Модель воспитания родителей, основанная на трансактном анализе

Автор: Горячев М.Д. и др.   

Трансактный анализ - это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния  и  взаимоотношений  между  людьми,  которая  рассматривает развитие личности в социальном окружении. Основы данного направления разработал Эрик Берн, по мнению которого жизнь - это борьба между двумя противоположными силами: с одной стороны, человек стремится к близости с другим человеком, но с другой стороны, психические и биологические факторы препятствуют проявлениям у взрослого человека чисто детской непосредственной близости.

Теорию трансактного анализа применяли в воспитании родителей такие ученые, как М.Джеймс и Д.Джонгвард.

Философское развитие модели

Согласно  теории  трансактного  анализа,  личность  каждого  индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием "Я", собственным состоянием. Это способ восприятия действительности, анализа получаемой  информации и одновременно реакция индивидуума  на эту действительность.  Человек  может ощущать,  оценивать  действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

"Ребенок" в личности - это спонтанность, творчество и интуиция. С этим связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая  часть личности, поскольку в ней  представлено все самое естественное в человеке.

"Взрослый" в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. В развитии личности индивидуума с областью "взрослого" связано все сознательное: начиная с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и продвигаясь к формальному, абстрактному мышлению.

Положение "родителя" в личности человека по своей структуре соответствует категории superego в теории личности З.Фрейда. Она включает в себя  приобретенные  нормы  поведения,  привычки и  ценности.  Согласно этой  теории,  поведение  авторитетных  людей  в  социальном  окружении учит определенным нормам поведения и способам действия личность, которая воспринимает их через свою "родительскую" часть.

Все три  начала  в  личности  человека  развиваются  постепенно  и  во взаимодействии с окружающей социальной средой.
М.Фин перечисляет все основные направления трансактного анализа, вычленяя из них наиболее типичные утверждения:

- все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научиться испытывать не только это;
- в личности каждого человека уживаются ребенок, взрослый и родитель;
- испытания в процессе развития человека могут привести к формированию здоровой или нездоровой личности;
- ребенок делает определенные выводы относительно себя уже в раннем (дошкольном) возрасте, и это отражается на его представлениях о мире, верованиях и поведении;
- люди могут обладать самосознанием и активно участвовать в развитии своей личности;
-  положительное  влияние ( забота,  возможность  быть  услышанным, уважительное отношение, любовь и т.д.) и позитивное восприятие являются главным фактором, определяющим развитие здоровой личности.

Задачи  воспитания  родителей,  основанные  на  модели  трансактного анализа, коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансактного анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье. Модель учит родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребенка.

По данной теории, во взаимоотношениях между людьми существует три основных типа коммуникации:
1) дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне;
2) пересекающиеся (перекрестные) трансакции, при которых состояние сторон не соответствует друг другу;
3) скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме.

Родителей учат анализировать взаимоотношения в семье с помощью таких основных понятий. Это делается с целью научить взрослых общаться и замечать перекрестные и скрытые трансакции там, где они есть.

Основные  понятия трансактного  анализа  и  технику  их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать  себя  творчески,  т.е.  основная  задача  воспитания  родителей - научить  членов  семьи  взаимным  компромиссам  и  умению  пользоваться ими в других социальных сферах.

В  модели,  основанной  на  трансактном  анализе,  постоянно  подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Так что "лучше всего можно  помочь  детям,  помогая  их  родителям" (Т.Харрис).  Трансактный  анализ  как  бы подчеркивает возможность изменения: "Человек меняется по  мере  того,  как  его  взрослый  берет  бразды  правления  в  свои  руки" (Т.Харрис).  Весь  образ  жизни  семьи  может  измениться  в  результате  применения  методов  трансактного анализа.

 

Источник:
М.Д. Горячев, А.В. Долгополова, О.И. Ферапонтова, Л.Я. Хисматуллина, О.В. Черкасова
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Самара, 2003

Просмотров: 1483
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Володин Б.Ю., Володина Л.Н. Использование трансактного анализа в онкологии
  • Мэри О'Рейли-Нэп, Ричард Г. Эрскин. Ключевые концепции Интегративного Трансактного Анализа
  • Макарова Г. А. Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Макарова Г. А. Консультирование в концепции трансактного анализа при переживании горя
  • Гудкова Н.С. Личностная переориентация педагогов колледжа с использованием трансактного анализа
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Теория транзактного анализа
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Шитов Е. А., Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Случай психотерапии симбиотических взаимоотношений в родительской семье больного алкоголизмом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь