Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев

Аннотация

В статье рассматривается вопрос представлений о психотерапии и психологическом консультировании в латвийском обществе, а также представлены результаты эмпирического исследования образа психотерапевта и психолога у жителей Риги.

Ключевые слова: психотерапия, образ психотерапевта, образ психолога, представления о психотерапии в обществе, представление о психологическом консультировании в обществе, психотерапия в Латвии.


Теоретическое введение

Представления о себе и взаимные представления друг о друге — важнейший аспект психологического контакта психотерапевта и его клиента. Всякий человек, обращающийся за психологической (психотерапевтической) помощью, обладает некоторыми исходными обыденными представлениями о том, в чем такая помощь могла бы заключаться, каким должен быть психотерапевт, какого отношения и каких действий от него можно ожидать. Эти обыденные представления во многом предшествуют процессу психотерапии и складываются благодаря различным источникам — популярной литературе, мнениям знакомых, публицистике, кинематографии и пр. Психотерапевт также обладает собственным пониманием своей профессиональной роли и некоторым обобщенным образом клиента. Образ самого себя и образ клиента у психотерапевта во многом основанные на его личном профессиональном опыте, а также чтении специальной литературы, предшествуют реальному терапевтическому контакту (Райнаи, Столин, 1987).

К настоящему времени эмпирических исследований, направленных на изучение образа психотерапевта немного, среди них – работы Г. Райнаи и В. В. Столина (1987), D. Szykiersky, A. Raviv (1995), A. Kosewska (1990), J. McLennan (1992); J. Rosenkrafz, T. Morrison (1992) и др., а также исследования отношения к психотерапии: J.D. Elhai, W. Schweinle & S.M. Anderson (2008), F.P. Deane & D.M. Todd (1996), M. G. Constantine, & K.A. Gainor (2008) и др. Кроме того можно отметить психологические исследования, изучающие образ психолога, как профессии соотносящейся в общественном сознании с профессией психотерапевта (Макаров, 2001), что особенно характерно для стран, где психотерапия как профессия является сравнительно новой (в частности для Латвии, где история психотерапии в современном понимании насчитывает всего около 25 лет). Обращаясь к вопросу изучения образа психолога-консультанта, можно выделить два направления исследований. Первое из них посвящено проблеме формирования социальных представлений о специалисте-психологе и его взаимоотношений с представителями других профессиональных групп. К таким исследованиям можно отнести работы И.Г. Сизовой (1999), Е.Л. Чернышовой (2005), R. Barrow (2000), S. Hartwig (2002) и др., где представлено изучение стереотипного образа психолога в массовом сознании. Второе направление представлено работами, посвященными непосредственно анализу профессии психолога, где основное внимание сосредотачивается на изучении мотивации профессионального выбора, специфических особенностях профессиональной деятельности и личностных особенностях психолога.

Г. Райнаи и В.В. Столиным (1987) было выявлено, что сами психотерапевты в большинстве случаев разделяют взгляды и убеждения, соответствующие гуманистическому подходу в психотерапии (Rogers, 1951, 1961). «Эмпатийность, сердечность, принятие, аутентичность, опора на эмоциональную сторону терапевтического контакта — вот некоторые существенные черты этого подхода, отраженные в представлениях о самих себе у психотерапевтов», - отмечают Райнаи и Столин (1987). При этом непрофессионалы, потенциальные клиенты, обладают образом психотерапевта, более всего соответствующего той медицинской модели психотерапии, в которой центральное место отводится вере во врача как целителя и кудесника, превосходящего “особыми способностями” пациента (Райнаи, Столин, 1987).

Студенты-психиатры представляют себе психотерапевта в рамках медицинской модели, имеют обыденные представления о психотерапевтических методах и специфике психотерапевтического контакта, готовы к доминированию, руководству, отрицают возможность аутентичности, самокритики и оправдывают предчувствие потенциальных клиентов, считая их несформировавшимися, не готовыми к самостоятельности людьми. Первокурсники-психологи отличаются от прочих непрофессионалов лишь несколько большим признанием роли теплых, сердечных эмоциональных отношений (Райнаи, Столин, 1987).

О. Г. Ксенда (2011) исследовала факторы, описывающие образ идеального психолога-консультанта студентами психологии в сравнении с характеристиками реального психолога. Согласно полученным результатам профили реального и идеального психолога практически идентичны (показатель сходства равен 99,5%). Среди наиболее выраженных факторов: интеллектуальность (образованность), хорошая самоорганизация (рациональный самоконтроль), эмоциональная выносливость, устойчивость, эмоциональный альтруизм (доброта), житейский опыт (зрелость), заинтересованность (Ксенда, 2011).

На основе результатов качественного исследования, посвещенного истории психотерапии в Латвии, А. Домбовский (2013) отмечает динамику общественного восприятия психотерапии латвийцами. Эволюция образа психотерапевта в обществом сознании, по его мнению, может быть представлена четырьмя основными этапами, которым в качестве предэтапа предшествовало философское воззрение, характерное не столько обществу в целом, сколько отдельной группе интеллектуалов, знакомых с психологическими идеями и полагавшими, что психотерапевтическая дисциплина находится на стыке медицины и философии. В свою очередь возникновение относительно универсального, стереотипного образа психотерапевта в массовом сознании берет свое начало приблизительно с середины ХХ века, уже в советской Латвии. Динамика данного образа может быть представлена несколькими этапами, связанных с особенностями его содержания (Домбровский, 2013):

1. Критическое отношение к психотерапии. Характерной чертой для советского общества, в том числе и советской Латвии, было устойчивое ассоциирование корня «психе» или части слова «пси» с областью патологии. Психотерапевт ассоциировался с психиатром, поскольку работает с «больными людьми» (Макаров, 2001). В «советском» сознании было (и есть) жаргонное словечко о больных людях (как на русском, так и на латышском языке) – «псих». Соответственно человек, чья профессия несет в себе «пси» воспринималось не про душу, а про болезнь. В определенном смысле это являлось результатом идеологического влияния: для того, чтобы легализовать свою деятельность ученые в СССР должны были преимущественно уделять внимание клиническому аспекту в психологии. Гуманистические веяния (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), призывавших изучать здорового человека, исследовались в советском союзе мало, что может выступать в качестве еще одного фактора, определяющего почему «психо» имело скорее негативную окраску.

2. Область психотерапии – между медициной, психологией и мистикой. В общественном сознании было сложно дифференцировать область деятельности психотерапевта. В переходный период (1989-1991) психотерапия на некоторое время приняла статус, в том числе, и шарлатанства.

3. Психологизация психотерапии. Несмотря на продолжающееся до сих пор противостояние между медицинским и немедицинским взглядом на психотерапию, большое влияние оказали западные гуманистические взгляды. Медленно психотерапия стала приобретать психологические характеристики, что особенно явно стало к 2000-ому году. Подтверждением этому, в частности, стал тот факт, что большая часть статей, посвященная психотерапевтическим проблемам, печаталась именно в психологических изданиях. Кроме того в Латвии была основана профессиональная ассоциация LPB, где специалистов с базовым медицинским образованием – только пятая часть.

4. Образ психотерапевта, принадлежащий к самостоятельной сфере профессиональной деятельности.

Можно полагать, что обозначенные стадии эволюции образа психотерапевта универсальны для всех стран бывшего советского союза. Однако можно выделить и особую специфику становления изучаемого образа психотерапевта в Латвии. Так, С. Векторе (по материалам интервью с С. Векторе, 2011, приводится по Домбровский, 2013) отмечает значение влияния на формирование образа психолога и психотерапевта имиджа Вайры Вике-Фрейберги, в прошлом президента Латвии (1999-2007 г.г.) и психолога по образованию. В. Вике-Фрейберга имела высокий уровень уважения, особенно в латышско-язычном обществе, и произошедшая в начале-середине 2000-х годов, по мнению С. Векторе, идеализация образа психотерапевта могла быть связанной с этим образом. Первые психотерапевты, принимавшие активное участие в социально-культурной жизни Латвии, также во многом поддерживали образ уважаемого «родителя» (чаще всего «доброго родителя»), однако со временем стали возникать полярные тенденции, когда значение психотерапевта стало обесцениваться. Рассматривая этот феномен С. Векторе (приводится по Домбровский, 2013), выдвигает в качестве объяснения широкое распространение профессии психолога и психотерапевта в обществе, доступность психотерапевтов, при этом, по-прежнему, сохраняющуюся тревогу перед ними. В целом такую динамику можно охарактеризовать, как «от идеализации – к девальвации».

Однако несмотря на отдельные исследования образа психотерапевта в Латвии (кроме работы А. Домбровского были проведены несколько небольших исследований образа психолога в рамках дипломных работ в Международной Высшей Школе Практической Психологии в Риге), опубликованные результаты эмпирических исследований на момент подготовки публикации найти не удалось, что повышает актуальность представленного в данной статье исследования.

Метод

  • Вторичное исследование: обзор и анализ более ранних результатов исследования схожей тематики;
  • Интервью с психотерапевтами и психологами Латвии (всего 10 специалистов) для конкретизации образа их «типичного клиента»;
  • Анкетирование с помощью авторского Опросника Отношения к Психотерапии (совместно разработан Евгенией Карлин и доктором психологии Даном Покорным, SFU, 2014). Опросник включает в себя вопросы преимущественно открытого типа и состоит из трех блоков, соотносящихся с тремя аспектами отношения: когнитивным, аффективным и поведенческим (Eagly, Chaiken, 1998).

Исследование выполнено в смешанном, количественно-качественном, дизайне.

Выборка

Финальная выборка исследования включала в себя 100 респондентов, жителей города Риги от 21 до 63 лет. Характеристики выборки представлены в виде таблицы 1 и соотносятся с характеристиками “типичного клиента” психотерапевта в частной практики Латвийских специалистов (по результатам интревью).

Таблица 1.

Характеристики выборки

Социально-демографическая категория

подгруппы

Кол-во

%

Пол

мужчины

15

15

женщины

85

85

Возраст

20-29

20

20

30-39

37

37

40-49

15

15

50-63

18

18

Уровень образования

Высшее

72

72

Незаконченное высшее

11

11

среднее

17

17

Семейный статус

в браке

50

50

в “гражданском браке”

3

3

не состоят в браке

47

47

Религиозные взгляды

атеизм

9

9

агностицизм

4

4

христианство

42

42

иудаизм

3

3

буддизм

1

1

“верующий”

7

7

“верующий, но нерелигиозный”

9

9

Не дали ответа

25

25

Наличия опыта психотерапии/консультирования

есть

53

53

нет

47

47


Результаты исследования

Исследование позволило изучить специфику понимания профессий психолога и психотерапевта, наличие в них различий, и если такие наличия существуют, то в чем именно заключаются. В частности респондентам предлагалось продолжить фразы: «Психолог – это» и «Психотерапевт – это». Ответы были проанализированы и отнесены к нескольким категориям (таблица 2).

Таблица 2.

Сравнение определений профессий «психолог» и «психотерапевт», данных участниками исследования

Категории

Определение психолога

Определение психотерапевта

Специфика ответов

Кол-во упоминаний по выборке

Специфика ответов

Кол-во упоминаний по выборке

Специфика образования

Наличие психологического образования

9

Наличие медицинского образования

4

Профессия

ответы по типу «психолог – это профессия/

профессионал/

специалист»

15

Врач, доктор

40

Конкретизация профессии «исследователь»

8

Врач души

7

Описание содержания работы психолога

«Помогает решать проблемы при помощи слов», «выслушивает», «помогает понять себя» и пр.

67

«использует медикаменты», «ставит диагноз», «помогает выговориться» и пр.

44

Сравнение профессий друг с другом

_

_

Сравнение с психологом

20

Одиночные ответы, не вошедшие ни в одну из категорий

Имеющие позитивную эмоциональную окраску

(«это хорошо», «это круто», «профессиональный друг» и пр.)

7

Имеющие позитивную эмоциональную окраску

(«это полезно», «это интересно»)

2

Имеющие негативную эмоциональную окраску

(«шарлатан», “болтун”, “бесполезное занятие” и др.)

6

Имеющие негативную эмоциональную окраску

(«такой же псих, что и напротив», «продвинутый болтун»)

2

Нейтральные

(«человек», «призвание» и др.)

4

Нейтральные

1

Сравнительный анализ ответов, определяющих психолога и психотерапевта позволил составить таблицу 3, где отражены основные называемые респондентами отличительные признаки, между представителями двух профессий.

Таблица 3.

Различия между психологом и психотерапевтом

(по результатам опроса респондентов)

Параметр

Психолог

Психотерапевт

Образование

специализация

Психологическое

Медицинское

уровень подготовки

Базовое образование

Дополнительное образование, специализация

Сущность профессии

специализация

Консультант, помощник

Врач

специфика

теоретик

практик

Содержание профессии

методы работы

Помогает только словом и умением выслушать

Выписывает лекарства

тип клиентов

Психически здоровые люди

Люди, имеющие расстройства

продолжительность работы

Чаще краткосрочная

Чаще длительная

работа с психикой

Более поверхностный уровень

Глубинный уровень

В ходе исследования были проанализированы прилагательные, которыми респонденты ассоциативно характеризовали представителей каждой профессии. При анализе а) были выделены повторяющиеся характеристики, б) были выделены категории ответов, с) характеристики были проанализированы с точки зрения эмоциональной окраски: позитивные, негативные и нейтральные. Всего было получено 86 вариантов прилагательных, описывающих психолога и 97 прилагательных, описывающих психотерапевта. 11 % участников исследования дали одни и те же ассоциации к психологу и к психотерапевту, 38 % не дали ассоциаций. В соответствии с характером эмоциональной окраски из 86 вариантов прилагательных, характеризующих психолога: 4 были отнесены к негативно окрашенным (например, бесполезный, равнодушный), 46 – к позитивным (например, понимающий, целостный, уверенный, мудрый), 36 характеристик были отнесены к нейтральным (ровный, интуитивный, исследующий, серьезный и др.). Однако учитывая повторяющиеся ответы, общее число негативно окрашенных характеристик составило четыре, позитивных – 142, нейтральных – 65. При этом необходимо отметить, что отнесение к той или иной категории носит достаточно субъективный характер, а потому о результатах правомерно говорить лишь на уровне тенденции. В свою очередь из 97 вариантов прилагательных, характеризующих психотерапевта: 4 были отнесены к негативно окрашенным (например, проблемный, больной), 49 – к позитивным (умный, уверенный, мудрый), 44 характеристик были отнесены к нейтральным (тестирующий, анализирующий, клинический, серьезный и др.). Учитывая повторяющиеся ответы, всего было получено четыре негативно окрашенных характеристик, 102 позитивно окрашенных, нейтральных – 75. Сравнение характеристик отражено на гистограмме (рис. 1).

Рис. 1. Характер эмоциональной окраски ассоциаций к понятиям «психолог» и «психотерапевт»

 

Ниже в таблице 4 приводятся все повторяющиеся ответы, характеризующие психолога и психотерапевта.

Таблица 4.

Ассоциативные прилагательные названные респондентами к понятиям «психолог» и «психотерапевт»

Ассоциации к психолог

Ассоциации к психотерапевт

Прилагательное

Кол-во упоминаний

Прилагательное

Кол-во упоминаний

Внимательный

22

внимательный

10

Понимающий

12

спокойный

11

умный

9

умный

10

Выслушивающий (слышащий)

9

опытный

5

Спокойный

7

понимающий

5

Профессиональный

6

профессиональный

5

Доброжелательный

6

образованный

5

Помогающий (желающий помочь)

6

мудрый

4

чуткий

6

серьезный

4

Честный

4

Думающий/вдумчивый

4

Приятный

4

добрый

3

Открытый

4

Уверенный

3

добрый

4

строгий

3

знающий

4

Помогающий

3

Уверенный

3

сочувствующий

3

гибкий

3

проницательный

3

уравновешенный

3

знающий

3

Неравнодушный

3

врач

3

Мудрый

3

Умеющий слушать

3

Думающий/вдумчивый

3

честный

2

Компетентный

3

неравнодушный

2

опытный

3

приятный

2

отзывчивый

3

терпеливый

2

Сочувствующий/сопереживающий

3

компетентный

2

хороший

2

глубокий

2

Адекватный

2

гибкий

2

образованный

2

поддерживающий

2

Знающий

2

Многосторонний/разносторонний

2

проницательный

2

творческий

2

Интересующийся

2

доброжелательный

2

серьезный

2

Эмпатийный

2

Ровный

2

интуитивный

2

терпеливый

2

рассудительный

2

любознательный

2

Другие единичные ответы

51

Другие единичные ответы

67

Всего

211

Всего

181

Проведенное исследование позволило изучить ассоциации (прилагательные), которые респонденты давали к понятию «психолог» и «психотерапевт». Общими являются внимательный (22 раза было названо в отношении психолога и 10 раз в отношении психотерапевта), понимающий (10 раз по отношению к психологу и 5 – по отношению к психотерапевту), умный (9 раз по отношению к психологу и 10 раз по отношению к психотерапевту), спокойный (7 раз по отношению к психологу и 11 раз по отношению к психотерапевту), профессиональный (6 раз по отношению к психологу и 5 раз по отношению к психотерапевту). Также в качестве распространенных ассоциациями к психологу были выделены: выслушивающий (9 упоминаний), доброжелательный (6 упоминаний), помогающий (6 упоминаний), чуткий (6 упоминаний). В свою очередь среди дополнительных ассоциаций к психотерапевту чаще всего назывались: опытный (5 упоминаний) и образованный (5 упоминаний).

Названные прилагательные, с которыми респонденты ассоциировали психолога и психотерапевта также были разделены на условные категории (Таблица 5, рис. 2). При этом некоторые прилагательные были отнесены сразу к нескольким категориям. Например, прилагательное «внимательный», которое может быть понято а) как когнитивное понятие и б) как эмоциональное понятие, отражающее внимание, заботу по отношению к другому человеку. Или прилагательное «эмпатийный», характеризующее и эмоциональный компонент, и компонент относящейся к сфере общения (где эмпатия предстает как качество, позволяющее понять другого человека).

Таблица 5.

Прилагательные-ассоциации, отнесенные к разным категориям

Категория характеристик

Кол-во характеристик психолога

Кол-во характеристик психотерапевта

Относящиеся к интеллектуальной сфере (например: умный, знающий, трезво анализирующий и др.)

54

42

Относящиеся к эмоциональной сфере (например: спокойный, чувствительный, неравнодушный и др.)

19

21

Относящиеся к сфере общения (например: доброжелательный, поддерживающий, отзывчивый и др.)

96

52

Характеризующие профессиональную сферу (профессиональный, компетентный и др.)

14

24

Характеризирующие нравственность (честный, добрый, хороший и др.)

13

8

Характеризующие психологическое благополучие (целостный, умеющий жить в гармонии с собой и др.)

6

6

Характеризующие привлекательность (приятный, обаятельный, милый и пр.)

6

5

Другие ответы (вне выделенных основных категорий)

23

39

На основе таблицы 5 была выстроена номограмма (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение ассоциативных характеристик, отнесенных к разным категориям


Поскольку проведенное исследовало выявило смешение профессий психолога и психотерапевта в общественном сознании, то дальнейшие вопросы, направленные на раскрытие представлений о содержании деятельности психотерапевта и психолога-консультанта, а также возможных результатах их работы, в большинстве случаях не разделяли данных понятий, но включали оба (психотерапевт/психолог-консультант). Все ответы респондентов на вопрос о том, в чем заключается работа психолога и психотерапевта позволили выделить три основные категории таковых (таблица 6).

Таблица 6.

Содержание профессиональной деятельности психотерапевта/психолога-консультанта

Категории ответов

Вариант ответа

Кол-во ответов по выборке

Обобщенные, неконкретные ответы

В лечении

6

В решении психологических проблем (здоровым) людям

19

В психологической помощи

22

В консультировании

2

В корректировании

1

В психиатрической помощи

1

В решении психических проблем

1

Ответы, описывающие деятельность с точки зрения содержания

В умении слушать и слышать (выслушивает клиента)

8

В определении проблемы, стоящей за симптомами

5

В успокоении

1

В поддержке

3

В особом разговоре

1

В особом общении клиента, позволяющием ему увидеть выход из ситуации

3

Быть зеркалом

1

В лечении словом

1

В лечении души

2

В работе с сознанием

2

В советовании (дает советы)

3

В реабилитаци

1

В чтении курсов/ведении групп

1

Ответы, описывающие деятельность с точки зрения результата работы

Чтобы человек сам научился себя понимать

1

В выборе нужного направления (ориентировании, направлении)

3

В постановке диагноза

3

В помощи принять клиенту себя и мир такими, какими они есть

2

В преодолении эмоционального одиночества

1

В преодолении страхов

1

В решении внутренних конфликтных ситуаций

6

В обретении внутренней гармонии

5

В снятии стресса

1

В изменениии психологических установок

1

В преодолении эмоциональных травм

1

В помощи самопознания/самопонимания/

самооознания

7

В улучшении эмоционального состояния клиента

1

Другие ответы

В ковырянии в чужой душе

1

В манипулировании

1

“видеть, принять решение, собраться с силами”

1


Анализ представленной таблицы позволяет выделить:

  • 55 ответа, отнесенных к категории общих ответов (из которых в 43-х случаях сделан акцент на психологической помощи, а в 12 – на лечении или помощи при лечении психических проблем);
  • 32 ответа были отнесены к делающим акцент на содержании деятельности психолога (на процессе работы), сюда были отнесены такие ответы как “работа заключается в умении слушать”, “в определении проблем стоящих за симптомами”, “в лечении словом” и др.
  • 33 ответа, акцентирующих внимание на результате (например, “работа заключается в преодолении эмоциональных травм”, “в изменении психологических установок”, “в обретении внутренней гармании” и др.

Три ответа не вошли ни в одну из выделенных категорий. Также необходимо уточнить, что некоторые респонденты давали более расширенные ответы, раскрывая собой сразу 1-3 категории (поэтому сумма всех ответов превышает количество участников исследования). Анализ ответов также позволяет заключить, что среди представлений респондентов о содержании деятельности психолога/психотерапевта есть не соотвествующие действительности, но популярные в обыденном сознании, в частности представление о том, что психолог/психотерапевт дает советы и ставит диагнозы. Однако таких ответов немного.

Кому может быть полезен психолог/психотерапевт и в каких ситуациях? Ответы на этот вопрос представлены в виде таблицы 7.

Таблица 7.

Представления о полезности психотерапевта/психолога-консультанта

(кому и в каких ситуациях)

Категории ответов

Вариант ответа

Кол-во ответов по выборке

Кому

Каждому человеку (всем людям)

21

обществу

3

Если человек испытывает дискомфорт с социумом (не может найти свое место в обществе)

2

Тому, кто хочет, чтобы ему помогли

1

Человеку, испытывающему душевный дискомфорт

1

Кому не с кем поговорить

1

Любому, кто готов открыться и говорить о себе

1

Закомплексованным людям

1

Нервным людям

1

Когда

В сложных, кризисных ситуациях

10

Когда человек сам не может справиться с проблемой/ситуациях

11

В любых ситуациях

6

В тупиковых ситуациях

4

В сложных эмоциональных ситуациях

3

При решении семейных проблем

3

При психотравме

2

Когда человек сам готов к переменам

1

Когда не могут помочь друзья

1

При зависимостях

1

На войне

1

При трудностях, связанных с общением

1

В экстренных случаях (например, при террактах)

1

При утрате близкого

1

Если человек испытывает дискомформ с собой

1

При депрессии

2

При болезни (нездоровым людям)

2

При страхах, фобиях

2

Когда больше некуда обратиться за помощью

1

При пережитом стрессе

1

Ни в чем не полезен

1

Когда надо разобраться в себе, понять себя

6

Зачем

Для развития и личностного роста

1

В решении разных проблем

2

Не очень полезен

2

Затруднились ответить

11

На основе приведенной выше таблицы 7 можно заключить, что мнение о том, кто является клиентами психолога/психотерапевта чаще всего схоже: любой человек, но оказавшейся в особенной ситуации. Однако мнения о самих ситуациях сильно варьируются, охватывая собой как острые кризисные события (война, терракты, потерю близкого), так и внешне благополучные жизненные этапы при условии важности для индивида его личностного самопознания. Фактически такое дифференцированное понимание соотносится с широким спектром возможностей работы психолога-консультанта и психотерапевта, областей их профессиональной деятельности.

Заключение

В чем жители Риги видят содержание работы психолога и психотерапевта? Анализ полученных данных позволил выявить ту же тенденцию, что характерна и самому пониманию специфики данной профессии. Так респонденты в большинстве случаев видят психолога как специалиста, работающего с психически здоровыми людьми, помогающего решать им проблемы и трудности психологического характера при помощи особого общения: слушания, беседы, рекомендаций, советов (хотя в действительности консультанты и психотерапевты стараются их избегать с целью сохранения отвественности у клиента). Психотерапевта жители Латвии чаще всего представляют себе как врача, работающего с более “тяжелыми случаями”, использующего при лечении медикаменты. Можно наблюдать путаницу в понимании психотерапевта и психиатра. Кроме того можно отметить, что образ психолога в общественном сознании несет более позитивную эмоциональную окраску, психолог как специалист воспринимается более “человечно”, “по-свойски”, ассоциативные характеристики в большей мере описывают качества, затрагивающие сферу общения (доброжелательный, поддерживающий, отзывчивый), в свою очередь психотерапевт с точки зрения эмоциональной окраски воспринимается более нейтрально, в большей мере подчеркивается его медицинское образование (которым в реальности большинство практикующих психотерапевтов Латвии не обладают) и профессиональные качества (в частности, компетентность, успешность).

Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают результаты анализа литературы по теме, свидетельствующие о том, что в настоящее время на постсоветском пространстве, существует путаница в понимании психолога как профессии и психотерапевта. Как показывает проведенное исследование А. Домбровского (Вена, 2013), такая неоднозначность и туманность наблюдается не только в восприятии психологов и психотерапевтов клиентами, но и в профессиональной идентификации самих специалистов, содержании их профессиональной деятельности. Таким образом, попадая на прием к психотерапевту или психологу, клиент сталкивается с конфронтацией своих представлений и ожиданий с а) представлениями и ожиданиями специалиста (относительно своей работы и себя как профессионала) и б) реальностью.


The Image of Psychotherapist in Latvia

Annotation

The article considers the ideas about psychotherapy and psychological counselling in Latvian society. The article reports the results of empirical study of the image of psychotherapist and psychologist (on the example of the inhabitants of Riga).

Keywords: psychotherapy, the image of psychotherapist, the image of psychologist, the attitude toward psychotherapy, the attitude toward counselling, psychotherapy in Latvia.


Литература

  1. Ксенда О.Г. (2011) Образ психолога в представлении студентов-психологов // Психологический журнал, cентябрь, 2011.
  2. Макаров В. (1999) Избранные лекции по психотерапии. М: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга.
  3. Макаров В. (2001) Психотерапия нового века. М: Академический проект.
  4. Райнаи Г., Столин В.В. (1987). Психотерапия в обыденном сознании и сознании психотерапевтов // Вопросы психологии – октябрь, 1987.
  5. Сизова И.Г. (1999) Личность и профессиональная деятельность психолога: социальные представления у различных профессиональных групп : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / И. Г. Сизова. — Тверь, 1999. — 23 с.
  6. Чернышова Е.Л. (2005) Социально-психологические особенности представлений руководителей и сотрудников различных учреждений о специалисте-психологе: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. Л. Чернышова. — Самара, 2005.
  7. Barrow R. (2000) Determining Stereotypical Images of Psychologists: The Draw a Psychologist Checklist / R. Barrow // College Student J. 2000. Vol. 34. P. 81–86.
  8. Constantine M.G., & Gainor, K.A. (2008) Depressive symptoms and attitudes toward counseling as predictors of biracial college women’s psychological help-seeking behavior. Women & Therapy, 27, pp. 147–158.
  9. Deane F.P., & Todd D.M. (1996) Attitudes and intentions to seek professional psychological help for personal problems or suicidal thinking. Journal of College Student Psychotherapy, 10, pp. 45–59.
  10. Dombrovsky A. (2013) History of the Development of Psychotherapy in Latvia // Dissertation submitted for the fulfillment of the requirements for the doctoral degree in Psychotherapy Science at the Sigmund Freud Private University, Vienna.
  11. Eagly A.H., Chaiken S. (1998). Attitude Structure and Function.” In Handbook of Social Psychology, ed. D.T. Gilbert, Susan T. Fisk, and G. Lindsey, 269–322. New York: McGowan-Hill.
  12. Elhai J.D., Schweinle W., & Anderson S.M. (2008). Reliability and validity of the Attitudes Towards Seeking Professional Psychological Help Scale–Short Form. Psychiatry Research, 159, pp. 320–329.
  13. Hill C.E., Satterwhite D.B., Larrimore M.L., Mann A.R., Johnson V.C., Simon R.E., Simpson A.C., Knox, S. (2012) Attitudes about psychotherapy: A qualitative study of introductory psychology students who have never been in psychotherapy and the influence of attachment style. // Counselling & Psychotherapy Research. Mar2012, Vol. 12 Issue 1, pp. 13-24.
  14. Rogers C. (1951) Client-Centered Therapy. Cambridge Massachusetts: The Riverside Press.
  15. Rogers C. (1961) On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin. Svence G. (2005) История психологии в Латвии: обзор проблемных вопросов /History of Psychology in Latvia: Review of General Issues/. In: Психология для нас /Psychology For Us/. No6-No7.
  16. Svence G. (2009) Ievads Latvijas psiholoģijas vēsturē /Introduction to the History of Psychology in Latvia /. Riga: RaKa.
  17. Szykiersky D., Raviv A. (1995) The image of the psychotherapist in literature//Am I Psychother, Summer; 49(3): pp. 405-415.





Просмотров: 1212
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Дегтярева Д.А. Специфика работы психолога в отделе реабилитации Московской службы психологической помощи населению
  • Фарих Е.Н. Опыт работы семейного психотерапевта в социальных условиях
  • Карлин Е.А. Темы профессионального развития психотерапевта
  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Рыцарева Т.В. Трудности первых шагов психолога-консультанта
  • Тимофеева С. Особенности работы семейного психолога в дошкольном образовательном учреждении
  • Бюдженталь Дж. Обязательства психотерапевта
  • Генограмма, как инструмент системной семейной психотерапии
  • Меламед Е.А. Соматический контрперенос. Бессознательное использование пациентом тела психотерапевта
  • Абуховская Л.В. Трудности в установлении сеттинга на примере случаев из практики начинающего психолога
  • Роут Ш. Диагноз психотерапевта и диагноз психиатра
  • То, что традиционно считается правильным, не всегда эффективно… Лукьянченко Н.В. Эротическая метафора в работе психолога
  • Жинетт П. Игры с виртуальной реальностью: размышления аналитического психолога
  • Гусева М.А. Работа психолога в онкологическом стационаре с детьми, переживающими множественную психологическую травму (супервизионное обсуждение)
  • Барлас Т.В. О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Автономов Д.А.. Динамика групповых защитных механизмов, возникающих при лечении аддиктивных пациентов в реабилитационном центре
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Тимофеева С. Использование зеркала Гезелла при подготовке системных семейных психотерапевтов
  • Установление доверительного контакта психолога с пациентом Онкоцентра
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Суворова И.Ю. Особенности формирования Эго-идентичности при расстройстве аутистического спектра. Анализ случая
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Карлин Е. А. Психотерапия как особая форма общения
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь