Сценарии жизни, мешающие успеху

Автор: Наталья Андраханова   

Автор собственных проблем, режиссер и постановщик...

Каждый человек живет по своему жизненному сценарию. Меняются актеры, декорации, в сценарное повествование вносятся коррективы. Иногда какая-то неведомая сила заставляет человека принимать важные решения, и впоследствии он удивляется: как такое могло произойти? Оказывается, у каждого человека, будь то мужчина или женщина, существует неосознанный жизненный план, который появляется еще в детские годы. Хорошо, если он идентичен прописанному осознаваемому плану; в противном случае человек недоумевает по поводу того, что происходит в его жизни. Как бы он ни старался, ничего не получается: идеи реализовать не удается, полученная престижная специальность оказывается невостребованной, личная жизнь не складывается, финансовый кризис подступает… С первых лет жизни ребенка родители передают ему вербальные или невербальные сценарные послания, на основе которых растущий человек принимает решения. Чаще всего эти решения забываются и во взрослой жизни не осознаются, однако люди им следуют. Написанный когда-то сценарий работает бессознательно, и чаще всего человек большую часть жизни проживает в полном неведении относительно своего сценария.

Виды сценариев

Сценарии делятся на выигрышные, проигрышные и безвыигрышные. Победитель (выигрышный сценарий) всегда легко идет по жизни. Он удовлетворен собой и всем, что делает. Выигрыш победителя всегда равнозначен поставленной им цели. Он не упускает ни одной возможности для достижения успеха. Его жизненное кредо: «Цель оправдывает средства». Если победитель проигрывает в одной области, то не боится пробовать реализовать себя в другой. Он не может быть неуспешным. Проигравший (проигрышный сценарий) никогда не достигает цели, ему незнакомо чувство удовлетворения. Подобные сценарии могут быть разной степени тяжести. Первая степень воплощается в легких потерях, конфликтах на работе, депрессии, провалах экзаменов. Вторая степень тяжести проигрышного сценария имеет более серьезные последствия. Это череда увольнений с работы, частые госпитализации, крах личных отношений. Сценарий третьей степени тяжести всегда заканчивается роковыми событиями: смерть, инвалидность, смертельная болезнь, психические расстройства и т. п. Середнячок (безвыигрышный сценарий) – обычный, ничем не примечательный, банальный человек. День его похож на день, а ночь на ночь. В скучной жизни середнячка ничего не происходит, она течет как медленная река – без взлетов и падений, радостей и огорчений. Его жизненный принцип гласит: «Не рискуй. Игра должна быть безопасной». Данная классификация, конечно же, условна. Чаще всего жизненные сценарии представляют собой сочетание различных вариантов. Человек может быть победителем в интеллектуальной области, проигрывающим в личных взаимоотношениях и невыигрывающим в физическом плане.

Давным-давно, еще в детстве, в силу разных жизненных обстоятельств и взаимоотношений с собственными родителями мы избрали для себя определенные стратегии поведения. Прошло много лет, но почему-то во взрослой жизни мы продолжаем следовать детскому сценарию и испытывать соответствующие чувства. Чаще всего это происходит в стрессовой ситуации. Чем выше по шкале стресса потрясение, тем больше вероятность того, что человек будет действовать по знакомому сценарию. Вспомните, как вы ведете себя с провинившимся подчиненным. Попробуйте уловить в своем тоне при разговоре с ним знакомые нотки. Они вам ничего не напоминают? Скорее всего, вы воспитываете его точно так же и теми же словами, как и вас когда-то родители. О включении в сценарное поведение могут свидетельствовать различные телесные проявления: глубокий вздох, смена позы, напряжение в отдельных частях тела. В течение жизни мы продолжаем наступать на одни и те же грабли: болезненно взаимодействуем с неприятными людьми, снова и снова занимаемся тем, что не доставляет нам удовольствия. Объяснение простое: мы осуществляем и проводим в жизнь собственный, обычно не осознаваемый сценарий, стремимся организовать вокруг себя безопасный мир, следуя логике своих детских решений. Парадокс: мы пытаемся решить свои взрослые проблемы с помощью стратегий, которые уже давно не являются удачными. В итоге получаем совершенно не тот результат, которого ожидали.

Помните, какие сказки читали вам родители, а позже и вы сами? Вы когда-нибудь задумывались, на какой платформе построено сказочное повествование? На заблуждении! Практически все сказки учат ребенка заслуживать нечто хорошее путем преодоления испытаний. Но что это за испытания? Они превращают главного героя в жертву: прежде чем чего-то достичь, он должен настрадаться! Вспомните ту же Золушку, которая терпит унижения и насмешки от злой мачехи и своих сестер, трудится в поте лица и подчиняется несуразным требованиям. Золушка ничего не предпринимает для улучшения своей жизни, но откуда ни возьмись появляется добрая волшебница, машет чудесной палочкой – и все кардинально меняется. Проблема в сказке решается магическим образом, чего в реальной жизни быть не может. Если такое и случается, то очень редко, к тому же часто потом выясняется, что на самом деле сработал всем известный принцип «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Подобное поведение наверняка часто встречается у ваших знакомых и проявляется в том, что они сидят и ждут «волшебства» из внешнего мира: принца на белом коне, появления целителя, выигрышного лотерейного билета и т. д. Людям свойственно жить по плану, созданному в раннем детстве на основании каких-то усвоенных правил, но впоследствии оказывается, что реальная жизнь совершенно этому плану не соответствует.

Сценарий в действии

От чего зависит качество жизни человека? Уверенный в себе скажет: «Конечно же, от меня самого». И будет отчасти неправ: в жизни присутствуют также наследственный фактор, внешние события, неосознанные сценарии. Если в раннем детстве вы решили жить до ста лет, то не факт, что это произойдет. Осуществлению этого плана может помешать, например, авиакатастрофа. При этом жизненно важные решения редко оказываются несценарными. Как же понять работу сценария? Во-первых, если вы действуете исходя из непонятных вам соображений, значит, вы придерживаетесь какого-то неосознаваемого сценария. Во-вторых, если вы постоянно попадаете в похожие ситуации с неблагоприятным исходом, значит, вы согласно собственному скрытому плану эти ситуации сами выстраиваете.

Топ-позиции

Сейчас много говорят и пишут о влиянии на дальнейшую жизнь человека родительской любви. Если ребенок был желанным для матери, если его в этом мире ждали, если родители любили и уважали друг друга, то по жизни такой человек идет с уверенностью, что он и все окружающие его люди совершенны. Это человек со сценарием победителя. Про таких говорят: родился в рубашке. Он любит весь мир и доверяет людям, это солнечный человек, который дарит окружающим спокойствие, надежность и, что бы ни произошло в его жизни, всегда выходит из игры победителем. Противоположностью такому человеку является тот, чье появление в этом мире было нежеланным. Его не хотели ни мать, ни отец, он воспринимался как обуза для семьи, рос в атмосфере холода и отчуждения. О нем заботились физически, но эмоциональной поддержки родителей он не ощущал. Обычно это дети от нежеланных беременностей, рожденные теми, чей брак был заключен случайно или по ошибке. Такому ребенку всегда будет казаться, что он несовершенен, – в отличие от других. На бессознательном уровне он на протяжении всей жизни станет отыгрывать сценарий жертвы и уступать дорогу. Это вечный неудачник, проигрывающий всем и во всем.

Часто в семьях с нарциссичными родителями воспитывается ребенок-нарцисс, которому с детства внушается мысль, что другие люди не стоят даже его мизинца. Ребенка учат возвышаться над другими людьми, унижать их – не только напрямую, но и завуалированными способами. Такой человек живет в постоянной борьбе с окружающими, которые, устав от унижения, больше не желают с ним общаться. Так искусственно выигрывающий в итоге превращается в проигравшего. Обладатели абсолютно проигрышного сценария – это дети, которые всю жизнь ощущали неприкрытую ненависть собственных родителей. С пеленок им внушалась мысль, что они появились на свет по ошибке, случайно, и было бы гораздо лучше для всех, если бы их не было. В подобной ситуации дети не получают не только эмоциональной, но и физической заботы. Они растут как сорняки в огороде. Еще в детстве такие люди приходят к выводу, что жизнь полна безысходности, все вокруг разрушительно и бессмысленно. Они живут в полной уверенности, что ничего в этой жизни не значат и им никто не в силах помочь. Мир несовершенен, и люди в нем также несовершенны. Став взрослым, такой человек отвергает всех и делает все, чтобы его отвергали другие.

Позиция успешности либо неуспешности формируется в период от трех до семи лет на основе принятых в младенчестве решений, которые зависят от взаимоотношений с матерью в довербальный период. В итоге формируется общий фон картины мира, где впоследствии проходит жизненный путь человека. Он либо доверяет внешнему миру, либо нет. Опираясь на сформировавшееся базовое доверие либо недоверие к людям, человек начинает осуществлять свой жизненный сценарий, а для оправдания своих решений и поступков использует собственные убеждения о мире, в котором находится. Конечно, человек может переходить с одной позиции на другую, но больший отрезок своей жизни он придерживается той позиции, которую выбрал в детстве. Хорошо, если это позиция успешного человека. А если нет? Что может помочь изменить ее? Вариантов несколько: курс психотерапии у хорошего специалиста, внезапный самостоятельный инсайт или сильное жизненное потрясение. Как следствие нового сценарного поведения, жизнь постепенно начнет меняться в лучшую сторону.

Родительский дом - начало начал...

Авторами сценарных посланий являются наши родители. Какими бы хорошими людьми они ни были, часто убеждения, передаваемые нам в течение жизни, на поверку оказываются совершенно бессмысленными. Чаще всего послания передаются невербально, например демонстрация матерью категорического неприятия мужчин. Нередки и вербальные послания, например от матери дочери: «Нельзя доверять мужчинам». Иногда эти способы применяются одновременно. Пока мы растем и взрослеем, родители дают нам указания, советы, воспитывают по своему образу и подобию, прививают вкусы и отношение к действительности. В подростковом возрасте человек в какой-то мере избавляется от родительского багажа, но его основная часть все-таки хранится в нашей психике, поскольку большинство скрытых родительских сценарных посланий усваивается нами бессознательно. Вспомните взаимоотношения мамы и папы в родительской семье. Ваша собственная семья вам ничего не напоминает? Как бы мы ни обещали себе в детстве, что наша семья никогда не будет похожа на родительскую, в итоге обнаруживаем, что выбрали себе в спутники или спутницы жизни копию своего родителя. Не обязательно внешне – здесь наше бессознательное не всегда удачно подшучивает над нами. Обычно мы выбираем себе партнера, чем-то неуловимо знакомого по детским годам.

Сценарные послания

Немаловажную роль в жизни взрослого человека могут играть родительские оценочные определения. Как вас называли в детстве родители? Как они эмоционально реагировали в ситуациях, когда вы оказывались не на высоте? Вариантов может быть много: от «Ничего, сын, прорвемся, я тебе помогу» до «Лентяй, ты ничего сам не добьешься в этой жизни». Сильными сценарными посланиями могут быть косвенные оценочные определения. Обычно это информация о ребенке, которую родитель передает кому-то в отсутствие того рядом, а ребенок на самом деле слышит разговор. Что говорила о вас ваша мама: «Он такой умница» или «Боже мой, он сведет меня в гроб и сам плохо кончит»? Ребенок, услышав информацию о себе, всегда полагает, что она верна. Для того чтобы сценарные послания были окончательно усвоены ребенком, они должны иметь регулярную основу. Сочетание травматических событий и повторяющихся посланий создает основу сценария жизни. Только обладая информацией о своем прошлом, можно изменить будущее. Для этого необходимо пересмотреть и понять матрицу своего сценария. На листе бумаги не задумываясь запишите послания, полученные от своих родителей. Посмотрите внимательно на этот список. Возможно, в связи с каждым из посланий вы что-то испытывали, чаще всего проблемы и неудобства. Отметьте в списке те запреты, которые были для вас очень значимыми. Попробуйте вспомнить, какой из запретов принадлежал отцу, какой матери, какой обоим родителям? Когда ваши родители гордились вами, а когда были на вас рассержены? Как вы узнавали, что они довольны или недовольны вами? Маму или папу вы напоминаете своим поведением?

Сценарные схемы

Исследователи проблемы жизненного сценария обнаружили удивительный факт. Оказывается, существует всего шесть сценарных схем: «Прежде», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти» и «Неопределенный сценарий». Эрик Берн, автор теории транзактного анализа, проиллюстрировал каждую древнегреческим мифом.

Схема «Прежде»

Древнегреческий герой Геракл, прежде чем стать полубогом, должен был выполнить целый ряд трудных задач, и одна из них – очистить Авгиевы конюшни от гор навоза. Человек, проживающий свой сценарий по схеме «Прежде», придерживается следующей позиции: «Я не могу веселиться прежде, чем закончу работу». Во всех вариантах данной позиции содержится мысль: «Нечто хорошее недопустимо прежде, чем будет закончено что-то менее хорошее». Вспомним героиню Веры Алентовой: «Теперь я точно знаю, после сорока жизнь только начинается».

Схема «После»

Эту схему можно проиллюстрировать мифом о Дамокле. Царь проводил жизнь в пирах и развлечениях, но над головой у него на конском волоске все время висел меч. Однажды Дамокл увидел его – и с тех пор не находил себе покоя. Он жил в постоянном страхе, что меч может упасть. Человек, живущий по сценарию «После», полагает, будто может радоваться сегодня лишь за счет того, что завтра на него падет дамоклов меч судьбы; его лозунг: «Сегодня я могу веселиться, но завтра мне придется за это заплатить». Схема «После» – это перевертыш схемы «Прежде». Примером может служить человек, который, произнося тост, отмечает: «Отличный вечер! Но завтра моя голова будет раскалываться».

Схема «Никогда»

Схеме «Никогда» соответствует миф о древнегреческом Тантале, обреченном на ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, он стоит в воде, доходящей до подбородка. Ему стоит лишь наклониться, чтобы утолить жажду. Но как только он наклоняется, вода отступает. Над Танталом склоняются ветви с прекрасными плодами. Но только он протягивает к ним руки, налетает порыв бурного ветра и уносит ветви. Излюбленная тема обладателя данной схемы звучит так: «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего». Многие мужчины часто говорят, что хотели бы иметь постоянные отношения с какой-нибудь женщиной. Но желаемые отношения у них никогда не складываются. На самом деле они, похоже, даже не пытаются посещать места, где могли бы завязать серьезное знакомство. Таким людям всегда мешает нечто во внешнем мире. Собственные внутренние препятствия для достижения цели выносятся ими во внешний мир по типу проекций. Люди со сценарной схемой «Никогда» склонны повторять изо дня в день – на манер испорченной пластинки – свою печальную историю, рассказывая окружающим о своем желании, и не предпринимают для его свершения никаких действий. Нередко многие подумывает о том, чтобы вернуться в институт и доучиться до диплома. Но все никак не соберутся подать заявление... Такие люди обречены на танталовы муки.

Схема «Всегда»

Данная схема соответствует древнегреческому мифу об искусной ткачихе Арахне, которая несколько опрометчиво вызвала на состязание в ткаческом ремесле богиню Минерву. Оскорбленное божество превратило ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину. Человек, действующий по схеме «Всегда», задается вопросом: «Почему со мной всегда это случается?» Некоторые женщины умудряются по три раза выйти замуж и развестись, каждый раз находя не удовлетворяющие их отношения. Многие мужчины постоянно меняют не устраивающие их места работы и жительства на подобные. Выбор таких людей изначально неверен.

Схема «Почти»

Иллюстрацией может служить миф о Сизифе, который прогневал вспыльчивых греческих богов и был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился вниз, к самому подножию. Действуя по схеме «Почти», человек говорит, подобно Сизифу: «На этот раз мне почти удалось». У таких людей всегда «почти прочитанная книга», «почти помытая машина», «почти убранная квартира», «почти кресло руководителя» и т.д. И постоянно находятся обстоятельства, которые мешают довести дело до конца.

«Неопределенный сценарий»

В этой схеме присутствует поворотный пункт, после которого все меняется, но для человека с неопределенным сценарием после поворотного пункта ничего нет. Некоторые люди ставят перед собой только краткосрочные цели. Достигнув их, они не знают, что делать дальше, и мечутся, пока не подвернется что-нибудь еще. Тогда они ставят перед собой следующую краткосрочную цель – и все повторяется. Лозунг неопределенного сценария: «Достигнув этого, я не буду знать, что мне дальше с собой делать…» Схемы развития жизненного сценария могут комбинироваться, но у большинства людей определенная схема преобладает. Некоторые совмещают две схемы: одна главная, а вторая второстепенная. Такие схемы передаются от родителей к детям путем подражания родительскому примеру. Любой жизненный сценарий может быть подвергнут изменениям, корректировке и переписыванию. Главное – понять свою сценарную жизненную схему. Осознание настоящего обязательно будет способствовать изменениям будущего. Удачи!

Изменение сценарных схем

Из привычного сценария можно выйти. Для этого нужно выявить основную схему, по которой разворачивается ваш сценарий, – тогда ее можно сломать. Как? Действуйте с точностью до наоборот: разрыв шаблонов приводит к хорошим результатам. Действия, направленные вразрез схеме сценария, каждый раз будут ослаблять ее. К собственному сценарию легко пробраться с помощью анализа своих снов, фантазий и любимых детских сказок. Обычно вместе со сценарными воспоминаниями возникают сильные эмоции и переживания. Готовы? Тогда начали!

1. Вспомните, кто был вашим любимым героем (книги, фильма, мифа) в детстве? Мысленно войдите в образ этого персонажа и от его лица расскажите о себе.
Например: «Я – джин. Моя задача – исполнять любые желания людей. Мне много лет, я живу в заточении, до тех пор пока кто-то не найдет меня и не вызволит из кувшина». Рассказывайте о себе, пока не иссякнет фантазия. Не редактируйте сказанное – пусть все происходит само собой.

2. Расскажите свою любимую сказку, басню, миф. Это должно быть самое первое произведение, которое придет вам в голову. При рассказе вы можете становиться каждым из упоминаемых персонажей.
Например: «Однажды Машенька пошла в лес и заблудилась. Она долго плутала по лесу и вдруг увидела избушку. А жили в той избушке три медведя...»

3. Вспомните свой последний сон, либо тот, который очень часто повторяется. Расскажите этот сон в настоящем времени. Повествование должно быть от имени каждого человека или предмета, присутствующего в данном сне.

4. Выберите в комнате, в которой вы находитесь, нечто. Пусть это будет первый предмет, на который упадет ваш взгляд. Мысленно станьте этим предметом и расскажите о себе от его лица.
Например: «Я степлер из дорогого канцелярского набора. Мой массивный вид внушает людям доверие и надежность. Однако это не мешает им пользоваться мною по своему усмотрению...»

5. Посмотрите спектакль о своей жизни. Расслабьтесь, закройте глаза и попробуйте ответить на следующие вопросы. Какой спектакль вы будете смотреть, комедию или трагедию? Какой он: смешной, грустный, серьезный, ироничный, обычный? Оглянитесь на театральный зал: пуст он или полон? Как называется ваш спектакль? Итак, занавес открывается.

Первая сцена: Это самое первое ваше воспоминание. Что вы видите вокруг себя? Какие лица у окружающих вас людей? Или их нет совсем? Какие ощущения в вашем теле?

Вторая сцена: Вы ребенок от трех до шести лет. Где вы? Что с вами происходит? Кто вокруг вас? Что вы видите, слышите, чувствуете?

Третья сцена: Вы подросток 10–16 лет. Ваше первое воспоминание? Расскажите о том, что видите.

Четвертая сцена: Вам столько же лет, сколько сейчас. Что вы видите?

Пятая сцена: Прошло 10 лет. Что произошло с вами? Что изменилось за эти годы?

Шестая сцена: Сцена смерти. Сколько вам лет? Что там происходит?
Затем вернитесь в настоящее и откройте глаза. Попробуйте описать свои переживания от созданного вами же спектакля. Что вы узнали о своем сценарии? Кто вы по жизни? Победитель? Проигравший? Середнячок?

Источник:
Журнал "Профессия - директор", г. Санкт-Петербург, №3, март, 2008 г.
Просмотров: 2367
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Лазаренко Елена. Родительские послания и жизненный сценарий
  • Остапенко Наталья. Родительские послания и предписания, формирующие наш жизненный сценарий
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Рудакова Е. В. Жизнь по сценарию
  • Дедова Рамзия. Всесильные родители и зависимые дети (2 часть)
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Сказки для девочек, девушек, женщин. Сценарий любви и создания семьи в любимых сказках
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дедова Рамзия. Всесильные родители и зависимые дети (1 часть)
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь