Пантелеева И.И. Послесловие к Кляйнианскому психоаналитическому семинару

В мае 2003 года в г. Харькове прошел 2-ой Кляйнианский психоаналитический семинар, посвященный теме "Психические изменения". Семинар был организован Харьковским областным психоаналитическим обществом и философским факультетом Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина при поддержке "Мелани Кляйн Траст" (Лондон). Ведущими семинара были обучающие психоаналитики Британского психоаналитического общества Эдит Харгривз (Edith Hargreaves) и Джэйн Милтон (Jane Milton). В первый день были прочитаны две лекции: "Депрессивная позиция и защита от нее" (Э. Харгривз) и "Психические изменения в анализе м-ра П." (Дж. Милтон), после чего прошло обсуждение лекций в малых группах. В последующие дни состоялись теоретические дискуссии в малых группах по материалам статей, являющихся классикой кляйнианского психоанализа (Х. Сигал "Лечебные факторы психоанализа" (1986), Дж. Стейнер "Цель психоанализа в теории и практике" (1996), Б. Джозеф "Психические изменения: некоторые перспективы" (1992) и "Пациент, которого трудно достичь" (1975)). Состоялись также клинические обсуждения случаев, представленных участниками семинара.

Когда я собралась написать о своих впечатлениях от семинара, я с удивлением обнаружила, что не могу быстро и четко сформулировать свое понимание того, что было заявлено как его главная тема: что же такое психическое изменение и каковы особенности его понимания в кляйнианской школе. Более чем через полгода после окончания семинара я помню много нюансов из клинических случаев, которые были доложены участниками семинара, реплики участников и ведущих во время теоретических дискуссий, свои размышления и эмоциональное состояние во время обсуждения, не говоря уже о прекрасных солнечных днях начала лета, которые подчеркивали яркость такого неординарного события, каким оказался этот семинар для меня как начинающего психолога-психотерапевта, ориентирующегося на кляйнианскую традицию.

За компактной формулировкой особенностей кляйнианского понимания психического изменения я обратилась к "Словарю кляйнианской мысли". Автор этого словаря, Роберт Хиншельвуд (R.D.Hinshelwood), кстати, проводил 1-ый Кляйнианский семинар, организованный Харьковским областным психоаналитическим обществом. В разделе "Словаря", посвященного психическому изменению, говорится главным образом об идеях Бетти Джозеф, нынешнего президента "Мелани Кляйн Траст", изложенных в ее книге "Психическое изменение и психическое равновесие" (1989). Джозеф говорила о двух типах психического изменения: долгосрочном психическом изменении, которое является результатом успешного психоанализа, и непрерывно действующих сиюминутных (moment-to-moment) изменениях во время аналитического процесса. Она подчеркивала необходимость видеть эти сиюминутные изменения, не оценивая их с точки зрения того, являются ли они признаками прогресса или регресса. В противном случае, утверждала Джозеф, мы не сможем в ходе анализа помочь пациенту достичь реального продолжительного позитивного изменения. Ретроспективно мое "слепое пятно" к обобщающим формулировкам (долговременным результатам) обсуждаемых на семинаре статей и клинических случаев подчеркнуло для меня значение тех самых теоретических выводов и технических правил, которые не столько формулировались, сколько проживались на опыте во время семинара, а также заставило серьезнее отнестись к проблеме взаимосвязи и отличий текущего и долговременного психического изменения.

Имея в виду эти два типа психического изменения, я структурировала для себя ход семинара следующим образом. Материал первого дня семинара (и особенно разбор в докладах ведущих клинических виньеток из уже завершенного многолетнего анализа пациентов) раскрывал для меня тему взаимосвязи психического изменения как цели анализа в кляйнианском понимании (достижение и удержание интегрированного состояния, которое Мелани Кляйн называла депрессивной позицией) и психического изменения как постоянно протекающего процесса, когда происходит постоянное движение, флуктуация между параноидно-шизоидной (Ps) и депрессивной позицией (D), и которое, в определенной форме, является тем самым движением Ps-D, которое У. Бион считал существенной частью любого творческого процесса.

Второй день семинара, когда обсуждались программные статьи Х. Сигал и Дж. Стейнера о лечебных факторах психоанализа и целях психоанализа в теории и практике, я соотнесла бы преимущественно с темой психического изменения как долговременного результата. С этой точки зрения статья Дж. Стейнера интересна именно разбором изменения представлений о целях психоанализа от ранней теории застоя либидо до основанной на кляйнианской теории проективной идентификации идеи о цели психоанализа как реинтеграции пациентом отщепленных (и спроецированных) частей своей личности. Обсуждавшаяся в этот же день статья Х. Сигал говорит о том, благодаря чему достигаются эти долговременные изменения и называет инсайт (специфически психоаналитический инсайт, который после завершения анализа обычно подвергается вытеснению) необходимым условием долговременного изменения и центральным терапевтическим фактором психоанализа.

Далее, в работе третьего дня семинара, посвященного обсуждению статей Б. Джозеф, я выделила бы тему психического изменения в узком смысле как непрерывно происходящем во время сессии чередовании конфликтов, тревог и защит, т.е. того типа изменения, внимание к которому ассоциируется именно с кляйнианской теорией и техникой. В статье "Психическое изменение: некоторые перспективы" Б. Джозеф рассматривает сближение и расхождение точек зрения (ракурсов или "вертексов") аналитика и пациента как часть изменения внутри аналитических отношений и сессии и как фундамент для строительства инсайта и долговременного психического изменения. Обсуждение этой статьи с особой силой подчеркнуло для меня важность внимания именно к малейшим изменениям, происходящим на сессии, от понимания которых зависит темп достижения результата и даже сама возможность его достижения. Исходя из темы, которую я условно выделила для этого дня семинара, в статье "Пациент, которого трудно достичь" я подчеркнула бы техническую рекомендацию Б. Джозеф о необходимости удерживать интерпретации в постоянной связи с происходящим на аналитической сессии.

Наконец, особое место на семинаре занимали обсуждения клинических случаев, представленных участниками. Теоретические положения оживали в примерах из практики, рассказах о том, как участие в семинаре сразу же, в эти же дни, повлияло на работу с тем или иным пациентом. Семинар стал событием, которое не могло не вызвать продолжительные и долговременные изменения, и теперь, по прошествии времени, они становятся все заметнее и весомее.




Просмотров: 815
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Хиншелвуд Р.Д. Контрперенос и терапевтические отношения. Новейшие изменения в кляйнианской технике
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Сигал Х. Некоторые клинические приложения разработок Мелани Кляйн: выход из нарциссизма
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Вите О.Т. Палеопсихология Поршнева и психоанализ: тревога восьмимесячного и некоторые смежные проблемы психического развития
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Романов И.Ю. В ритме движений души. Несколько замечаний об эволюции кляйнианского психоанализа
  • Автономов Д.А. Некоторые клинические взгляды на психосексуальность патологических азартных игроков с позиции психоанализа
  • Джозеф Б. Перенос: тотальная ситуация
  • Кэхеле Х. Сны Амалии - последовательности сновидений как инструмент процессуального анализа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь