Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий

Автор: Максимова Е. В.   

Предметом исследования стала структура личности ИТ-менеджеров, а объектом влияние соотношения компонент структуры личности на профессиональную успешность.

Исследование было проведено на основе трансактного анализа. В нашем исследовании трансактный анализ помог подвести теоретическую базу и дал инструмент для исследования структуры личности.

Материалом для проведения исследования послужило изучение представлений о тех важных качествах личности ИТ-менеджера, которые определяют его профессиональную и личную успешность, с последующей разработкой на их основе обоснованных критериев успешности.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что соотношение компонент структуры личности является определяющим фактором в последующей профессиональной успешности человека, был использован терапевтический опросник структуры личности - «Шкала личностных черт - Р - Д - В» (Родитель – Взрослый - Ребенок).

Нет сомнений в том, что решающее значение в становлении успешного ИТ-менеджера имеет динамика его личностного развития. «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности» [8].

В современном отечественном профессиоведении всё чаще на первый план выступает профессионал, чья личность и ценностно-смысловая сфера одновременно определяют результат труда и сами претерпевают изменения вследствие производимой деятельности [3].

Роль информационных технологий (ИТ) в развитии общества возрастает в связи с переходом от постиндустриального общества к информационному (в индустриальном обществе основную долю внутреннего валового продукта (ВВП) занимает производство, в постиндустриальном обществе - услуги, в информационном обществе - услуги в области ИТ). В связи с этим повышается значимость работы ИТ-специалистов для общества и бизнеса. Информационные технологии включают в себя уже не столько инструментарий, сколько организацию бизнеса, взаимодействия людей. Соответственно, решающее значение приобретает самообразование и саморазвитие людей, работающих в сфере информационных технологий. К сожалению, современные образовательные программы не готовят менеджеров в сфере ИТ.

Важнейшую роль в профессионализации играет становление профессионального самосознания, выражающееся в профессиональной идентичности. Профессиональную идентичность будем рассматривать как «многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность в профессиональной деятельности» [9].

С одной стороны, развитие общества и, в частности, бизнеса, требует повышения степени влияния ИТ-менеджера на изменения, происходящие с ним. С другой стороны, существует потребность понять и обосновать суть изменений в личности ИТ-специалиста, происходящих в процессе его профессионального роста. Также существует потребность разработать способы влияния на эти изменения для создания более профессионально успешной личности в условиях формирования информационного общества.

В рамках данной проблемы мы провели исследование структуры личности менеджеров, работающих в сфере информационных технологий. Исследование было посвящено измерению соотношения компонентов структуры личности ИТ-менеджеров и нахождению взаимосвязи между этим соотношением и профессиональной успешностью.

Предметом исследования стала структура личности ИТ-менеджеров, а объектом - влияние соотношения компонент структуры личности на профессиональную успешность.

Исследование было проведено на основе трансактного анализа. Стремительное развитие трансактного анализа шло параллельно с не менее быстрым ростом экономики и технологий (что ещё раз подтверждает актуальность и своевременность этого подхода).

Современный мир также переживает стремительный рост экономики и технологий. Информационно-технологический бум в корне меняет наши взгляды на время и пространство. Ещё никогда в истории человечества не было столь высокой степени свободы и, вместе с тем, столь высокой степени связанности людей друг с другом. Многообразие и усложнение структурных связей в современном обществе объективно усиливает возможности трансактного анализа и умножает предпосылки для его применения. Достаточно сказать, что первое упоминание о трансактном анализе относится к 1957 году. Он был разработан как специальный метод групповой психотерапии. И уже сейчас является мощной современной теорией, результатом развития психоаналитической и гуманистической концепций.

Современный трансактный анализ представляет собой теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии. Международная ассоциация трансактного анализа определяет его, как теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности. Современные психологи пишут о трансактном анализе следующее: «Трансактный анализ можно определить как динамическую психотерапию З. Фрейда в сочетании с более гуманистическим, философским подходом, особым вниманием к изменению поведения и мышления в сочетании с хорошей подачей материала. Трансактный анализ - отличный пример терапии, базирующейся на прекрасной теории, открыто раскрывающей перед обществом свои воззрения. Трансактный анализ - важная часть образования хорошего терапевта» [7].

Согласно концепции Э. Берна, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при активном участии его близких, прежде всего - родителей. Человек часто принимает в настоящем решения, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса - реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей. В данном случае, исходя из потребностей и возможностей человека, находящегося в постоянно изменяющейся среде современного технологического общества [1].

В нашем исследовании трансактный анализ помог подвести теоретическую базу и дал инструмент для исследования структуры личности. Материалом для проведения исследования послужило изучение представлений о тех важных качествах личности ИТ - менеджера, которые определяют его профессиональную и личную успешность, с последующей разработкой на их основе обоснованных критериев успешности.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что соотношение компонентов структуры личности является определяющим фактором в последующей профессиональной успешности человека, мы использовали терапевтический опросник структуры личности «Шкала личностных черт – Р - Д - В» (Родитель - Взрослый - Ребенок). Опросник предназначен для быстрого и легко проводимого измерения структуры личности в групповом психологическом тренинге, консультировании и терапии в традициях трансактного анализа. Он создан на основе аналогичной шкалы американского психиатра Ч.Е.Шеффера (1976).

Опросник создан на основе обследования более тысячи человек. Опросник разработан в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей. Он применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях трансактного анализа. Валидность полученных результатов доказана. Опросником выделяются и измеряются следующие компоненты личности:

Способствующий развитию компонент Родитель — адаптивный компонент Родитель, включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Для него характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей проявляется в таких чертах как: уважение, правдивость, понимание, близость.

Консервативный компонент Родитель — подавляющий, косный, обесценивающий Родитель, высококритичный, карающий, консервативный, неадаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.

Рациональный компонент Взрослый — адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее; ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ориентированное на разрешение проблем.

Иррациональный компонент Взрослый — с искаженным чувством реальности и искаженной способностью получать и обрабатывать информацию, что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптации в социуме.

Позитивный компонент Дитя — преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, адаптирующийся ребенок.

Трудный компонент Дитя - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация.

В описываемом исследовании нормативные данные получены от менеджеров, работающих в разных компаниях сферы информационных технологий Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга.

Для того чтобы проследить, какое влияние оказывает структура личности на профессиональную успешность, были определены критерии успешности. В данном случае мы разделили испытуемых на две группы. Критерием разделения послужила степень профессиональной успешности опрашиваемых лиц. На основе критериев успешности выделены две группы: «успешные менеджеры» - 37 человек, «обычные менеджеры» - 35 человек.

В случае для первой группы «успешных менеджеров» характерно:
1. Большая степень свободы в принятии решений.
2. Высокий процент ответственности за успех развития бизнеса.
3. Наличие подчиненных.
4. Высокая заработная плата.
5. Мнение о себе как об успешном в профессиональном плане человеке.

Для второй группы «обычных менеджеров» характерно:
1. Отсутствие необходимости самостоятельно принимать решения, исполнительские функции.
2. Ответственность только за свою работу.
3. Отсутствие подчиненных.
4. Отсутствие мнения о собственной профессиональной успешности.

В соответствии с перечисленными выше критериями и на основе трансактного анализа было проведено исследование структуры личности ИТ-менеджеров двух групп и установлена взаимосвязь между соотношением компонентов структуры личности и степенью профессиональной успешности.

В таблице 1 приводятся данные по группам «успешных менеджеров» и «обычных менеджеров». Ниже приведена лепестковая диаграмма к таблице 1.

Наиболее четко структурная зависимость проявляется у исследуемых менеджеров с общим показателем личности не ниже 1,5. Поэтому для исследования отобраны только эти анкеты. В тех анкетах, где показатель ниже 1,5 мы думаем, что данные искажены эмоциональным отношением к анкетированию или заполнены нечестно. У «успешных менеджеров» общий показатель личности выше, чем у «обычных». Обращает на себя внимание тот факт, что у «успешных» людей самый высокий показатель - Взрослый, а у «обычных» - самый высокий показатель - Родитель. Значительны различия и по компоненту Дитя. Причем у «обычных менеджеров» показатели достоверно ниже, чем у успешных».

Вместе с тем видно, что у «успешных» людей все показатели больше половины возможного. А у «обычных» компонент Дитя имеет показатель около половины возможного.

Далее на диаграммах четко видна направленность личности «успешных менеджеров» и «обычных менеджеров» в отдельности по каждой компоненте.

Общий взрослый показатель (ОВ) у «обычных менеджеров» несколько хаотичен и рассредоточен по всему полю, тогда как у «успешных менеджеров» четко прослеживается стремление к увеличению. Таким образом, мы делаем вполне обоснованный вывод о том, что высокий показатель (ОВ) является одним из критериев успешности менеджера сферы информационных технологий.

На рисунке 4, представленном ниже, можно посмотреть, как ведут себя показатели Общий родитель (ОР).

На рисунке 4 видно, что при более низком общем показателе всей личности, общий показатель (ОР) у «обычных менеджеров» достаточно высок. Тогда как у «успешных» он высок только в случае очень высокого общего показателя личности. Это говорит о том, что преобладание родительской компоненты личности не является потенциалом к её успешности и состоятельности в профессиональном плане.

Детская составляющая личности (ОД) у «успешных менеджеров» выражена более четко, чем у «обычных» и находится примерно на одном уровне. Тогда, как у «обычных менеджеров» она рассредоточена по всему полю.

Для более наглядной демонстрации полученных результатов мы провели сравнение результатов исследования здоровых успешных менеджеров, обычных менеджеров, подростков и больных людей.

Для проведения этого сравнения мы использовали данные ранее проведенных исследований для других категорий граждан. А именно: подростков; людей, больных шизофренией; людей, больных алкоголизмом [10]. Результаты сравнения представлены в таблице 2 и лепестковой диаграмме к таблице 2.

Как видно из таблицы, несмотря на то, что использованы разные варианты опросников, показатель компонента Взрослый преобладает только у успешной категории работников. У всех остальных категорий и здоровых, и больных преобладает компонент Родитель. Компонент Дитя у подростков и здоровых обычных людей развит одинаково.

Рациональный компонент Взрослый у подростков развит слабее, и очевидно, что нужно работать над развитием этого компонента особенно. Видно, что развитие родительского компонента у успешных людей и подростков близкое, тогда как развитие компонента Взрослый резко отличается.

У здоровых людей показатели всех трех компонентов личности выше, чем у людей, больных шизофренией и алкоголизмом. И если компонент Родитель во всех названных группах различается не столь резко, то в компоненте Взрослый отличия носят очевидный характер. У здоровых людей показатели более чем в 2 раза выше, чем у больных. А у успешных менеджеров выше, чем у обычных. Тогда как различия между людьми, больными шизофренией и людьми, больными алкоголизмом практически отсутствуют.

Значительны различия и по компоненту Дитя. Причем у людей, больных алкоголизмом, показатели достоверно ниже, чем у здоровых людей.

Таким образом, отчетливо прослеживается тенденция: чем сильнее выражен компонент Взрослый, тем успешнее и эффективнее развивается и функционирует личность.

Данное исследование так же позволяет вычленить адаптивную и неадаптивную составляющую каждой компоненты. Сравнение влияния адаптивной и неадаптивной компоненты приведено в следующей таблице 3 и лепестковой диаграмме.

Из таблицы и диаграммы видно, что консервативный Родитель проявляет себя в равной степени у успешных людей и у обычных.

Таким образом, становится ясно, что технологии трансактного анализа могут помочь понять особенности структуры личности и соответственно предпринимать шаги по достижению автономии, основными компонентами которой являются осознание, спонтанность и способность к интимности.

При этом автономия предполагает также умение решать различные проблемы, используя все ресурсы взрослой личности (быть успешным).

В достижении профессиональной успешности основными факторами, как мы считаем, являются активизация и укрепление Взрослого эго - состояния, а также делегирование ему исполнительных полномочий. Это наглядно видно из результатов проведенного исследования, которое показало, что основным источником профессиональной успешности является развитое зрелое Взрослое состояние. Это подтверждается функциями, которые взрослое состояние имеет. Можно назвать эти функции составляющими успеха.

Функции Взрослого мы видим в следующем:

Взрослый принимает на себя всю ответственность за свои сознательные решения.

Взрослый осознанно выбирает, какое эго-состояние активизировать в настоящий момент. Взвешивает все «за» и «против». Решает, использовать ли старый опыт или синтезировать новую стратегию и получить новый опыт.

Опыт и информация, поступающая от эго-состояний Родитель и Ребенок, анализируются и перерабатываются. Окончательное решение человек принимает, находясь во Взрослом эго-состоянии. Причем оптимальным является решение, которое соответствует интересам всех трех эго-состояний.

Взрослое эго-состояние контролирует функции Родительского и Детского, прерывает диалог между ними, если он деструктивен или вызывает болезненные переживания, и способствует его возобновлению, если в этом есть необходимость. Для того чтобы сознательно взять в свои руки исполнительную власть, человек должен тренировать и использовать свое эго-состояние Взрослый. У Берна есть хорошая метафора: «Если в чьем-то доме не слышно радиоприемника, это не значит, что его нет. Он просто не включен» [2].

Взрослое эго-состояние укрепляется по мере его использования. Одним из важнейших элементов укрепления Взрослого эго-состояния является образование, постоянное обучение. Приобретение новых знаний и информации расширяет ресурсы. Это особенно важно для специалистов, работающих в области информационных технологий, так как эти технологии совершенствуются стремительно. Самопознание - важный элемент образования, и он необходим для человека, который стремится быть успешным и счастливым.

Данное исследование позволяет в дальнейшем разработать рекомендации, направленные на повышение успешности личности путем влияния на структурные компоненты личности ИТ-менеджеров.

Исследование также показало, что для успешного функционирования все компоненты личности — Родитель, Взрослый и Ребенок должны быть развиты в гармоничной пропорции, когда все внимание концентрируется исключительно на обучении и развитии взрослой субличности, то детская составляющая очень часто начинает обижаться или бунтовать.

Родители также могут брюзжать или критиковать все и вся, обесценивая результаты работы. Для достижения успеха очень важно любить и баловать семью своих субличностей.

Большинство людей предпочитает в жизни использовать лишь Взрослое и Родительское эго-состояния. Детское же эго-состояние игнорируется и часто воспринимается просто как помеха. В результате человек становится раздражительным, излишне требовательным или плаксивым. Ему кажется, что у него одни обязанности и нет прав даже расслабиться и получить удовольствие. Чтобы избежать таких ситуаций и уменьшить груз переживаний, полезно сделать что-нибудь приятное Вашему Ребенку.

Обращаясь к проведенному исследованию, вспомним: у категории «успешных менеджеров» компонент Ребенок был выражен более ярко. И это, несомненно, дало им возможность более ярко проявить себя и более успешно функционировать.

В заключение хочется сказать, что анализ существующих в наше время тенденций в развитии экономики, связанных в том числе с консолидацией разных отраслей производства, ростом числа компаний высокотехнологического сектора, повышенное внимание к достижениям в сфере коммуникаций, требуют пересмотра подхода к обучению ИТ-специалистов в высшей школе, становлению личности профессионала в ИТ-отрасли за счет постоянного самообразования и саморазвития. Также исследованные психологические особенности личности, отвечающей запросам развивающейся ИТ-индустрии и экономики, в целом, дают возможность понять особенности становления профессиональной успешности, особенности структуры личности на разных этапах подготовки и профессионализации ИТ-специалистов. Таким образом, результаты исследования могут быть использованы для создания системы личностно и профессионально ориентированной подготовки ИТ-менеджеров, а также представителей других бизнес-специализаций, для создания системы профотбора, а также как основа для проведения личностных тренингов с исследуемой категорией работников. Если переходить на язык трансактного анализа, можно сказать, что в складывающихся социально-экономических условиях исследование подтвердило приоритетную значимость взрослого эго-состояния.

Взрослое эго - состояние интенсивно развивается всю жизнь, вбирая в себя новый опыт, информацию, стратегии. Интегрированный (или объединяющий) Взрослый - заключительная стадия развития личности - аккумулирует все лучшее из Взрослого, Родительского и Детского эго-состояний. Э. Берн (1961), а затем его последователь Ричард Эрскин (1975) это объединенное эго-состояние снова делят на три части: на ценности Родителя, опыт Ребенка и стратегии «здесь и сейчас» Взрослого. В практике восточной версии трансактного анализа объединяющий Взрослый - это новое, однородное эго-состояние, которое предпочтительнее не делить.

Люди изменяются. Изменяются не только потому, что понимают старые паттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этих паттернов. Задача педагогов и психологов - помочь им в этом. И тогда осуществляемые ими изменения могут стать адекватными и устойчивыми.

Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Под ред. В.В. Макарова и Б.И. Хасана. – Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1995 . – 172 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди , которые играют в игры: Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? / Пер. с англ. под ред. Н. Бурыгиной, Р. Кучкаровой . – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – 640 с.
3. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, «Психология», 2000, № 1, 48-56 с.
4. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. – 2-е изд., перера б. и доп . – М.: Академический Проект, 2000. – 416 с.
5. Макаров В. В. Психотерапия нового века. - М.: Академический Проект; ОППЛ, 2001. – 496 с.
6. Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ — восточная версия. - М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002. – 496 с.
7. Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии. Пер. с англ. И.В. Королева. – М.: Независимая фирма «Класс» , 1999. – 480 с.
8. Кочюнас Р. Б. Психотерапевтические группы: теория и практика. Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2 000. – 240 с.
9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ, 2004.- 250 c.
10. Результаты исследования предоставлены Профессиональной психотерапевтической лигой Российской Федерации. Использованы разные варианты опросников.

 

Источник:
Научно-практический журнал "Вопросы ментальной медицины и экологии", т. XIV, № 4, 2008

Просмотров: 1812
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Макарова Г. А. Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Мэри О'Рейли-Нэп, Ричард Г. Эрскин. Ключевые концепции Интегративного Трансактного Анализа
  • Русецкая Жанна. Взрослый доволен свой жизнью
  • Гудкова Н.С. Личностная переориентация педагогов колледжа с использованием трансактного анализа
  • Макарова Г. А. Консультирование в концепции трансактного анализа при переживании горя
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Володин Б.Ю., Володина Л.Н. Использование трансактного анализа в онкологии
  • Меринов А. В. Сценарные аспекты поведения жен мужчин больных алкоголизмом
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Анализ игр как метод транзактного анализа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь