|
Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапииВ этой главе будут рассмотрены пять видов специальных техник, используемых в проблемно-ориентированной психотерапии. К ним относятся: 1) невербальная коммуникация; 2) восстановление нарушенной коммуникации; 3) работа со сновидениями; 4) психотерапевтическое использование юмора; 5) разговоры о будущем пациента. Невербальная коммуникацияНевербальная коммуникация, важность которой уже была отмечена в этой книге, является двусторонним процессом. Психотерапевт передает пациенту определенные установки, навыки и представления и при этом должен быть уверен в том, что пациент воспринимает эту информацию. Пациент также непрерывно сообщает психотерапевту разнообразную информацию, хотя зачастую не осознает, какую именно. Наиболее важные процессы, происходящие в ходе общения пациента и психотерапевта, часто имеют невербальный характер. Пациентка. Думаю, нам нужно поговорить о том серьезном чувстве, которое я испытываю к вам как к мужчине, а не только как к психотерапевту.
В следующем отрывке диалога уже пациентка на невербальном уровне противоречит тому, что она говорит психотерапевту. Психотерапевт. Не находите ли вы эту тему слишком щекотливой для обсуждения?
Удалось ли психотерапевту уловить то, что пациентка сообщила ему невербально, или он принял ее слова за чистую монету? А если он уловил невербальную информацию, почувствовал ли он, что обсуждение этой темы пока слишком болезненно, или решил все же осторожно коснуться ее, даже если это будет сопряжено для пациентки с определенными трудностями? Важно, чтобы психотерапевт понимал и осознавал, что делает. В другой ситуации невербальная коммуникация позволяет психотерапевту сделать комментарий, с которым пациент может согласиться или не согласиться в зависимости от его готовности к этому. Пациент. Я всегда восхищался своим отцом. Он в любой ситуации добивался своего, чего бы это ему ни стоило. И это объясняет, почему он столь многого достиг в своей жизни. Я бы хотел быть на него похожим.
Большинство людей расценило бы мимику психотерапевта следующим образом: «Сомневаюсь, что это у вас получится, и удивлен, если вы хотели сказать именно это. Ваш отец жесткий, стремящийся к превосходству над другими человек, готовый перешагнуть через любого, в том числе и через Вас». Если бы психотерапевт все это облек в слова, а пациент был бы еще не готов принять этого, терапия могла бы зайти в тупик: «Доктор, я не думаю, что вы понимаете, кто такой мой отец. За его суровой внешностью кроется...» Невербальная коммуникация также позволяет психотерапевту сообщить о том, что он готов разделить переживаемые пациентом чувства ужаса и растерянности тогда, когда слова были бы неуместны. Пациентка. Когда я спустилась в подвал, то в полумраке увидела его... висящего на веревке, перекинутой через трубу... его ноги еще дергались... язык и глаза... О Господи!... Я закричала... Салли прибежала на крик и как-то смогла его снять... Он умер прежде, чем приехала «скорая помощь». Откуда же я знала, что мои слова о том, что я собираюсь от него уйти, так на него подействуют?
По нашему мнению, это лучше, чем слова: «Как это ужасно!» Или: «Понимаю, как это на вас подействовало!» Иногда в процессе невербальной коммуникации могут быть использованы предметы. Если бы в приведенном выше случае пациентка продолжала рыдать в течение нескольких минут, психотерапевт мог бы выразить свое сочувствие и понимание, достав из ящика стола гигиенические салфетки и подвинув их пациентке. Этим жестом он бы мог сказать все, что требовалось в данной ситуации. А теперь мы хотели бы завершить обсуждение темы, которая была лишь затронута, но не раскрыта в достаточной степени в первой главе. Невербальная коммуникация может происходить даже тогда, когда пациент не видит психотерапевта (например, когда психотерапевт сидит в изголовье кушетки, на которой лежит пациент). При этом пациент может слышать, как психотерапевт меняет положение тела. Кроме того, он может слышать легкий шорох, появляющийся при изменении давления на сиденье, спинку и подлокотники мягкого стула, а также звуки, появляющиеся, когда психотерапевт берет или кладет блокнот и ручку. Пациент может слышать и многие другие звуки. Важную информацию несет интонация, тон голоса и ритм речи психотерапевта, так же как и его покашливание, вздохи и другие звуки. У пациентов, работающих с психотерапевтом продолжительное время, формируется способность к восприятию невербальной экспрессии психотерапевта даже тогда, когда он находится вне поля зрения. Один из авторов этой книги помнит пациента, который часто в ходе сессии находился в положении, когда не мог видеть психотерапевта. Однажды он спросил: «Доктор, вы простудились?» Психотерапевт вполне искренне ответил, что нет. В конце дня он почувствовал первые признаки ларингита. Таким образом, пациент оказался более чутким к невербальным знакам, указывающим на изменение в состоянии психотерапевта, чем он сам. Посредством невербальной экспрессии психотерапевт постепенно может оказывать на пациента и обсуждаемый материал все большее воздействие. Он словно говорит: «То, о чем вы сейчас рассказываете, чрезвычайно важно для лечения». Или: «Это не имеет никакого отношения к вашим проблемам». Если психотерапевт видит, что обсуждение неосознаваемого материала имеет для пациента определенную значимость, он может в течение более-менее продолжительного времени уделять внимание этой теме. Если он замечает, что для пациента был бы очень значим разговор о его отношениях с родителями в первые годы его жизни, то используя невербальную экспрессию, может дать пациенту понять, что подобный разговор вполне уместен. Психотерапевт может не осознавать того, в какой мере он влияет на состояние пациента и обсуждаемые им темы. Мы считаем, что невербальная коммуникация имеет огромное значение также для подтверждения тех или иных психических теорий и моделей психотерапевтической работы. Понимание и использование невербальной коммуникации должно являться важной частью программы подготовки психотерапевта. С этой целью можно использовать видеосъемку с последующим подробным обсуждением. Восстановление нормальной коммуникацииДля психотерапевтической работы является вполне естественным то, что в определенные ее моменты качество коммуникации между пациентом и психотерапевтом значительно ухудшается. Некоторые сессии, например, могут быть посвящены обсуждению ничего не значащих для процесса лечения эпизодов в жизни пациента. В таких случаях психотерапевт должен задать себе ряд вопросов: «Что такого я сказал или сделал или, наоборот, не сказал или не сделал, что психотерапия стала для пациента столь неприятной и мучительной процедурой? Являются ли переживаемые пациентом чувства тревоги и вины препятствием для дальнейшей продуктивной работы? Какие моменты в моих отношениях с пациентом могли затруднить дальнейшую работу?» Психотерапевт. На последних сессиях мы с вами обсуждали темы, которые не имеют прямого отношения к переживаемым вами проблемам. Может быть, наша работа стала для вас слишком тяжелой или вызывающей дискомфорт?
Психотерапевт не смог вовремя уловить того, что чрезвычайно значимые отношения в жизни пациентки были нарушены. Пациентка, болезненно переживая случившееся и испытывая неудовлетворенность от психотерапевтической работы, замкнулась. Поскольку она не рассказывала психотерапевту о проблемах в своих отношениях с женихом, он решил, что эти отношения развиваются нормально. Заметив, что его отношения с пациенткой в последнее время заметно ухудшились, психотерапевт попытался вернуть их к прежнему уровню. Следующий диалог отражает еще одну ситуацию, когда психотерапевт упустил из виду нечто очень важное, в результате чего его коммуникация с пациентом была существенно нарушена. Психотерапевт. Мне кажется, что последние три недели мы с вами обсуждали то, что не имеет отношения к вашим проблемам.
В приведенных случаях нарушение коммуникации между пациентом и психотерапевтом происходило достаточно быстро и было связано с конкретными моментами в их общении. В других случаях это может происходить более медленно и потому менее заметно для психотерапевта. Психотерапевт. Может быть, у вас появилось ощущение, что психотерапевтическая работа утрачивает для вас смысл?
На чем основывается впечатление о том, что терапия проходит достаточно успешно? Иногда эта успешность основана не на реальных изменениях, а на иллюзии психотерапевта, что такие изменения происходят. В какой-то момент он может понять, что проводимая им работа имеет для пациента не такую большую значимость, как казалось. Общение с пациентом превратилось в псевдокоммуникацию. В случае возникновения такого ощущения психотерапевту следует тщательно проанализировать разные стороны своей работы и, возможно, обсудить их с одним из своих коллег, который при этом может выступить в качестве неформального проверяющего. Коллега может взглянуть на ситуацию свежим взглядом и увидеть в ней то, что осталось незамеченным или было истолковано неверно. Иногда следует выяснить, не связано ли ухудшение качества психотерапевтической коммуникации с субъективным отношением психотерапевта к пациенту. Психотерапевт. Не появилось ли у вас ощущения, что последнее время мы обсуждаем такие вещи, которые не имеют для вас большого значения, занимаемся пустой болтовней?
Психотерапевт должен сам своевременно обращать внимание на то, когда и почему ухудшились отношения с пациентом, а не дожидаться, когда пациент ему об этом скажет. Бывает, один или несколько близких пациенту людей пытаются отговорить его от продолжения психотерапевтической работы. Это происходит не так уж редко, и пациент никогда не скажет об этом до тех пор, пока его об этом не спросить. Психотерапевт. Может быть, кто-то из близких сказал по поводу нашей работы что-то, что заставило вас в последнее время относиться к ней с меньшим интересом?
Можно привести и иные примеры из того, как близкие пациенту люди пытаются отговорить его от продолжения психотерапевтической работы. Так, вполне возможно, что супруг пациентки, длительное время являвшийся лидером в их отношениях и манипулирующий ею, будет возражать против ее лечения, видя, что в результате терапии она становится более независимой. Аналогичным образом, родители, продолжающие во всем опекать своего 18-летнего сына, будут, возможно, настроены против продолжения его лечения, когда, почувствовав большую уверенность в своих силах, он впервые попытается начать жить самостоятельной жизнью. Жена пациента, который употреблял алкоголь или наркотики, может попытаться воспрепятствовать его дальнейшему лечению, когда он в результате психотерапевтической работы станет более активным, у него начнут появляться новые интересы и он перестанет выступать для нее партнером в нездоровых занятиях. Возможно, что она остановила на нем свой выбор, поскольку, имея болезненное пристрастие, он полностью от нее зависел. Насколько эффект от терапии соответствует ожиданиям пациентов? Не исключено, что некоторые из них могут сказать психотерапевту: «Да, за время нашей работы я смог многое о себе узнать, но я по-прежнему употребляю героин, а это была главная причина моего обращения к вам». Или: «Мои отношения с близкими заметно улучшились, и я избавился от мотоцикла, который рано или поздно меня бы угробил, но я продолжаю убегать с уроков, мне трудно сконцентрироваться и взяться за ум. А ведь старики, да и я сам тоже, хотели, чтобы я мог учиться, как и все». Можно ли расценивать затруднение коммуникации между пациентом и психотерапевтом как признак того, что в ходе лечения удалось достичь заметного прогресса и что лечение поэтому следует завершить? Психотерапевт должен время от времени оглядывать весь ход психотерапии как бы с высоты птичьего полета, для того чтобы понять, на каком ее этапе находится пациент и он сам. При этом не исключено, что, оценивая ход лечения и соотнося его с охлаждением интереса пациента к психотерапевтической работе, психотерапевт придет к выводу о том, что основные задачи лечения уже были решены или будут решены в ближайшее время и можно думать о завершении работы. И если это действительно так, психотерапевт может задать себе вопрос: «Может быть, нехватка клиентов заставляет меня слишком долго держаться за этого пациента?» Работа со сновидениямиВ проблемно-ориентированной психотерапии работа со сновидениями и их интерпретацией не играет сколько-либо заметной роли. Попытаемся объяснить, почему.
С учетом всех этих обстоятельств, специалисты по проблемно-ориентированной психотерапии редко прибегают к анализу сновидений в качестве сколько-либо надежного источника информации о пациенте. Они предпочитают строить свою работу на основе анализа чувств и мыслей пациента и его взаимоотношений с другими людьми, и если мы хотим, чтобы психология, психиатрия и психотерапия стали подлинно научными дисциплинами, мы должны ориентироваться именно на такие источники информации и избегать пользоваться теми, которые навсегда останутся лишь областью непроверенных спекуляций.
Использование юмора в психотерапииНекоторые психотерапевты с большим успехом используют юмор в своей работе. По нашему мнению, существуют три разновидности юмора, обладающие наибольшим психотерапевтическим потенциалом.
Все названные разновидности юмора могут быть модифицированы, когда речь идет о психотерапевтической работе. Другие разновидности юмора скорее вредны в терапии. Это особенно справедливо в отношении сарказма, иронии и едких ремарок в отношении третьих лиц, которые психотерапевт делает в присутствии пациента. Не исключено, что пациент примет их на свой счет и поэтому почувствует обиду и унижение.
Работая с подростками, психотерапевт порой может их рассмешить шутками по поводу родителей и других взрослых, называя их «сверхотец», «сверхмать» или «сверхначальник». Некоторые конфликты между подростками и родителями порой смешны, если посмотреть на них со стороны и попытаться объективно оценить ситуацию: «Какие звуки доносились бы из вашего дома, если бы вы целый день смотрели фильмы "Семья динозавров" или "Симпсоны"?». Следующий диалог может иллюстрировать использование определенной разновидности юмора в работе с пациентами, склонными к переживанию тревоги и приступов страха. По крайней мере, в нашей практике это работало. Психотерапевт. Мистер Мэдисон, думаю, что я могу сказать, в чем заключается ваша основная проблема. Думаю, вы сможете это выдержать.
Когда пациент способен рассмеяться над тем, что его пугает или мучает, это свидетельство того, что он сделал важный шаг на пути к выздоровлению. Психотерапевт, испытывающий смущение при слове «задница», мог бы вспомнить о том, что многие классики литературы используют его в своих произведениях. В некоторых случаях пациент может остро переживать чувство собственной неполноценности в различных ситуациях на работе, дома, в социальных контактах. Психотерапевт способен в определенной мере помочь ему, предложив посмотреть на людей, которые обычно внушают пациенту подобное чувство с иной точки зрения: «Как бы могли выглядеть все эти люди, если бы с них вдруг исчезла вся одежда? Только представьте себе все эти животы, обвисшие груди, дряблые задницы и худые ноги!» В такой ситуации психотерапевт также может напомнить пациенту фразу, которую сказал своему властному и суровому начальнику коллега одного из наших пациентов, после того как начальник резко отчитал его перед всеми сотрудниками: «Извините меня, мистер Христос, я не узнал вас без бороды». Пациент, скорее всего, никогда не скажет этого своему начальнику (а если бы сказал, его могли бы, наверное, уволить), но если в будущем он окажется в подобной ситуации, он может вспомнить эти слова, улыбнуться про себя и пережить головомойку, не чувствуя себя окончательно раздавленным. В других случаях, когда пациент столкнется с начальником-хамом, разгневанной учительницей или родителями, он может показать им их грубость с помощью сравнения: «Хорошо, мистер Максвелл, а вы помните, чем кончил Кинг-Конг?» Мы помним случай, когда члены одной семьи, страдавшие от отца-тирана, смогли заставить его изменить манеру поведения, назвав Гитлером. Когда психотерапевт видит, что пациент слишком боязлив и скован из-за того, что боится его или превозносит сверх меры, он может ослабить эти чувства пациента, назвав себя «ученым мозговедом». Иногда пациенты могут сомневаться в искренности слов поддержки и сочувствия, которые говорит психотерапевт. Пациент считает, что психотерапевт лишь пытается его успокоить, скрывая «ужасную правду». В таких случаях психотерапевт может, немного склонив голову на бок, сказать: «Я обманываю пациентов по вторникам, а сегодня пятница». Когда психотерапевт замечает, что пациента, который сказал неправду, мучает совесть, он может напомнить ему слова Марка Твена, который, вспоминая свое детство, писал о том, как солгал в первый раз. Это случилось, писал он, когда ему было всего четыре дня: он завизжал, для того чтобы сообщить матери о том, что укололся булавкой, на самом же деле он хотел, чтобы она обратила на него свое внимание. Некоторым психотерапевтам удается эффективно использовать юмор, а некоторым - нет. В руках последних юмор может быть даже вреден для пациента. У пациента складывается впечатление, что психотерапевт - циник и не воспринимает всерьез его проблем. Разница между тем психотерапевтом, которому удается эффективно использовать юмор, и тем, которому это не удается, возможно заключается в том, какими невербальными сигналами - интонацией и темпом речи - они сопровождают свои слова. По нашему мнению, обучить искусству использования юмора в терапии невозможно. Юмор теряет силу, становясь искусственным. Он эффективен лишь тогда, когда спонтанен и неожидан. Большое значение имеет то, насколько юмор своевременен. То, над чем только что смеялся весь дом, может не вызвать никакой реакции спустя минуту. Важны и паузы: небольшая пауза, чаще всего предшествующая наиболее сложному моменту рассказа, может значительно увеличить силу воздействия. Все эти вещи зависят от личности психотерапевта, его взглядов и жизненного опыта. Разговоры о будущем пациентаИногда в ходе психотерапевтической работы бывает полезно заглянуть в будущее пациента. Это позволяет ему увидеть вещи в новом свете и многое осознать. Психотерапевт. Если бы мы могли заглянуть в будущее и увидеть, чем вы будете заниматься и как жить через десять лет, что бы вы могли увидеть?
Нам кажется, что в данном случае, предлагая пациенту заглянуть в будущее, психотерапевт вряд ли делает правильно. Этому пациенту можно помочь, методично прорабатывая с ним проблемы, связанные с болезнью супруги, однако только тогда, когда для этого наступит время. Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|