Панов М.К. Фокусированные генограммы в практике психотерапевта

Даная статья знакомит психотерапевтов с одним из дальнейших направлений развития такого инструмента системной семейной психотерапии, как генограммы. Фокусированная генограмма - это готовый к использованию, конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов, позволяющих терапевту получить точную и полную информацию о локальном аспекте жизни клиента через рассмотрение многопоколенческих паттернов. Фокусированные геногрмаммы могут использовать психотерапевты любой школы, не обязательно системные семейные. Они помогают, как структурировать сессию, так и служат готовой формой домашнего задания. Их использование позволяет клиенту осознать, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции, и сделать дальнейший выбор. В случае парной работы, пользу приносит сравнение супругами позиций на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции родительских семей.

Генограмма является «визитной карточкой» Теории семейных систем М. Боуэна. Это удобный графический способ схематического отображения семейного дерева, включающего в себя обозначение членов семьи, их отношений друг с другом, дат важных событий, географического расположения.

Сила традиционных генограмм заключается в создании визуального представления о семейных историях, мифах, легендах, правилах, спектре отношений, и их взаимосвязи на протяжении нескольких поколений. Она позволяет наглядно анализировать расположение различных групп в семейной системе, эмоциональные процессы ядерных семей, динамику «эмоциональных волн» в системах.

Даты, отношения и местоположения – лишь общая схема для исследования эмоциональных границ, слияний, разрывов, ключевых конфликтов, объема искренности и числа актуальных и потенциальных отношений в семье. Исследование поколенческого контекста позволяет делать прогнозы.

Заполнение генограммы не является ни простой задачей, ни самоцелью.  Чтобы наполнить схему содержанием, надо знать, что искать.  Со времени создания генограммы Боуэном развитие этого инструмента семейной психотерапии ушло вперед. Традиционная генограмма Боуэна дала старт нескольким новым инструментам. Одним из таких инструментов является Фокусированная генограмма.

Фокусированная генограмма представляет собой результат ряда структурированных вопросов, основанных на Теории систем, задаваемых в определенной последовательности, и позволяющих терапевту получить точную и полную информацию об одном локальном аспекте жизни клиентов через рассмотрение многопоколенческих паттернов.

Фокусированные генограммы предназначены для изучения природы каких-то конкретных убеждений, взглядов, эмоциональных и поведенческих моделей в пределах заданной темы.

Например:

  • отношение к образованию, профессии,
  • деньгам,
  • браку,
  • социальным ролям,
  • гендерным ожиданиям в семье,
  • предпочтения в области интимности, сексуальных отношений,
  • этнические особенности,
  • особенности эмоциональной сферы.

Фокусированная генограмма - недавнее изобретение. Этот термин и метод предложили и разработали несколько авторов: Джеральд Викс (Gerald R. Weeks), Рита Демария (Rita DeMaria) и Ларри Хоф (Larry Hof). В 1999 г. они опубликовали книгу "FOCUSED GENOGRAMS: intergenerational assessment of individuals, couples, and families" («Фокусированные генораммы: межпоколенческая оценка индивидуальностей, супружеских пар и семей»).  Стоит отметить, что пока на русском языке литературы на эту тему практически нет.

Когда стоит применять фокусированную генограмму?

Тогда, когда клиент нуждается в осознавании, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции. Если это пара, или семья, то тогда, когда пользу принесет сравнение клиентами взглядов на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции своих родительских семей.

Пример. Супруги ссорятся. Мотив – борьба за власть. Предметом ссор чаще всего выступает отсутствие постоянного дохода у мужа. В ходе бесед, терапевту становится понятно, что супруги как-то по-разному относятся к тому, как именно надо зарабатывать деньги. В этом случае применение генограммы, фокусированной на отношении к деньгам (денежная генограмма), поможет обоим увидеть природу этой разницы, что в итоге может привести к снижению тревоги и компромиссу.

Еще пример. Клиент переживает постоянную депрессию и чувство беспомощности в своем браке. В процессе работы становится понятным, что этим чувствам способствует чувство нереализованности, что ему не удается смириться со своим личностным ростом и занимаемой должностью. В работе с таким клиентом будет полезным применить генограмму, фокусированную на профессиональном росте (профессиональная генограмма), с тем, чтобы изучить происхождение некоторых моделей и сценариев, которые влияют не только на его отношение к работе, успеху, но и то, каким образом это также может затрагивать и его отношения с женой.

В данной статье будет приведен пример двух генограмм, фокусированных на чувствах.

Генограмма, фокусированная на чувствах (Генограмма Чувств).

Чтобы как-то продвинуть терапевтическое изменение, важно иметь более глубокое понимание эмоциональных связей в парах и семьях, и то, каким образом они образуются, и каким образом эти связи могут разрушаться.

Любая Генограмма, фокусированная на чувствах, должна проследить эмоциональную историю клиента и его семейной системы таким образом, чтобы помочь клиенту стать более осведомленным в образцах выражения своих эмоций, как с точки зрения удовольствия, так и с точки зрения болезненности, чтобы в итоге, в настоящем, могли иметь место эффективные и удовлетворяющие эмоциональные события.

Первая школа эмоционального научения происходит в родительской семье. Это эмоциональное научение представлено тем, какие образцы для подражания родители преподносят своим детям не только в том, с какими чувствами они общаются с ними, своими детьми, но также и в том, какие чувства они разделяют между собой как муж и жена.

В этом смысле родители могут быть как одаренными эмоциональными учителями, так и преподносить примеры другого рода. Поэтому выраженность эмоций и чувств, как вербальных, так и невербальных, значительно отличается в пределах разных семей.

Решения о том, какие из своих чувств выражать, и как именно выражать в отношениях свои чувства, обычно принимаются в детстве и юности.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

  • Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?
  • Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?
  • Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?
  • Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?
  • Что происходило при невысказанности чувств в семье?
  • Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?
  • Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?
  • Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?
  • Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?
  • Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?
  • Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?
  • Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Пример из практики

Мужчина обратился с переживанием повторяющейся многолетней подавленности, ощущением себя несчастным в браке, мыслями о желанности развода, и своей неспособности пойти на это, страхом превратиться в алкоголика. На вопрос: «В какие моменты общения с женой он наиболее остро переживает свою несчастность?», он ответил, что в моменты, когда они ссорятся. На вопрос терапевта: «Что именно в поведении жены в моменты ссор заставляет его остро переживать это чувство несчастности?», клиент ответил, что когда они ссорятся, жена его «буквально раздавливает…». На вопрос терапевта: «Какая эмоция жены, на его взгляд, однозначно приводит его к ощущению «раздавленности?», клиент ответил, что к этой эмоцией наверно является её гнев. На вопрос терапевта: «В праве ли супруги испытывать по отношению друг к другу подобные чувства?», клиент ответил, что на его взгляд, «не то что любящие, а просто даже немного уважающие друг друга люди так поступать не могут».

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

  • Что такое, по-вашему, есть гнев?
  • Когда Вы рассержены, что это означает?
  • Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?
  • Когда супруг рассержен, что это означает?
  • Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?
  • Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?
  • Как Вы реагируете на собственный гнев?
  • Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?
  • Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?
  • Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?
  • Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?
  • Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?
  • Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?
  • Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?
  • Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?
  • Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?
  • Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?
  • Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?
  • Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?
  • Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы.

Пример

Мужчина выступал "псевдосупругом" своей матери. Он осознавал, что его мать отчаянно нуждалась в его любви и восхищении. В конечном счете, он обнаружил, что, всегда, будучи веселым и любящим, он мог получить одобрение с ее стороны.

В собственном браке он демонстрировал эмоциональную благожелательность, однако в то же время периодически «вскипал», обращался к жене с большим раздражением, гневом, и негодованием. Он всегда находил причину быть надменным и сердитым по отношению к своей жене.

Его жена, наоборот, чувствовала вину и депрессию много лет. В своей собственной родительской семье она была миротворцем, и все же, в итоге, потерпела неудачу в этой роли. И она была подсознательно вынуждена продолжать пробовать себя в этой роли до тех пор, пока все не почувствовали бы себя счастливыми снова.

Когда эмоции партнеров не совместимы с ситуацией, полезно думать об эмоциональном смещении в сторону семьи происхождения.

Исследование фокусированной генограммы показало, что муж имел невыраженный гнев к своим родителям. В этом случае, эмоции, направленные к его матери, фактически проецировались на его жену.

Другой пример

Возьмем семью, где один член семьи, обычно отец, является единственным человеком, откровенно выражающим свой гнев. Во многих таких случаях этот образец поведения связан с алкоголем. Отец использовал гнев, чтобы проявлять свою власть и выражать агрессию. Мать и другие члены семьи отвечали на это его поведение страхом, не зная, потеряет ли отец контроль.

Выросшие в такой семье дети могут использовать этот же самый образец поведения. Или же, они могут очень пугаться как проявления своего собственного гнева, так и гнева, идущего от других, и в своем поведении они могут пойти еще куда-то еще дальше, чтобы избежать гнева и его выражения.

Третий пример семьи, которая пытается отрицать гнев и конфликты. Дети из таких семей не имеют и не понимают собственного опыта гнева или кого-то из своих партнеров. Таким образом, гнев становится неизвестным и страшным чувством, зачастую плохо понимаемым.

Тот тип научения, которое каждый проходит в родительской семье, может играть существенную роль в выборе партнера.  Партнер, который рос в доме, в котором часто имело место проявление гнева, может выбрать себе партнера-спасателя, который, кажется, не только будет лишен гнева, но и вообще всех чувств.  В другом случае партнер мог бы выбрать себе второго, воспринимаемого как слабого и зависимого, таким образом она или он может благополучно переместить на него старые, нерешенные чувства гнева.

В ходе работы с фокусированной генограммой партнеры-спасатели приходят к пониманию, что именно ранние события их жизни могут утверждать, и чему научать. Возможно, что им еще детьми сказали, что они никогда не должны быть сердитыми, и это значительно ограничило их индивидуальный чувственный опыт, и принудило их сомневаться относительно своего восприятия мира.

Они могут подсознательно повторять старые образцы поведения или выполнять миссию, предназначенную для родителя, и терапевт может видеть в паре ту же самую динамику, которая присутствовала в паре их родителей.

Открыто выражаемый и проживаемый гнев может служить как тому, чтобы дать человеку смысл власти, энергии, и контроля, так и тому, чтобы использоваться как щит от переживания чувств, которые являются более трудными или болезненными. И терапевт может исследовать, каковы бы эти другие чувства могли бы быть.

Некоторые из чувств, лежащих в основе гнева, являются: раздражением, виной, печалью, депрессией, беспомощностью, зависимостью, и недоверием. Терапевт должен помнить эти возможности, исследуя те, которые кажутся вероятными.

Партнер может не находиться в контакте с этими чувствами или считать недопустимым чувствование или выражение основного чувства.

Например, человек вырос в семье, где практиковались эмоциональная холодность и отвержение, и вступил в свой брак с сильными нерешенными потребностями зависимости. Раньше не мог признаться в том, что нуждался в каком-либо проявлении чувств. Он не мог попросить того, что хотел из страха перед неполучением этого и риском быть отверженным, и таким образом, он ожидал, что его жена автоматически будет знать и давать ему, что он отчаянно хочет. Он постоянно сердился на нее за то, что она была не в состоянии удовлетворить его невысказанные потребности.

Методика применения фокусированных генограмм

Фокусированная генограмма может использоваться как непосредственно на сессии, и тогда она может выступать в качестве некой структуры, либо в форме домашнего задания. В каждом из этих способов есть свои плюсы.  В том случае, если клиенты дают ответы на вопросы генограммы на сессии, терапевт имеет возможность непосредственно работать с чувствами и реакциями клиентов. Но это увеличивает общее время работы с генограммами, т.к. в течение одной сессии удается обсудить пару вопросов и разницу позиций клиентов. Таким образом, на завершение обсуждения генограммы уходит два, а то и три, четыре месяца. При этом процесс обсуждения вопросов и ответов генограммы выступает определенной структурой работы в течение многих. Терапевт может планировать работу вперед, и это особенно удобно для начинающих терапевтов, которые нуждаются в поддержке некой структуры.

В случае, если фокусированная генограмма дается в качестве домашнего задания, имеются другие плюсы. Во-первых, это сокращает общее время работы с генограммой. Во-вторых, клиент приходит к терапевту уже с неким анализом своих ответов, т.е. занимает уже более отстраненную экспертную позицию, что создает исследовательскую сотрудническую среду между клиентом и терапевтом. Терапевт и клиент оказываются на одной стороне, а ответы и ситуация клиента на другой. И в итоге это увеличивает доверительность терапевтических отношений и эффективность работы. При этом возможно также обсуждать те первые эмоции, которые испытывал клиент, когда знакомился с каждым новым вопросом, и то, что побудило его остановиться на конечном мнении. Если работа ведется с семейной парой, то вопросы даются каждому супругу, и первоначально каждый отвечает на них самостоятельно. Далее предлагается совместное обсуждение супругами ответов для сравнения позиций супругов по каждому вопросу. Это последнее действие может происходить как дома, так и на сессии.

Важным вопросом также является выбор удачного момента для применения фокусированной генограммы. Для начала автор предлагает пробовать использовать их в конце сессии в качестве домашнего задания. Клиенты смогут дома ознакомиться с вопросами в целом, а далее на следующей встрече начать совместное обсуждение первых ответов, которое может сопровождаться интерпретациями терапевта, либо проясняющими, либо содержащими «различие, порождающее различие…».

Выводы

На первый взгляд, такой инструмент, как фокусированные генограммы, имеет несомненные плюсы. При их использовании клиент получает возможность:

  • сформулировать собственную точку зрения,
  • отразить ее на бумаге, и занять по отношению к ней внешнюю экспертную позицию,
  • разобраться в ней, выразить свое отношение, сформулировать приоритеты,
  • при необходимости выработать альтернативу.

Фокусированная генограмма помогает клиенту конкретизировать восприятие имеющихся возможностей, определить, что влияет на их выбор, стимулирует интерес и успешность.

В то же время в супружеской терапии посредством фокусированных генограмм удается прояснить разницу в природе предпочтений партнеров. Знакомясь с наследуемыми приоритетами в позициях друг друга, супруги получают возможность:

  • увидеть, что причина конфликтов не в личных качествах, а в разнице и несогласованности позиций, семейно наследуемых,
  • прояснить собственные ожидания и убеждения,
  • сравнить с ожиданиями партнера, согласовать их,
  • оценить как возможность их реализации, так и собственные или совместные ресурсы.
  • сделать выбор в том, чтобы принять или отвергнуть определенные взгляды, применить эти решения к здоровому функционированию в своих отношениях.

Наконец, метод Боуэна достаточно сложен в использовании, и ему необходимо долго учиться, а фокусированные генограммы могут применять психотерапевты любой школы, не только системные семейные терапевты.Для этого не обязательно продумывать системную гипотезу.

Психотерапевт в форме фокусированной генограммы получает для практики готовый к использованию, очень конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов. Это особенно удобно для начинающих терапевтов, т.к. помогает структурировать сессию. Кроме того, фокусированная генограмма – удачная форма домашнего задания.

Использование фокусированных генограмм меняет взаимодействие в паре «психолог-клиент». Экстернализация точки зрения клиента помещает и его, и терапевта на одно исследовательское поле, создает между ними творческую коалицию. Что увеличивает безопасность и доверительность терапевтического процесса, и в итоге, повышает эффективность.

Литература

  1. Варга А.Я. Введение в системную семейнуюпсихотерапию. М., Когито-Центр, 2009.
  2. Weeks G.R., Treat S.R. Couples in treatment: techniques andapproaches for effective practice. Taylor and Francis, Philadelphia PA, 2001.
  3. Weeks G.R., DeMaria R., Hof L. Focused Genograms: Intergenerational Assessment of Individuals, Couples, and Families, Taylor and Francis, Philadelphia PA, 1999.
  4. Kakiuchi K.S., Weeks G.R. The Occupational Transmission Genogram: Exploring Family Scripts Affecting Roles of Work andCareer in Couple and Family Dynamics, Journal of Family Psychotherapy, Volume 20, Number 1, 2009.


Просмотров: 1577
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Валента М. Что такое драматерапия
  • Холлис Дж. Что такое «преодолеть» и «пережить»
  • Волкан В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Догерти У.Дж. Плохая супружеская терапия: как этого избежать
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Митрикас Т.А. Феномен межпоколенческой передачи. Влияние семейной истории на возникновение конфликтов в семье
  • Реутская Н.Г. Ребенок-инвалид в семейной системе как фактор, осложняющий сепарационные процессы
  • Кэхеле Х. Сны Амалии - последовательности сновидений как инструмент процессуального анализа
  • Беренстейн И. Связь как условие установления отношений между различающимися личностями
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Симингтон Дж. Бион: его характер
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Солоед К.В. Раннее разлучение ребенка с матерью и его последствия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь