Рассматривается актуальность изучения жизненных сценариев, определяющих поведение и судьбу человека, приводятся результаты исследования сценариев у студентов-старшекурсников.
Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него зависит конец этой книги. С самого рождения человек видит, как ведут себя родные и близкие, помнит сказки и рассказы, которые ему читали, помнит приятные моменты и не очень, но благодаря всему этому он сейчас такой, какой Он есть. Возможно, сам человек не подозревает о том, что "писал" свою книгу вообще. Но, даже не сознавая этого, человек, скорее всего, воспроизводит ее в своей жизни. Эта книга и представляет собой жизненный сценарий. Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо, как, например, радужная оболочка глаза или отпечатки пальцев.
Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или « жизненных сценариев». Берн определил сценарий, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую, как в пьесе структуру: начало, середину и финал. Начиная, так или иначе, реагировать на то, что с нами происходит в жизни, следуя привычному сценарию, мы уже примерно знаем, какое будет начало и каков финал. Можно сказать, что «жизненные сценарии» это наша подсознательная психологическая защита от всякого рода эмоциональных стрессов. И защита, настолько прочно укоренившаяся и привычная, что стала уже частью нашей личности, характера. Очень часто бывает так, что человек не осознает, что живет по сценарию. Тем не менее, он поступает именно так, что четко движется к тому финалу, который был определен привычным сценарием, сложившимся еще в детстве.
На выбор сценария в раннем детстве большое влияние оказывают самые близкие люди – родители. Из поколения в поколение в семье передается определенный стиль жизни, определенный тип реагирования определенный « жизненный сценарий». Если основу характера ребенка составляет такая особенность нервной системы, как сильный тип реагирования, устойчивость внутреннего Я, врожденная способность к сопротивлению и ориентацией на собственное мнение, то «жизненный сценарий» его, возможно, будет построен по принципу « наоборот». Считается, что уже к семи годам основа « жизненного сценария» написана. Это не означает, что он останется неизменным. Судьба человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и ориентироваться в окружающем мире. Обычно где-то в юношеском возрасте вносятся вполне ощутимые коррективы, но основа, так сказать, основная направленность, все же, остается. Планирование жизненного сценария начинается человеком ещё с раннего детства бессознательно, под влиянием родителей. Сценарии предполагают: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную "включённость" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или вызывающую доверие убеждённость. С другой стороны детский фольклор: сказки, мифы, рассказы и истории сильно влияют на формирование жизненного сценария ребенка, а также истории жизни прародителей семьи. В зрелом возрасте многие люди знает историю своей семьи. Их рассказы можно условно разбить на четыре самые распространённые формы: гордость за предков ( человек запрограммирован идти по стопам своих предков); идеализация предков (человек подсознательно желает повторить судьбу своих предков); соперничество с предками (человек хочет быть сильнее своих предков); личный опыт (личное общение с бабушками - дедушками).
Проанализировав нескольких тысяч биографий больных неврозами и клиентов, М. Е. Литвак выделил социогены – личностные комплексы ( сценарии « Евгений Онегин», «Высокомерный творец», «гадкий утенок», «творческий сноб», «раболепствующий тиран»), а также несколько разновидностей психологического вампиризма (Беспомощная Личность, Синяя Борода, Алкоголик, Холодная Женщина).
Нами было проведено исследование жизненных сценариев у студентов СевКавГТУ, в основу классификации которых был положен принцип отношения к себе и другим («я – хороший, ты – хороший», «я – плохой, а ты – хороший», «я – хороший, ты – плохой», «я – плохой и ты – плохой»). Анализ полученных результатов показал, что только 18,5 % опрошенных студентов имеют жизненный сценарий «я – хороший, ты – хороший», дающий успешность и благоприятный жизненный итог. 29,6 % студентов получили результаты, указывающие на второй сценарий «я – плохой, а ты – хороший», 35,3 % имеют третий сценарий «я – хороший, ты – плохой». Оставшиеся 16,6 % студентов являются обладателями наименее выигрышного четвертого сценария «я – плохой и ты – плохой».
Данные результаты свидетельствуют о необходимости психокоррекционной работы для значительной части студентов. Так, у 45,9 % опрошенных целесообразно повышать уровень самопринятия и позитивного самоотношения, формировать чувство уверенности в себе. Развитие положительного отношения к окружающим и мироощущения, доверия не только к близким людям, но и к человеку в целом у 51,9 % будет способствовать коррекции негативных проявлений их жизненных сценариев.
Источник: Материалы II Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
|