Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая

Нарративную терапию1) создали в 80-х годах и до сих пор развивают практикующие австралийские психотерапевты Майкл Уайт и Дэвид Эпстон. Изначально нарративная терапия возникла под влиянием идей «социального конструктивизма» как вид семейной терапии, в данный момент она также используется в индивидуальной терапии.

Основные принципы нарративной терапии: равенство терапевта и клиента, сотрудничество, открытость, доверие, искренность-«прозрачность», позиция «не-знания», установка на любознательность, сфокусированное внимание и взаимное уважение.

Основные положения нарративной терапии:
Человек - не есть проблема, но он находится во взаимоотношениях с проблемой.
Клиент - эксперт своей жизни, сам выбирает в ней предпочитаемые ценности, направление.  
Терапевт - профессиональный сопровождающий в процессе выборов,  совершаемых клиентом на основе его личных ценностей и предпочтений, принятия им ответственности за эти выборы, описания им своей, устраивающей его, идентичности и переконструирования своей жизненной истории.

Основные понятия нарративного подхода:
Сильное влияние на нарративную терапию оказал Мишель Фуко, который в том числе ввел понятие Дискурсов. «Дискурс-поддерживающая определенное мировоззрение система утверждений, практик, установленных  структур,  обладающих  общими ценностями». Дисскурсы - интернализированные доминирующие нарративы нашей культуры, контролирующие знания, воспринимаемые нами как истина, хотя на самом деле, они условны, так договорились люди. Мы, склонны эти дискурсы считать истиной о нашей идентичности. Дискурсы есть в отношении любой сферы и в вопросах семьи и брака и того, как правильно думать в формальной логике и о ядерных испытаниях.

Экстернализация - техника нарративного подхода и лингвистическая практика, помогающая человеку отделить себя от Проблемы (которые он воспринимает как собственную идентичность); посмотреть на Проблему, свои отношения с Проблемой со стороны; взять на себя больше ответственности за характер этих отношений и пытаться определять эти отношения. За счет этой техники чувство вины снижается, а эффективность усилий повышается, так как  Экстернализация способствует семье сплотиться и направить свои усилия на борьбу не с человеком, ее носителем, а проблемой (например, с алкоголизмом, а не с алкоголиком).

Проблемная история  - описанная человеком история развития его сложностей.

Альтернативная история (контристория) - предпочитаемая история, в которой человек выбрал отношения с Проблемой.

«Уникальный эпизод» - техника, позволяющая превратить  и расширить во времени, других сферах жизни человека уникальные, противоречивые, случайные, а иногда и отклоняющиеся события в важные значимые эпизоды альтернативной истории,  открывающей предпочтительные знания и умения, новые способы жизни.

В уникальных эпизодах прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны и полны возможностей.  Уникальный эпизод - событие в жизни человека, где он был без Проблемы, справился с Проблемой, выбрал с ней предпочитаемые отношения.

Вопросы на ландшафтах действий - техника задавания вопросах  на событийном уровне. Вопросы на ландшафте смысла, сознания - вопросы, аппелирующие к смысловой нагрузке событий.

Деконструкция - это стратегия по отношению к тексту, где терапевт внимательно выслушивает человека, ищет скрытые смыслы, признаки конфликтующих историй; открывает пространство для тех аспектов жизни, которые  еще не обрели свою историю, пытается ослабить хватку доминирующих, ограничивающих нарративов. Основной смысл деконструкции создать пространство между человеком и идеями, сделать эти идеи видимыми, чтобы человек мог на них посмотреть и  оценить их влияние на себя и сказать, согласен ли он с этим их влиянием на себя или нет.

Цель нарративной терапии - помощь в создании предпочитаемых нарративов в открытом и максимально широком пространстве альтернатив за счет выборов человека.

Помочь человеку сформировать предпочитаемую им идентичность на основании конструируемой совместными усилиями выбранной им жизненной истории, опираясь на его ценности, предпочтения, выборы.

В течение последних десятилетий наблюдаются изменения традиционных форм и ценностей семьи: меняется структура, распределение функций и ролей внутри  нуклеарной и расширенной семьи; отмечается  рост числа пар, решивших не иметь детей; рост числа людей, живущих  вместе не вступая в законный брак (гражданские браки, гомосексуальные пары, коммуны); все больше матерей, решивших родить ребенка, не выходя замуж; увеличивается возраст вступающих в брак. Представление о традиционной нуклеарной семье как абсолютной норме расшатывается разнообразием альтернативных стилей жизни.

Современный молодой человек, решая создать семью, испытывает давление внешних и внутренних  противоречий, при выборе семейной идентичности, теряясь в многообразии альтернатив. Семейная терапия помогает человеку сделать выбор в сторону своих ценностей и  предпочтений, а  не автоматических эмоциональных выборов, произрастающих из родительских семей или социума.
В данной статье представлен анализ опыта работы в рамках нарративной терапии с молодой женщиной, имеющей  сложности в создании отношений с мужчинами.

Описание случая

В психологическую консультацию обратились молодая женщина Маша, 30 лет. Полгода женщина встречалась с молодым человеком. В момент обращения, она была в остром эмоциональном переживании в связи с расставанием с ним. Она плакала, сокрушалась, что не может понять причины своих неудач с мужчинами.

Запрос

«Хочу избавиться от боли, злости, связанной с расставанием, это не дает мне жить. Хочу справиться с этим с наименьшими затратами. Хочется избавиться  от ущербности, закомплексованности, неуверенности в себе. Может быть, я не тех выбираю. Хочу элементарного женского счастья - выйти замуж, родить ребенка».

Терапевтический процесс

 Работа длилась почти четыре месяца. Проблемная история связывала между собой эпизоды в жизни клиентки, где мужчины, расставались с ней - «бросали».   В процессе работы девушка называла много своих сложностей.  В результате выяснилось, что Проблема  = Страх отвержения - Неуверенность - Тревога - это группа взаимосвязанных проблем, которые сами находятся в определенных отношениях. Основная Проблема Маши Страх отвержения (от нее отвернуться, она будет не нужна, не интересна, не хороша). Неуверенность и Тревога идет вслед за Страхом. Это три поддерживающие друг друга проблемы.

Неуверенность может реализовать себя с помощью различных союзников: Закомплексованность, Ущемленность, Неуспешность, Немощность, Бессилие, Безысходность, профнепригодность, Некомфортность;

Страх отвержения проявляется через множественные его отголоски, которые зародились в детстве. Он запугивает Машу и в настоящее время: «боюсь, бросит», «страх остаться одной, не выйти замуж», «боялась что-то не так сделать - мама опять заругает»; «боюсь наломать дров», «боюсь, увидит меня надоедливую, дотошную, некрасивую», «стыдно признаться  в своих проблемах, он подумает ненормальная».

Тревога проявлялась через симптомы: «Трясучка» (Волнение), Паника, Напряжение, Скованность, Торопливость, Беспокойство, Обида,  Критика, Обесценивание, Контроль,  «Анорексия» (со слов девушки).

Методом Экстернализации успешно проводилась работа с Проблемой  и ее союзниками. Практически, эти симптомы исчезали уже на следующей сессии (особенно Анорексия, Трясучка, Напряжение, Паника, Скованность), что не мешало наиболее стойким из них (Неуверенность, Ревность) возвращаться вновь и вновь, особенно перед праздниками и значимыми датами в жизни Маши.

Подробно изучалась проблемная история Маши, чтобы Маша могла увидеть, в какие сферы проникла Проблема, в какие - нет, какие стратегии Проблема использует, какие у Проблемы планы, чтобы Маша смогла ответить, «нравиться ли ей такие отношения с Проблемой и хочет ли она их изменить»

Проблема манипулирует Машей, пытаясь руководить ее жизнью. Проблема проникла в отношения Маши с мужчинами,  в сферу работы, в область питания, сна (страхи, беспокойство), отношения с родственниками, коллегами и другими людьми. Особенно сильно Проблема проявляется  в отношениях с мужчинами.

В  разговорах с мужчинами проблема: 

  • убеждает  Машу не доверять им, все контролировать, не проявлять себя полностью «женщина должна подстраиваться под мужчину, под его планы, не открывать себя полностью»;
    заставляет притворяться, забыть о своих потребностях   - «влюбленный  человек должен забыть о себе»;
  • пугает: «если женщина без мужчины, то она не состоялась», «мужчина не может быть один, умыкнут»;
  • обманывает,  говоря, что Маша физически и умственно и личностно  непривлекательна - «увидит меня надоедливую, дотошную, некрасивую», «гадкий утенок», «прибитая мешком», что в таком виде никто не полюбит, значит надо притворяться, не проявлять себя.
  • дает Маше противоречивые указания: будь сильной, активной, решительной («надо  быть сильной женщиной, быть сверху»),  но будь пассивной, забудь о себе, подчинись интересам мужчины («надо забыть о себе, подчиниться ему»).

Проблема повлияла на физическое состояние Маши. Маша теряла аппетит, пустила в свою жизнь Бессонницу, «Трясучку», Напряжение, испытывала аллергические реакции…

Проблема вмешивается в ее мысли («страх парализует мою голову»), начинает «проецировать» («как человек стал дорог, мое сознание  рисует сцены измены»), ее «чертенок» диктует ей, как вести себя так, чтобы впоследствии усилить влияние проблемы.

Проблема  изменила представление Маши о самой себе. Маша порой считает себя «ненормальной», «ущербной», «закомплексованной», «немощной», «беспомощной», «не гармоничной внешне и физически.

Даже когда у Маши хорошие отношения с молодым человеком Страх «крутит» в голове Маши назойливые мысли: «может он уже изменился по отношению к тебе, ты ему уже не нужна», и заставляет Машу произносить то, что, она и не собиралась говорить: «ты еще не передумал ко мне приезжать». Тем самым Страх встает между Машей и молодым человеком, создавая преграду в отношениях.

Какие у Проблемы цели? Проблема ставит цель полностью подчинить жизнь Маши себе, чтобы ни в одной сфере жизни (пока такие еще есть), ни в какое время дня и ночи Проблема не ослабляла своего влияния. Тогда Маша все время, во всех делах будет неуверенной, боязливой, несчастной, обуреваемой негативными чувствами.

Чего в итоге она хочет добиться, влияя на жизнь Маши? Полной власти и диктата над жизнью Маши. Как Проблема представляет идеальное будущее Маши?  Маша живет с мамой, в крайнем случае, одна. Встречаться с мужчинами даже не пробует, так как проблема убедила ее, что все напрасно. Конечно, придется ограничить и общение с подругами, родственниками и другим окружением, так как в их глазах Маша будет «читать» все те же вопросы (а далее развернутые тексты проблемы про то, какая Маша несовершенная, и т.п.).

В профессиональной деятельности Проблема постарается также лишить Машу каких-либо перспектив на будущее. Поскольку у Маши есть Проблем, то у нее не может быть «роста и развития», может быть лишь ухудшение ситуации. Маша будет стараться работать все больше, все лучше, чтобы как-то изменить ситуацию, но зарплата ее будет все меньше, продвижения не будет, но отдыхать будет некогда, да и не за чем выделять время для себя.

Кто поддерживает Проблему? Поскольку Проблема - это Неуверенность, Тревога, Страх отвержения»….то поддерживают ее все люди, которые прямо или косвенно сообщают Маше про ее «несовершенство» и все те люди, которые транслируют идеи, которые мы рассмотрим ниже в «Деконструкции».

Какие способности и качества Маши помогают Проблеме развиваться во времени и пространстве? Есть черты личности, индивидуальные особенности Маши, которые поддерживают проблемную историю, а именно это:

Вспыльчивость, импульсивность, истеричность (с ее слов) - «я вспыльчива, но терпелива, но в какой-то момент похожа на разъяренного быка»;
подозрительность; недоверие - «верить людям нельзя»; 
чувство «хищничества» - «во мне проснулась женщина-охотница»,
стервозность - «я могу быть стервой», «через свой необузданный гнев умею злить, заводить, унижать, провоцировать», «могу вампирить» - «как только я вывела его из себя - я успокоилась, но чувствую себя опустошенной», «могу дуться»;
корысть - «мужчину надо использовать по назначению, есть его роль, функция»;
властность - «я хочу властвовать над мужчиной», «не могу позволить мужчине быть сверху»;
«забывание себя» - «я многое умалчиваю, ориентируюсь больше на мужчину, когда влюбляюсь, начинаю подчиняться, а если начинаю думать о себе, происходит разрыв».

У Маши произошло изменения образа себя, того, каким человеком она себя видит: «гадкий утенок», «прибитая мешком», «не гармонична внешне, физически», «я - затюканная». Маша боится, что в будущем может повторить судьбу мамы, у которой было два развода.

В отношениях с партнерами и коллегами Маше приходится все время «играть роль», такой же полноценной женщины - как все, так как Проблема убеждает Машу, что она хуже их и надо притворяться. В отношения с другими людьми Маша иногда проявляет Агрессию, Скованность, Критику, Обесценивание, Подозрительность, Недоверие, Зависимость, Торопливость, Соперничество, Контроль, Зацикленность - «со всеми мужчинами появлялось желание постоянно видеть его, быть с ним, контролировать». Это отдаляет Машу от других людей, портит их отношения.

В какие сферы жизни Маши проблема не проникла? Маша: «Проблема отсутствует, когда я работаю физически, когда моя голова, руки заняты. Например, общаюсь с другими людьми, с мужчинами по чату, коллегами, косметологом, подругами, племянницей,  во время отдыха, строю планы на будущее, работаю с вами (психологом)».

Как она ей противодействует? Маша вспоминает про свои ресурсные качества и способности и применяет тактики и стратегии, которые уже однажды помогали справиться (хотя бы на время) с Проблемой.

Маша внимательно наблюдает  за другими людьми, семьями и  использует не только свой опыт противостояния Проблеме, но и то, что помогает другим людям.

Если даже результат не всегда с первого раза получается полностью удовлетворительным, то Маша старается проанализировать полученный опыт и более эффективно действовать в следующий раз. Маша изобрела несколько стратегий, чтобы оказывать сопротивление проблеме:

  1. «планирование» - это в момент, когда особенно тяжело без молодого человека, но он по каким-то причинам не встречается с Машей, она вспоминает о всех важных и не очень делах, которые должна, хотела бы и могла делать в это «освободившееся» время;
  2. «забота о себе» - Маша старается и в это время (без молодого человека)  и в любое другое не забывать о себе, своих потребностях, ценностях, предпочтениях, заботиться о собственном душевном и физическом комфорте;
  3. опора в тяжелые и любые другие моменты на свои сильные, ресурсные стороны, личные качества;
  4. вспоминать похожие ситуации и не очень, но те, где Маша уже справилась с Проблемой и «переносить» этот удачный опыт на текущее событие;
  5. искать помощи и поддержки, когда совсем плохо у подруг, родственников Этот способ Маша использовала давно, сейчас, иногда он видоизменяется тем, что Маша склонна более, чем раньше «фильтровать» полученные советы, принимая все чаще те, которые реально помогают ей справиться с Проблемой, а не наоборот;
  6. Маша пытается применять большую «Открытость» в отношениях с мужчинами, что поможет ей построить доверительные, близкие отношения;
  7. Маша пытается пересмотреть, проанализировать все идеи, на которые она до сих пор опиралась в своей жизни для того, чтобы выбрать, какие она может оставить под «фундамент» своих будущих отношений, а какие следует «выкорчевывать», так как они являлись «корнями» Проблемы,
  8. Маша «входила в отношения» со своим «грузом» (Проблемой: страхи, тревоги). Но об этом знала только Маша. Проблема тут же давала о себе знать, заставляя Машу, показать проблему и мужчине, убеждая, что сама она с ней не справится, а мужчина должен справиться мужчина, ведь именно он способен сделать женщину счастливой и полноценной.

Маша надеялась, что «мужчина избавит от проблем и комплексов». Мужчина был важен как функция для снятия комплексов Маши. Еще он - орудие победы над женщинами (тема «соперничество»), что тоже служит лишь снятию комплексов Маши.

Но справиться с Проблемой может только Маша, так как этот «груз» несет она, и только она может принять решение брать или не брать Проблему в новые отношения.

Так проблема обманывала Машу.  Проблема вставала между Машей и мужчиной и лишала их близости, возможности реально «встретиться», друг друга увидеть, ведь они видели перед собой Проблему Маши. Маша сделала выбор самостоятельно разбираться со своей Проблемой.  Маша приняла более активную позицию по отношению к Проблеме, старается видеть и противостоять ее тактикам, стратегиям и хитростям.

Маша принимает все большую ответственность за «случающиеся» события  на себя, а не делегирует ее другим людям.

Кто поддерживает Машу (родственники, друзья, знакомые, учителя, терапевт и т.д? Как именно они заставляют Проблему отступить? Есть несколько подруг, которые поддерживают Машу в противостоянии Проблеме. Также это личный психотерапевт и группа психотерапевтов, работающих в нарративном подходе.

Маша обладает качествами и способностями, которые мешают захватить власть над Машей Проблеме, это ее ресурсы:

Инициативная (это качество позволяет Маше все больше выбирать жизнь без Проблемы);

целеустремленная, предприимчивая, решительная, стремительная, дотошная и упертая (Маша решила расстаться с Проблемой, поставила такую цель и упорна в е достижении);

смелая (не боится пробовать новые техники и стратегии); сильная и спортивная (имеет опыт достижений в спорте и «переносит» его на борьбу с Проблемой);

веселая и жизнелюбивая (помогает Маше не унывать даже при неудаче и снова пробовать справляться с Проблемой);

коммуникабельная (находит поддержку и «подсказки» в общении с другими людьми);

умеющая фантазировать и импровизировать (пробует новые способы справляться с Проблемой и в воображении и воображаемые, творческие;

«самодостаточная с внутренним стержнем, с чувством самозначимости (позволяет Маше опираться на себя, доверять себе);

умная, адекватная (проводит большую работу по осмыслению и анализу своего опыта проб и ошибок);

красивая (дает Маше уверенность и радость и «заботу о себе»); творческая, игривая, легкая, с чувством юмора (позволяет Маше и в трудные моменты жизни не унывать, надеяться на лучшее, находить необычные творческие решения);

«умею планировать» (помогает Маше в последовательности действий, распределении усилий в борьбе с Проблемой);

ответственная, честная, уважительная, исполнительная, трудолюбивая, «болею душой за каждое дело» (эти качества позволяют Маше ответственно, трудолюбиво работать над изменением своей жизни).

Неудачи проблемы: 

Например, Проблема убеждала Машу напрягаться, волноваться, быть неуверенной, то это привело к потере аппетита. Появилась слабость, головная боль, тошнота. У Маши осталось чувство голода, но Проблема заставляла ее испытывать отвращение ко всему. Маша не согласилась с таким эффектом Проблемы и начала исследовать этот феномен. Оказалось Напряжение на фоне расставания с молодым человеком усилилось за счет поставленных в профессиональной сфере задач «должна выиграть». Проблема «нашептывала» Маше, что «время упущено», пугала «в нужный момент ты не сможешь правильно отреагировать», «будешь колебаться», «не сможешь быть спокойной и уверенной». (Проблема заставляет верить Машу, что всегда и во всех ситуациях  «человек должен быть спокойным, уверенным, дружелюбным»), критиковала и обесценивала способности и профессиональные навыки Маши: «ты профессионально непригодна», «дура ты, дура», «тормоз», «тебе не справиться с этой ответственностью».

Маша исследовала историю появления этой тревоги, страха, напряжения. Оказалось, в детстве Проблема вставала между Машей и ее мамой в виде Контроля, Критики и Обесценивания, когда Маша учила уроки с мамой. Проблема заставляла маму говорить Маше: «ты тупица», «пойдешь в дворники», «ты все делаешь не так», «голова тебе на что, подумай!». Возможно, Проблема (Страх, Напряжение) обманывала и маму, так как мама любила Машу и беспокоилась за ее будущее, то Страх внушал и маме такие мысли: «как ее Маша сможет справиться со сложной жизнью сама, надо научить дочь всему и побыстрее».

Проблема способствовала лишь разрастанию себя самой, потому не задействовала эффективные способы воспитания ребенка, например, вместо: «ты все делаешь не так» - мама могла показать, как надо делать и поддержать дочь «у тебя обязательно все получиться», но Тревога делала и маму (как теперь Машу) «беспокойной», «критикующей», «агрессивной» и «торопливой». Заметьте, это союзники и Машиной Проблемы.  

Маша сказала, что эта Тревога и Страх из детства, и сейчас он ей не нравиться, так как «он парализует мою голову, заставляет ноги дрожать, хочется рыдать».

Маша заняла активную позицию в отношении Страха и решила с ним расстаться. В этом ей помогают ее способности, качества и прошлый опыт совладания с похожими ситуациями:  «возьми себя в руки, раньше ты справлялась, схему ты знаешь, ситуацией владеешь», «я сказала - все спокойно, ты профессионал».

Маша вспомнила о своих ресурсных качествах: легкость, беззаботность, расслабление, жизнерадостность, смелость,  женственность,  веселость, «мышка хохотушка - веселушка - гламурушка», «маленький воробушек - он свободен», «я компанейская, могу быть душой компании»; в работе: «ответственная, честная, уважительная, исполнительная, болею душой за каждое дело, инициативная, творческая, дотошная, успешная - не было проигрышных дел, волевая - могу себя заставить, когда неохота работать, дружественная, -  помогаю коллегам».

Проблема становилась все меньше уже в этом разговоре. Потом Маша рассказала, что из еды она предпочитает, и у нее появилось намерение купить и съесть именно эти продукты. 

Проблема не смогла парализовать Машу в эпизоде «нападения грабителя». Маше даже в голову не пришло пустить Неуверенность, Страхи, Ущербность, Закомплексованность, Ущемленность, Неуспешность, Немощность, Бессилие, Безысходность, Беспокойство, Напряжение, Скованность, и т.п. в это событие.

Проблема убеждала Машу, не «поднимать» вопрос о повышении ей зарплаты, но Маша не только поговорила об этом с начальством, но и, получив не совсем удовлетворяющий результат, продолжила обсуждение этого вопроса, и добилась желаемого.

Проблема настаивала и запугивала Машу в отношениях с молодым человеком. Убеждала, что не следует ему говорить о своих желаниях и потребностях. Маша использовала Открытость в противовес Проблеме, и, получив от мужчины ответ, поняла, что проявление Открытости дает большую ясность в понимании другого человека, а как следствие большую близость, кроме того, многие «надуманные факты» не подтвердились, и реальные его объяснения изумили ее.

Маша приходит к пониманию, что «открытостью, как и другими полезными навыками общения надо овладевать, они закрепляются не сразу».

Проблема особенно нагнетала Страхи и негативные чувства в периоды праздников, но и здесь Проблема часто терпела фиаско, за счет того, что Маша   смогла привлечь свои ресурсы, которые у нее исторически были, использовала эффективные способы жизни: Планирование, Заботу о себе, Легкость, Веселость, Коммуникабельность, поддержку друзей, подруг и родственников.

Проблема внушала Маше, что для того «чтобы мужчина остался с женщиной, надо чтобы эта женщина выиграла» в некой конкуренции за этого мужчину. И здесь проблеме пришлось отступить, когда Маша справилась с ней в конкретной ситуации.   

Ревность, зависть, соперничество уступили место Самодостаточности, Уверенности, Самоуважению, Достоинству, Заботе о себе, Грациозности - «мне говорят, что у меня потрясающая пластика», Веселости, Коммуникабельности - «могу наладить контакт», Обаятельности - «я чертовски обаятельна и привлекательна», «мужчин чарую взглядом».     Маша говорила, что, действительно, ей невозможно одновременно сделать все лучшие прически в мире, или купить все лучшие туфли, но вот она, «такая как есть, уверена, хороша собой и достойна любви».

Результатом исследования проблемной истории с помощью техники Экстернализации явилось понимание, что Проблема негативно влияет на жизнь Маши. Маша сделала выбор по отношению к проблеме, что хочет  расстаться с ней.

Множественная  экстернализация с группой взаимосвязанных проблем, которые сами находятся между собой в определенных отношениях, позволила Маше ослабить влияние Проблемы на свою жизнь и избавиться от некоторых союзников, симптомов: Волнение «Трясучка», Напряжение, Растерянность, Беспокойство, Паника, симптомов Анарексии и аллергических реакций. В работе выяснились ресурсы, способности, знания и умения Маши, с которыми она восстанавливала связь, в нарративных терминах, и впоследствии, использовала, чтобы противостоять Проблеме и управлять отношениями с ней.

Проблемы у нас существуют в социуме, в социальных контекстах, они там живут и люди с ними там встречаются. Поэтому, чтобы изменить отношения с проблемой в нарративном подходе используют метод деконструкции, который делает доступным для обсуждения, вот эти скрытые, само собой разумеющиеся влияния на уровне каких-то истин, стереотипов, распространенных практик.

Метод Деконструкции позволяет исследовать широкие социальные влияния, которые участвуют в жизни проблем, которые в свою очередь влияет на людей.

Проблема Маши Страх отвержения - Неуверенность - Тревога.

Техника «Деконструкция» помогла Маше сделать видимыми идеи, поддерживающие проблемную историю:

Идеи о сильной женщине (активная позиция Маши)
 «надо быть сильной женщиной», «сильная женщина не на кого не надеется, зарабатывает сама», «сильная женщина не должна позволить мужчине быть «сверху», «сильная женщина способна изменить мужчину в лучшую сторону» («мама сильная женщина и она предприняла борьбу с пьянством отчима»), «сильная женщина не должна рыдать, плакать, малодушие - это стыдно», («мама гордится, когда я сильная, не плачу, не звоню ему»), «если мужчина ушел к другой, виновата женщина, которая его упустила», «женщина отвечает (решает, контролирует) то, чтобы мужчина был с ней».

Идеи, о пассивной позиции Маши, где все зависит от мужчины
 «сильной делает женщину мужчина, который рядом», «если женщина без мужчины, то она не состоялась», «мужчина не может быть один, умыкнут», «если мужчина хочет встречи, женщина должна радоваться, пока он хочет и должна «себя отодвинуть»,
«женщина должна подстраиваться под мужчину, не открывать себя полностью»,
«влюбленный человек должен забыть о себе».

Идеи соперничества с другой женщиной:
«выигрывает женщина, с которой остается мужчина», «чтобы победить другую женщину надо быть идеальной, не допускать ее ошибок».

Идеи о том, каким должен быть мужчина
«избранник должен нравиться маме, родственникам, иначе стыдно с ним знакомить»,
 «мужчину надо использовать по назначению, есть его роль, функция», («каждая вещь в моей квартире сделана каким-либо мужчиной»), «настоящий мужчина приходит женщине на помощь».

Идеи про отношения между женщиной и мужчиной
«отношения должны быть такими: брак, дети, умерли в один день», «если женщина забеременела, то мужчина уже никуда не денется», «с мужиками хорошо - без них еще лучше».

Идеи про отношение Маши к расставанию с мужчинами
«новые отношения должны начинаться с «белого чистого листа»,  « расставаясь надо отсекать мужчину, как отрезанный ломоть»,  «человек не должен зацикливаться, иначе жизнь остановиться, останутся нереализованные планы», «одно такое событие не должно ломать жизнь».

Другие:
«верить людям нельзя», «человек должен быть спокойный, уверенный, дружелюбный»,
«секс полезен для здоровья».

Идеи, которые влияют на Машу противоречивы. Если рассмотреть идеи про «сильную женщину», то сильная женщина - это такая женщина, которая полагается и надеется только на себя во всем, принимает решения сама, может что-то позволять или не позволять мужчине (она решает что и как), даже может изменять того же мужчину (ее волевые усилия могут менять мир и мужчину по ее желанию). Уже следующие идеи про «мужчин», полностью опровергают все вышесказанные утверждения. Оказывается  «сильной делает женщину мужчина, который рядом». Получается, что вся сила женщины каким-то непонятным образом находится в руках этого самого мужчины, которого она своей волей, «силой» будет изменять  («Если женщина без мужчины, то она не состоялась»). Женщина не то чтобы позволяет что-то мужчине или нет, а вдруг вообще обесценивается и становиться не только слабой, но вроде как и вообще никем, если она без мужчины, сама по-себе. 

«Если мужчина хочет встречи, женщина должна радоваться, пока он хочет и должна «себя отодвинуть», «женщина должна подстраиваться под мужчину, не открывать себя полностью». Получается женщина ничего не вольна решать и  никак не должна проявлять свои желания, мысли и потребности, так как иначе ей не быть не сильной, не «состоявшейся», в общем, ей лучше совсем НЕ БЫТЬ, чтобы хотя бы как-то БЫТЬ.

В теме «соперничество» с другой женщиной звучат идеи про то, кто и как выигрывает в конкуренции за мужчину. Тогда получается у Маши сложности не с мужчинами, а с женщинами, а привлекателен лишь тот мужчина, у которого уже есть женщина, или много женщин. Мужчина в этой борьбе женщин чувствует себя лишь функцией,  вряд ли это может ему понравиться, и тогда он предпочитает уйти. Возможно ли, чтобы Маша (или кто другой) победила всех женщин? Как выглядит эта победа?  Что для Маши важнее: победить всех женщин или создать семью с мужчиной, построить близкие отношения?

Многие эти идеи рефреном звучат в социуме, они, что называется у нас «на слуху». И не только Маша, но  большинство людей разделяет их, даже не задумываясь, не обнаруживая их противоречивость.   Влияние этих идей заставляет Машу выбирать крайне противоречивое поведение и заставляет ее страдать. С мужчинами Маша проявляет себя то «сильной женщиной», то «полностью подстроенной под него». Маша пыталась понять, как эти идеи связаны с ее проблемной историей, решить, нужны ли они ей, принять или увидеть альтернативные идеи. Маша поняла, что надеется создать теплые, открытые отношения с мужчиной: «не хочу быть преследующей и хищницей, а готова уже проявлять себя как человека «обнаженного», то есть «показывать свои чувства, предъявлять свои желания, не забывать себя».
Альтернативная история пополняется за счет работы в  технике «уникальный эпизод», где Маша справлялась с Проблемой хотя бы на время, пробовала новые техники и стратегии по отношению к Проблеме.

В своем окружении Маша увидела 3 семьи, где не все эти идеи поддерживаются.  И это еще одно направление для исследования, которое может способствовать развитию Альтернативной истории. Маша с любопытством и удивлением рассказывает на сессиях, как женщины в этих семьях «строят» отношения с мужем, другими людьми, опираясь на  Открытость, Доверие, Уважение к мнению и выбору другого человека и при этом Уважении к собственным ценностям и предпочтениям, что Маша называет «заботой о себе». Маша учиться переносить полезный опыт этих семей на свой собственный опыт отношений с мужчинами, что дает ей первые положительные «всходы».

На сегодняшний день Результаты работы следующие:

  1. Маша берет больше ответственности за свою жизнь и свои выборы на себя.
  2. Маша сделала выбор - расстаться с Проблемой, и действует в этом направлении.
  3. Проблема значительно ослабила  во многих сферах:  работа; отношения с коллегами, родственниками и подругами; обыденная жизнь; здоровье; мысли; настроение во время праздников; конкупенция с другими женщинами; планы на будущее; представление Маши о самой себе; и главное в отношениях с мужчиной.
  4. Маша восстановила и укрепляет связь со своими способностями, умениями, навыками, практиками - ресурсами, которые помогают ей справляться с Проблемой.
  5. Маша говорит, что раньше много сил тратила «на борьбу» («завоевывать» мужчину, оказать достойное сопротивление соперницам), а теперь приоритеты изменились, для Маши стало главным «найти внутренний покой, комфорт, а не бороться».
  6. Маша все чаще Заботится о себе, учится и успешно предъявляет мужчинам собственную Открытость и Доверие. Это позволяет ей успешнее справляться с Проблемой, уважать себя за это и больше понимать и принимать  других людей такими, какие они есть.

Выводы:

Сложности данной работы в осуществлении Деконструкции, поскольку Идеи, поддерживающие проблемную историю Маши  укоренились в социуме, а не только в ее голове. Влияние стереотипов столь сильно, и поддерживается не только широким социальным контекстом, но и ближайшим окружением Маши, которое тоже восприняло все это из социального контекста. Социальные контексты, поддерживающие Машины проблемы, чрезвычайно сильны. Поэтому, чтобы изменить отношения с проблемой в нарративном подходе используют метод Деконструкции, который делает доступным  для обсуждения,  эти скрытые, само собой разумеющиеся влияния на уровне каких-то истин, стереотипов, распространенных практик.

Нарративный подход, говорит, что если мы не будем обсуждать социальные влияния, или не получается их обсуждать, так как они очень сильные, то, даже, Проблема, благодаря, хорошей экстернализации, так разрыхлившись, уйдя во многом, все равно будет «цепляться» какими-то  остатками. Потому что каждый раз, когда Маша включает телевизор или выходит в мир, то ей нужны специальные усилия, чтобы противостоять тем социальным контекстам, в которых Проблема живет.

Идеи названы, обращено внимание на их противоречивость. К исследованию Альтернативных идей мы только подходим, ввиду того, что доступ к ним в нашем социуме чрезвычайно перекрыт. Идеи «мужик на Руси перевелся - хватай что лежит», написано «крупным планом», а про то, что есть другие варианты - мелким, надо разглядеть, да  еще и осмелеть, чтобы как-то ими воспользоваться, в своей жизни. На все это нужны специальные усилия.

Случай продолжается.

Послесловие: Примерно в одно время с написанием данной статьи в жизни Маши произошли важные перемены. Ее молодой человек сделал Маше предложение «руки и сердца». Сейчас они готовятся к свадьбе. Маша в этот радостный период была «атакована» Проблемой и ее союзниками: Страхом отвержения и  Торопливостью - захотела сыграть свадьбу в течение месяца «вдруг он передумает»; Тревогой,  Волнением, Напряжением, и др. Маша успешно и практически самостоятельно справлялась с Проблемой, используя уже апробированные тактики и стратегии совладания с ней. Маша столкнулась с тотальным сопротивлением расширенной семьи.

Метод Деконструкции помог ей увидеть, как в ее семейном и социальном контекстах «прорастали» и автоматически передались ей вышеперечисленные идеи, поддерживающие Проблемную историю. Маша, отделилась от них настолько, что смогла увидеть их эмоциональное влияние на свою жизнь, поняла, что действительно ей подходит, а что принято автоматически, неосознанно, и после этого сделала выборы на основе своих ценностей и предпочтений, какие идеи могут стать «фундаментом» ее семейной идентичности, а с какими она желает расстаться.

Альтернативная история ее будущего строится на основании ее выбора, и Маша рассматривает разные варианты. Главный результат работы Маши на сегодня, то, что она сама сказала, что ощутила, что можно «Заботиться о себе» и строить свою жизнь на основе сознательных, а не автоматических выборов.

Примечания

1) Термин «нарративная психотерапия» был введен социологом Джером Брудером.




Просмотров: 1273
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Валента М. Что такое драматерапия
  • Холлис Дж. Что такое «преодолеть» и «пережить»
  • Карлин Е. А. Проблема совмещения индивидуальных и общих интересов в супружеской жизни
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Автономов Д.А. Проблема тревоги, аддикции и «новых» симптомов у современных пациентов с позиции психоанализа
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Омельчанко Е.В. Проблема эгоизма в работах З.Фрейда
  • Старовойтов В.В. Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Старовойтов В.В. Проблема эмоциональной привязанности: психоаналитический взгляд
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Фисун Е.В. Проблема эмоционального выгорания у родителей детей, находящихся на стационарном лечении онкозаболевания
  • Ягнюк К.В. Как супружеские стили влияют на сексуальную жизнь
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Райл Э. Фокус в краткосрочной интерпретативной психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как проблемы-мишени
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Беренстейн И. Связь как условие установления отношений между различающимися личностями
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь и релевантные идеи в зарубежной психотерапии
  • Догерти У.Дж. Плохая супружеская терапия: как этого избежать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь