|
Психоаналитические афоризмы VII. - Дональд ВинникоттСоставитель: К.В. Ягнюк Творческое постижение реальности заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.
Игра и культура связывают между собой прошлое, настоящее и будущее; они заполняют пространство и время.
Каждый из нас может почерпнуть что-то из культурного опыта, если у нас есть место, куда положить обнаруженное.
Идея вечности у каждого из нас связана с тем периодом младенчества, когда время еще не началось.
Психоз гораздо глубже укоренен и связан с элементами человеческой личности и существования, чем невроз, и мы поистине бедны, если всего лишь нормальны.
Некоторые люди не в состоянии пойти на риск любви. Не рискуя, они многое теряют, но одновременно получают хорошую страховку от горя.
Чтобы контролировать то, что находится вовне, нужно что-то делать, а не просто думать или хотеть, а действия требуют времени.
Спонтанный жест - это подлинное Я в действии.
Каждый родитель был ребенком и в определенном смысле им и остается.
Нет такого создания как дитя - только дитя и мать.
Дети - это обуза, и если они приносят радость, то лишь потому что они желанны, в силу того, что двое людей решили взвалить на себя эту ношу - в сущности, договорились называть это не обузой, а своим ребенком.
Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека.
Когда мать дает грудь младенцу именно в тот момент, когда младенец этого хочет, она тем самым дает ему основания верить в то, что в мире существует надежда на нахождение ожидаемого, воображаемого и необходимого.
Трудный ребенок - это тот ребенок, к которому мир на самых ранних этапах не сумел приспособиться. Всегда покладистый ребенок - на самом деле это страшно. Это означает, что родители дорогой ценой покупают себе спокойствие, и рано или поздно кому-то придется за это платить - им, или обществу.
Беременная медленно, но верно приходит к представлению, что центр мира - в ее собственном теле.
Ребенку не следует знать всего, чего матери приходится делать, чем она жертвует ради него.
Наиболее замечательная особенность матери - ее готовность нести определенный ущерб от своего ребенка, переносить его ненависть, будучи не вправе отплатить тем же, и ее способность ждать наград, которые могут и не последовать.
Если младенец гневно плачет и чувствует, что готов уничтожить все и всех, а окружающие при этом остаются спокойными и невредимыми, то у него появляется возможность понять, что испытываемые им чувства не обязательно реальны, что фантазия и факт, хотя одинаково важны, отличаются друг от друга.
Будучи родителем, как бы вы не старались, время от времени вы будете разочаровывать ребенка, и в таких случаях он будет гневно плакать; думаю, у вас в таком случае есть одно утешение: гневный плач означает, что ребенок еще сохраняет веру в вас. Он надеется изменить вас.
Мать ненавидит ребенка задолго до того, как ребенок начинает ненавидеть мать, и до того, как он узнает, что мать его ненавидит.
Каждый мужчина и каждая женщина, которые чувствуют себя на своем месте в мире и для которых мир кое-что значит, каждый счастливый человек - все они в бесконечном долгу перед матерью.
Психоаналитик принимает роль той или иной полезной фигуры из детства пациента. Он наживается на успехе того, кто делал грязную работу, когда пациент был ребенком.
Если пациент не умеет играть, то нужно сделать что-то, чтобы пациент смог это делать, после чего можно начинать психотерапию. Игра необходима потому, что именно в игре пациент раскрывается творчески.
Психотерапия - это когда два человека вместе играют.
В течение своего рабочего времени психотерапевт должен оставаться уязвимым и в то же время удерживаться в рамках профессио-нальной роли.
Между пациентом и психоаналитиком стоит профессиональная позиция последнего, его техника, то есть та работа, которую он проделывает в уме.
Если удается освободить спрятанное истинное Я пациента, частью лечения может стать срыв, и тогда психоаналитику придется играть роль матери ребенка, проснувшегося в пациенте.
Психотерапия будет неполной, если пациент никогда не придет к пониманию того, что пришлось вынести психотерапевту ради поддержания терапевтического процесса. Без такого понимания пациент в какой-то мере находится в положении ребенка, который не в состоянии понять, чем он обязан своей матери.
Психоаналитик должен быть готов на протяжении долгого времени выдерживать напряжение, связанное с непониманием пациентом того, что он делает. Чтобы выдержать это, он должен спокойно осознавать свой страх и свою ненависть. Психоаналитик должен быть в позиции матери по отношению к еще не родившемуся или недавно родившемуся ребенку. В конце концов ему следовало бы найти возможность объяснить пациенту смысл происходящего, но возможно он никогда и не получит такой возможности.
В глубокой регрессии пациент не может идентифицироваться с психоаналитиком или принять его точку зрения, подобно тому, как плод или новорожденный не может сочувствовать матери.
Психоаналитик получает немедленную награду через отождествление с пациентом, который достигает прогресса и предвидит еще большую награду после окончания лечения.
В некотором смысле аналитику труднее, чем кому бы то ни было быть оригинальным. Все то, что мы говорим сегодня, было преподано нам вчера (нашими пациентами).
Психоаналитик имеет возможность выражать ненависть. Ненависть выражается существованием конца часа. Это так, даже если нет никаких сомнений в том, что пациент сам желает уйти.
Делая интерпретацию, психоаналитик показывает, как много и, одновременно, как мало он способен услышать и вычленить из сообщения пациента.
Психоаналитическое исследование, до известной степени, - есть попытка части психоаналитика продолжить свой собственный анализ дальше той точки, на которой остановился его собственный аналитик.
Психоанализ - это не образ жизни. Мы надеемся, что пациенты закончат лечение и забудут нас, что они обнаружат, что сама жизнь - это вполне действенная терапия.
ЛитератураВинникотт Д.В. (2004) Игра и реальность. Институт общегуманитарных исследований. Винникотт Д.В. (2004) Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: Изд-во "ЛИТУР", 2004. Винникотт Д.В. (2005) Ненависть в контрпереносе. Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований. Сост: И.Ю. Романов. Винникотт Д.В. (2005) Контрперенос. Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований. Сост: И.Ю. Романов. Смотри Психоаналитические афоризмы на сайте Константина Ягнюка Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|