круглые глаза», «Остров плакс» «Карлсон», «Первый снег», «Психорисование», «Очень худой ребенок» « Цветок»
Пальчиковые игры и упражнения. 1.Упражнения на развитие памяти. а) Поочередно прижимать к подушечкам больших пальцев остальные пальцы. б) подушечками больших пальцев нажимать сильно на основание каждого пальца.
2.Упражнение на концентрацию внимания . Кончики растянутых пальцев правой руки прижимаются к мизинцу левой руки, слегка сжатой в кулак. 3. Упражнение на снятие раздражения +концентрация внимания. А) нажатие точки «Рокю». б) Сжимание руки в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. 4.Устранение психологической напряженности. А) Массирование мизинца. б) Орешки (между ладонями по часовой и против часовой стрелки) в) устранение нервной усталости ; массирование пальцев. Развитие речи. 1)Разминка с пальцами. 2)Заблудившийся рассказчик. 3.Обратно- «Заблудившийся рассказчик» 4.)Роза-роза ,кактус (цветы ,рыбы. птицы). 5)Вагончики(составление предложения с 2лет) 6)Работа со стихом. 7)Составление рассказа из одних глаголов , прилагательных. 8)Подбор; а)прилагательных к словам. б)Существительных к прилагательным. 9. работа с вопросами (нужно так составить вопрос ,чтобы нельзя было ответить) 10. Почемучка: А)Игры со словами ;мешок-шоколад; старшина-старина; б)Отгадать задуманную пословицу с помощью вопросов, причем отвечающий использует в ответе слово из пословицы. в)Составление рассказа на одну букву. г)Составление загадок; выбирается объект, выделяются характерные особенности, сравнение по аналогии(родня) д) Объяснение фразиологических оборотов ,(составить сказку, заинтриговать объяснить) е)Устный красворд (ведущий загадывает слово, отгадывающие спрашивают загадкой, если ведущий не отгадывает- называют букву.) ж)Моделирование сказки.(развитие памяти ,логики ,запоминание героев, выделение частей)
Метод Джани Родари: а) Перевирание сказок (хлопок где неправильно) б) Сказка наизнанку. в) А что было потом? (после сказки) г)А дальше?(доходишь до самого интересного. А дальше своя версия) д) Сказка на новый лад (герой попадает в новые условия). е) Введение в сказку новых объектов. ж) Изменение места действия(Снежная королева в Африке).
Сказка –калька( придумываем математический вариант ,одушевляем)
Придумывание бытовых сказок (сию минутных ,к определенному случаю, что бы стулья не ломали)
Примерное содержание одного занятия. 1.Приветствие, разминка. а)пень. б) поэты. в) ты мальчишка ,я девчонка. 2. Скороговорки. а) Щука в речке жила…. 3. Огонь. (зажигаем свечу) С незапамятных времен люди пытались понять как устроен мир, из каких кирпичиков он состоит? Древнегреческий философ Гераклид утверждал: «Все возникает из огня ,и все в огонь превращается.»Восточные мудрецы тоже приписывали огню особые свойства-очищения и возрождения.. … Зимний день. Мы зажжем свечку и будем смотреть на огонь .Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит. Он живой ,а иначе что ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он напоминает о том ,о чем уже забыли люди.И поэтому мы так любим смотреть на него. Пламя свечи помнит о самом первом огне ,у которого согрелся первый человек. Он еще не умел добывать огонь ,хранили его в ямах с угольками. А сейчас отправимся на машине времени в древние времена. (решить анаграмму и исключить лишние слова) Логические задачи: Весре, Апазд, свокот, яназ.
Найди слово: аул, (луна),народ, настил, салют Пламя свечи помнит о первом огне, зажженным самим человеком. Тот огонь родился….(от молнии, ,,) Легко стало когда появилось огниво ,его еще называют –кресалом. Ударяем кремень о кремень ,искрой поджигаем трут,(специальный горючий материал; сухой мох ,шерсть, листья),а хранили все это в кожаных мешочках, которые носили на поясе.
Снятие психологической инерции: Игра со словом Огонь. Подобрать определение к слову- огонь. Психогимнастика: - Что бы ты сказал погорельцам? (рассказ из журнала « Трамвай»1991года.
ИЗО, Пятна Роршаха.(Цвет красный, прием наложения) Что можно увидеть в языках пламени.? А зачем зажжена свеча? - Спички. Они появились не так давно., чуть больше 150лет назад. И были по началу стеклянными ,с головками из чистого фосфора. А теперь спички делают из дерева.(самые лучшие из осины) или картона. Они бывают разные. Есть специальные ветровые спички, которые не гаснут на самом сильном ветру, в дождь, метель, .Они нужны охотникам, геологам, морякам. Есть сигнальные, они горят ярким, разноцветным пламенем. А есть и самые «горючие» спички –запалы, которые не гаснут в воде.
Зрительная память .Фигуры из спичек. В древней Индии бога Огня так и звали- Огонь. По индийски - Агни. Люди верили, что он обладает всеми силами: открывает двери тьмы, знает все пути ,все мудрости, все меры, все людские тайны .И принадлежит он всем людям. Так верили в древней Индии. И в любом несчастье обращались за помощью к Агнии. Для этого были заклинания:
Агни, ты рожден из сияния дня, Из воды и растений, из камня и тлена. Ты чист и силен, защити же меня, В очаг я душистое брошу полено. Агни, дай подольше ходить средь живых. Приди в мое сердце ,и сердце очисть! И беды сожги, как осенние листья.
|