Обратная связь


Культурные сценарии: исторические события и интерпретация истории

Автор: Мюриел Джеймс   

История как интерпретация событий


Когда царил отлив
Три слова написал
Я на морском песке,
Весь мир свой в них  вместив.

Настал прилив и я

Вернувшись прочитать, что написал,
Нашел невежество свое лишь на песке.

Kahlil Gibran

 

Зависящее от влияния луны движение приливов и отливов представляет собой постоянную и вечно изменяющуюся модель. Отливы и приливы человеческой жизни, зависимые от влияния культурных сценариев, также являются моделями. Эти модели отражают сценарии, а сценарии часто основываются интерпретациях истории, и не всегда на исторических событиях.

Термин «история» вызывает много вопросов. Иногда он называет все события прошлого, иногда то, что зафиксировали письменные источники – достоверное знание или плоды воображения. Использование термина «событие» не вызывает проблем. Все полагают, что событие - «это то, что происходит». Проблема состоит в том, что разные люди часто по-разному воспринимают одни и те же события. Итак, что же верно? Вероятно, необходимо дать более точное определение истории. История связана с событиями, но не тождественна им. История – это устная или письменная  интерпретация историка, который решает, что прибавить, а что опустить, что представить более драматично, что скрыть, что смягчить, выделить или перепутать. Пересказ сценариев проходит похожий процесс. И часто на него влияют мнения, информация, стиль, ценности рассказчика и т.д. Провести абсолютно объективное историческое исследование, равно как и объективное исследование сценария, невозможно. Но все же, несмотря на наличие или отсутствие искажений, эти исследования направлены на поиск понимания и смысла.

Для изучения культурных сценариев очень важно знать исторический и  социальный контекст и вести точные и подробные записи. Опять же, это не возможно. До недавнего времени большая часть истории писалась мужчинами и основывалась на трактовках правящего класса  и правительственных источниках с уймой искажений, опущений и умалчиваний. Это сообщения о бесконечных войнах, захватах и завоеваниях, изложенные в книгах по истории, и практически ничего не известно о том, как живут обыкновенные люди -  в частности, дети и женщины. Это – искажение.   Историк Уилл Дюран (Will Durant) писал: «Что касается войн, то за последние 3421 год войны не велись только 268 лет. Так что и война – в  обыкновенном порядке событий». Это его интерпретация! Большая часть истории написана мужчинами. Если бы ее писали женщины, то отбор событий происходил бы по-другому (Janssen-Jurreit, 1982).

Ценность официальных церковных и правительственных документов также ограничена. Часто они скрывают или постулируют националистические, расовые, сексистские или этнические предрассудки. Например, описывая то, что мы знаем о ересях, колдовстве и крестьянских восстаниях в средние века, церковники не питали  сочувствия к причинам, побуждающим бунтовщиков. Это происходит и сегодня: очень часто сообщения "истэблишмента" (власть предержащих) практически лишены понимания, эмпатии и информации.

Как и отдельно взятые личности, газеты и телевидение также обнаруживают подобные искажения. Например, событие – происходит  землетрясение. Даются различные интерпретации: «Естественный катаклизм», «Наказание за наши грехи», «Предвестник конца света».

Другой пример, событие – силы ПВО сбивают пассажирский авиалайнер. Интерпретации русских: «Мы предупредили пилота, чтобы он не пересекал территорию наших военных установок. Он нарушил запрет, поэтому у нас не оставалось выбора». Интерпретация американцев: «Убийство невинных пассажиров – варварский поступок. Он доказывает, что этим людям нельзя доверять». Первую интерпретацию напечатали в незначительном разделе газеты, вторую – вынесли в заголовки. Третью интерпретацию дали студенты колледжей призывного возраста: «Господи, лишь бы не было войны!» Одно и то же событие было воспринято по-разному в силу разных причин и стало элементом, который смог изменить сценарии двух национальных культур и субкультуру студентов.

Вкратце, Гегель отстаивал теистическую интерпретацию истории. Он считал, что  Абсолютный Разум Бога мыслит разумами людей, делая их мудрее, и поэтому Бог влияет на историю. Он также верил, что логические способности человечества возрастают и этот рост есть цель истории. В отличие от интерпретации Гегеля интерпретация Маркса имела экономическую направленность и описывала социальную борьбу, вызванную неудовлетворенностью экономических потребностей.  Цель этой борьбы Маркс видел в достижении равенства и достатка для всех людей.  Оба ученых, с их субъективной точки зрения, были оптимистами, которые верили в идею неизбежного прогресса. Сегодня многие уверены в этом не так твердо. Пессимизм растет. Сценарий изменяется.

Между тем современные историки также оставляют свой отпечаток на сценарии, интерпретируя события, как, я полагаю, и этот автор и авторы других статей в этом Журнале. Каждый из нас имеет определенное субъективное недоказуемое мнение. Наше восприятие мира – ограничено.

Культурные сценарии и социальные изменения

Культурные сценарии определяют как общепринятые  и ожидаемые драматические модели, которые возникают в пределах определенного общества. Они определяются высказываемыми и невысказанными допущениями, в которые верит большинство людей внутри данной группы (James and Jongeward, 1971). Сюда включаются роли и другие жизненные ожидания – как жить, как любить и как умирать.

Субкультурные сценарии часто складываются под влиянием географии, языка, религии, возраста, пола, расы, этнической принадлежности или других общих факторов.

Семья может считаться малой субкультурой. Политические партии, религиозные, социально-экономические и расовые группы – даже профессиональные ассоциации – влияют на людей так же, как и родители. Кстати, Фрейд и психоаналитическая традиция для многих психотерапевтов становятся субкультурным Родителем.

Я полагаю, что создание сценария, культурного или другого, возникает не только из-за взаимодействия родителей и детей. На сценарии влияют и «значимые другие», братья и сестры, друзья, учителя. Например,  формирование субкультуры подростков часто формируется под давлением сверстников. То же можно сказать и о работниках определенных видов производства или бизнеса. Более того, на сценарии могут влиять естественные катаклизмы и национальные кризисы, приводя как к негативным так и позитивным результатам. (James, 1964).

Формирование культурного сценария может изменяться под воздействием кризисных ситуаций в государстве или на международном уровне (James, 1964). Ураганы, землетрясения, наводнения, засуха, чума, голод, войны и другие катастрофы постоянно вносят изменения в пьесу жизни страны и ее народов (Stewart, 1979). Могут уничтожаться целые группы, или (что менее драматично) полностью меняться их стиль жизни. Недавно подобное произошло в США, когда недостаток нефти и растущие цены на топливо вынудили многих людей изменить свои ценности и отказаться от роскоши и престижности больших дорогих автомобилей и пересесть на более экономные модели. Естественно в мудрости этого решения никто не сомневался.

Другой пример изменений в культуре до сих пор является предметом горячих споров. Это изменение произошло в ходе войны во Вьетнаме. До этого времени служба в армии, в общем, считалась делом почетным, даже достойным восхищения и, по крайней мере, гражданским долгом. Однако во время войны этот сценарий претерпел изменения. Прокатились протесты против Призыва и Войны, которые главным образом основывались на идее существовании других вариантов решения конфликта. Этот спор продолжается до сих пор, когда обсуждаются новые, но похожие проблемы. Теперь это вопросы о мудрости или отсутствия таковой при использовании атомного оружия, разоружения и военного присутствия в Центральной Америке.

Множество сценариев в эго-состояниях

Многие ассоциируют сценарии только с Детским эго-состоянием. Я полагаю, что сценарии можно обнаружить в любом эго-состоянии. Их можно анализировать. Их можно изменять.

Сценарии в эго-состоянии ребенок связаны с детским опытом и основанными на нем жизненными решениями, принятыми в то время. В детстве мы реагируем на указания и разрешения, предоставляемые родительскими фигурами, сверстниками и т.д., подчинением или бунтом. Однако, двое детей, имеющих практически одинаковый опыт, могут интерпретировать предписания абсолютно по-разному, так как обладают собственной уникальной позицией, с которой рассматривают историю свою личную и культурную историю (события). Независимое мышление может сформироваться, так как поощрялось в семье или школой,  а может – как реакция на отвержение. Это опыт Альберта Эйнштейна. Так как он рос в атмосфере ненависти к евреям, у него не было друзей. В старших классах школы у него, одинокого и застенчивого, случился эмоциональный срыв, и его отвергли как лицо с задержкой умственного развития, когда он провалил вступительные экзамены в университет. Эйнштейну пришлось уйти в свой внутренний мир и обнаружить собственные ресурсы, обнаружить способность мыслить, несмотря на негативные культурные ожидания.

Сценарии в эго-состоянии Родитель часто охватывают много поколений и обнаруживаются в культурных, религиозных, национальных или семейных традициях. Они обычно выражаются такими фразами как: «Это следует (или не следует) делать только так». Подобные сценарии иногда составляют часть Детского эго-состояния, а также инкорпорируются развивающимся Родительским эго-состоянием. Важно, что когда люди инкорпорируют родительские фигуры в эго-состояние Родитель, они инкорпорируют все три эго-состояния своих родителей. Естественно сюда входят и сценарии родительских фигур. Эти сценарии могут гармонировать или находиться в дисгармонии друг с другом. Например, если мать традиции жизни и религиозные убеждения матери кардинальным образом отличаются от убеждений и традиций отца, в Родительском эго-состоянии возникнет конфликт.

Сценарии во Взрослом обычно связаны с общими умениями и находят выражение в словах: «Так можно жить эффективной и полной жизнью». Подобные сценарии – технические ноу-хау. Хотя иногда отличить ноу-хау Взрослого от умений Родителя и Ребенка сложно, обычную деятельность Взрослого от сценарного поведения во Взрослом можно отличить при помощи простого теста. Нормальная деятельность Взрослого эго-состояния – обработка данных здесь-и-сейчас реальности и принятие решений на основе этих данных (James & Savary, 1977).

Следуя сценарию во Взрослом, мы действуем, используя технические навыки и устаревшую информацию, повторяя наши устаревшие решения. Это похоже на использование старого календаря, который когда-то был точным, вместо того, чтобы использовать новый календарь, точный сейчас. Другой пример: вождение машины – умение Взрослого. В то же время, многие водят так, как их когда-то научили. Они не водят «здесь и сейчас». Наоборот, они застряли в прошлом. Они не обновляют свои умения и в целях безопасности водят очень медленно, но отвергают ремни безопасности.

Курсы повышения профессиональной квалификации – один из способов, при момощи которого многие организации предоставляют возможности изменить сценарий. Из-за отсутствия дополнительного образования до сих пор используются архаичные медицинские процедуры, архаичные методы лечения, действуют архаичные законы.

Конфликт между внутренними сценариями

Многие ощущают, что внутри их эго-состояния происходит конфликт. Также существует гармония или дисгармония между эго-состояниями. Например, многие национальные, религиозные и фамильные культурные сценарии предписывают создавать большие семьи и устраивать большие семейные встречи с обширным взаимодействием. Подростки, находясь под влиянием сценария сверстников, могут взбунтоваться против семейных ожиданий, что они «должны находиться в семье». Некоторые могут решить стать одиночками, а не частью компании, чтобы избежать семейных трудностей. В таких случаях культурный сценарий в Родительском эго-состоянии не буде гармонировать со сценариями в Ребенке. В итоге возникает внутренний конфликт и амбивалентность.

Изучение национального языка – часть семейного  национального сценария ребенка, и поэтому записывается в виде сценария как в Детском, так и в Родительском эго-состояниях. Когда человек находится среди говорящих на другом языке, он  или она, скорее всего, будут испытывать смущение и нуждаться в новой программе для Взрослого – новом сценарии. Внутренний конфликт может ощущаться, если внутренний Ребенок сопротивляется в то время, когда происходит перепрограммирование Взрослого.

Конфликт, вызванный культурными сценариями, встречается очень часто. Помимо внутреннего конфликта многие переживают конфликты внешние: в школе, на работе, в сообществе, где доминантная культура отличается настолько, что человеку бывает очень сложно выжить физически и или психологически. В подобных ситуациях некоторые решают смешаться с новой культурой группы. Они ассимилируются в другую культуру, изменяя имена, стиль одежды, и другие обычаи (James & Jonegward, 1971). Общемировая тенденция носить джинсы отражает процесс ассимиляции в мировой культуре. Но не все хотят ассимилироваться. Некоторые хотят гордиться своей идентичностью. Они сохраняют то, что делает их уникальными. Грациозная индианка, одетая в сари в культурной среде, где сари – непривычная вещь, отстаивает свою идентичность.

Когда люди подчиняются или борются со своим культурным сценарием, они, как правило, действуют из позиции послушного или бунтующего эго-состояния Ребенок.

Но не всегда. Бунтарские действия часто осуществляются интегрированным, обновленным, деконтаминированным Взрослым, который, руководствуясь этикой, решает, какие изменения следует внести в культурный сценарий и продумывает, как провести эти изменения

С другой стороны Взрослый, который оценивает ситуацию и решает, что было бы мудро подчиниться, чтобы уберечь себя от мучений или смерти от рук других, может использовать и подчинение.

Те, кто имеют в своем Родительском эго-состоянии нового здорового родителя, могут использовать эту часть своей личности при оценке адекватности старых и новых ценности и моделей поведения. Новый сильный Родитель способен защитить и воодушевить Ребенка, предоставив новые разрешения, например, высоко ценить свою культуру и знакомиться с культурами других людей. Мне кажется, что большинство культурных норм живут благодаря культурным сценариям, которые пишутся и передаются из поколения в поколение из-за существования «коллективных» эго-состояний (James, 1975).

Коллективные эго-состояния и культурные сценарии

Сценарнообусловленное низкое положение женщин на социальной лестнице во всех культурах и во все времена – яркий пример «коллективных» эго-состояний, содержащих убеждение, что место женщины – с краю, в подчиненной позиции – несмотря ни на что. Вот такая всемирная контаминация, охватывающая и мужчин и женщин! Подобные контаминации существуют и сегодня. Например, древняя еврейская традиция, полностью ориентированная на маскулинность и имеющая анти-феминный характер, до сих пор находит отражение в ежедневной молитве ортодоксальных евреев: "Banish Atah Adonai, Elohaynu Melek Ha-Olam, SHELOH ASSANI YISHAH." (Благословен промысел Твой, О Господь, Наш Бог и Царь Вселенной, что Ты не создал меня женщиной).

Антифеминизм часто следует в тесной связке с антисексуальностью и унижением. Аристотель, философ и историк (384 -322 до н.э.), заявлял, что женщины появились в результате неудачной попытка творения, которую нарушил влажный южный ветер. По Аристотелю, «мы должны считать женский характер одним из естественных дефектов» (цитируется по De Beauvoir, 1953).

Фома Аквинский, блестящий историк-схоласт (1223-1274 н.э.),  дополнил сценарное послание Аристотеля о том, что женщины – это дефектно сотворенные мужчины, «неполноценные и случайные…мужчина, вышедший неудачно» (James, 1973).

Фрейд, несмотря на громадный вклад в современную психологию, как и Аристотель, негативно отзывался о женщинах из-за «отсутствия» пениса. Предрассудки этого культурного сценария выражаются такими фразами как «гораздо более совершенное приспособление мальчиков», «ее недоразвитый клитор», «общая неполноценность» и «первичная сексуальная недоразвитость» (Freud, 1964).  Как он писал Марии Бонапарт, он никогда не мог понять, чего же хочет женская душа (Jones, 1953).

Наконец-то культурный сценарий в коллективном эго-состоянии большей части населения мира изменятся, так как изменяется манера интерпретации исторических событий. Многие мужчины и женщины, индивидуально и в группах, используют коллективное Взрослое эго-состояние в борьбе против неравенства и открывая для себя и других преимущества изменения.

Они планируют стратегию, создают контракты и действуют. На это направляется и часть энергии Детского эго-состояния, которое во многих частях света получило новые разрешения думать о культурных нормах и их современном значении. В некоторых частях мира коллективный контролирующий Родитель противостоит подобным изменениям. В то же время мудрый, лучше информированный, заботливый коллективный Родитель встает на сторону Взрослого и Ребенка.

Вопросник для выявления культурного сценария

«Встать на позиции» или «встать на сторону» в любой ситуации отражает убеждение, что одна сторона права, а другая – нет. Человек с крупицей мудрости и четкой этической позицией изберет сторону, которая поддерживает общечеловеческие права в развивающейся мировой культуре и многих субкультурах, а также «сторону», которая поддерживает права отдельных людей.

Я полагаю, что для исследования индивидуального сценария – чрезвычайно важно осознать культурный сценарий. Для этого и предназначен данный вопросник.

Вопросник для выявления культурного сценария

Опишите опыт соприкосновения с каждой из следующих культур в трех-пяти словах. Субкультуры могут быть социальными, этническими, географическими, социально-экономическими, религиозными и т.д. (Выберите субкультуры, которые оказали или оказывают наибольшее влияние на Вашу жизнь).

 

Доминантная национальная культура

Моя

семейная культура

 

Субкультура 1

 

Субкультура 2

Перечислите достоинства каждой культуры

 

 

 

 

Перечислите недостатки каждой культуры

 

 

 

 

Перечислите распространенные девизы, поговорки, фразы или жаргон каждой культуры

 

 

 

 

Перечислите героев, типы персонажей, мифы, легенды каждой культуры

 

 

 

 

Какие чувства испытывают люди, принадлежащие к данной культуре, когда что-то не ладится?

 

 

 

 

Как большинство людей, принадлежащих данной культуре, действуют, когда что-то не ладится?

 

 

 

 

Укажите сценарные темы каждой культуры

 

 

 

 

Отнесите данные культуры к конструктивным, деструктивные или бесперспективные

 

 

 

 

Как проявляется согласие между вашими культурами,  как проявляется конфликт?

 

 

 

 

Какие стороны Вашего культурного сценария Вы чаще всего задействуете? Как?

 

 

 

 

Каким образом каждое из Ваших эго-состояний задействовано в Вашем культурном сценарии?

 

 

 

 

Что конкретно Вам нужно изменить в себе, чтобы улучшить свой культурный сценарий?

 

 

 

 

Просмотров: 1138
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Хлебова Вероника. Как мы попадаем «в Жертву» и каковы ее любимые сценарии?
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Макаров В. В., Макарова Г. А. Сценарии мужские и сценарии женские
  • Гусаковский В.Е. Насилие: заболевание или элемент культуры
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          
    <НА ГЛАВНУЮ>