Мир шизоидной личности

Автор: Ольга Кривова   

О психическом заболевании «шизофрения», возможно, лучше напишут психиатры. Шизофрения может быть результатом как наследственной патологии, так и приобретенной.

Как психолог, я могу высказать одну из точек зрения на шизоидное состояние личности или – как писал Э. Берн – «шизоидный характер» с позиции Трансактного анализа. Термин «шизоидный» произошел от греческого слова «схизис» и означает «расщепление». В случае формирования шизоидной адаптации личности это расщепление Детского эго-состояния,  состояния «Я»: есть «Я – безопасное» и есть «Я -  небезопасное».

Такое расщепление формируется как шизоидная защита личности в период выживания от 0 до 6 месяцев. Это первичная травма, которая  всегда будет связана с взаимоотношениями мать – дитя. Основная трудность ребенка  в этот период связана с обстоятельствами возникновения доверия и интимности, когда отсутствует адекватный отклик на физиологические и эмоциональные потребности ребенка. Обычно такое происходит, когда родители холодные и эмоционально отстраненные. Они сами испытывают трудности с коммуникацией и в первую очередь с невербальной коммуникацией. Это очень важно для  ребенка, так как сначала он не умеет говорить и мыслить словами. Ребенку жизненно важно чувствовать эмоциональный и физический контакт с матерью, практически полную слитность с ней.

Бывает, что мама допускает небольшие   промахи в «подстройке»: там не ответила на улыбку ребенка,  на его призыв, там обесценила его потребность в ласке, отвергла, наказала и т.д.  Из этих  маленьких несоответствий (коммулятивных травм) формируется  настоящая травма, как из маленьких песчинок  формируется настоящая дюна. Постепенно нарушается взаимосвязь между матерью и ребенком. Ребенок не чувствует себя принятым в отношениях с родителем и не чувствует безопасности. И для того, чтобы выжить ребенок начинает адаптироваться к требованиям окружающего мира. Естественные потребности и функции организма человека отщепляются и прячутся (подавляются и отрицаются), а приспосабливающийся социальный фасад становится  как будто собственным «Я».

Ребенок   все больше и больше прячется в свой собственный мир. Его внутреннее «Я»  становится безопасным и это то место, куда он может уйти в ситуации стресса. Это может быть его личная «норка», «матка», где действительно хорошо и безопасно. И туда человек периодически уходит.  Он формирует  такое место в себе навсегда. В ситуации опасности или  стресса шизоидная личность будет защищаться уходом  - убегание по типу ухода в себя. Чуть что, он как черепашка, прыг в панцирь  и закрылся, там ему хорошо, тепло, там «Я» находится в каком-то непонятном месте, и человек сам  не понимает и не может его описать, потому, что в том периоде у него еще не было слов. Для внешнего мира появляется   «Я - небезопасное»,  фасад. Здесь истинное «Я» прикрыто безопасным фасадом, которое заведомо будет принято окружающими.

Человек находится в состоянии постоянных противоречивых желаний: спрятаться от мира, от людей  или быть в контакте с другими людьми. У человека есть огромная потребность в любви и привязанности, поскольку в детстве он не получил безусловной любви, уважения, заботливого обращения к нему как к личности со своими правами и потребностями. Многие клиенты говорят о том, что проживают отношение к себе, как к вещи.  Или описывают случаи, когда родители  вторгались в  их физическое пространство.

Так же ребенок мог в раннем возрасте пережить разрыв привязанности и депрессию брошенности, которые возникают по разным причинам. Либо ребенок, либо мама попали в больницу, либо другие жизненные  ситуации. Изначально  межличностные отношения для него  становятся небезопасными, поэтому они до сих пор  могут вызывать у человека тревогу и страх.

Многие клиенты говорят о том, что они чувствуют себя небезопасно рядом с другими людьми. Им небезопасно быть самими собой, проявляться так, как они хотят в своем окружении и в обществе. Они выстраивают фасад из  ложного «Я», которое устраивало бы других людей, пряча таким образом себя. Шизоидные клиенты часто будут говорить о том, что в обществе людей они как будто бы «сидят в стеклянной банке и сидят внутри», а все остальные люди за ее пределами. Такое ощущение  отрезанности от остального мира может вызывать страх сумасшествия. Как правило, шизоидные клиенты отрезают себя и от своих чувств. Они испытывают серьезные трудности, которые связаны с оценкой реальности, в основном с тем,   насколько окружение действительно опасно для них.  Они обычно очень чувствительны к изменению пространства, окружения, к межличностной дистанции.

Они могут игнорировать и телесные ощущения. Известный пример, когда  человек долго сидит в одной позе, не меняя ее, например  как писатели или «компьютерщики» и  у них естественно затекают ноги. Человек встает и падает – он просто не чувствует свое тело.

Таким образом, основные проблемы, с которыми клиенты приходят в терапию это:

1. Нарушение доверия к людям и к миру

2. Нарушение личностной безопасности

3. Проблемы  с установлением отношений и  межличностной дистанции

4. Чувствительность к вторжению в их физические границы

5. Экзистенциальные проблемы

6. Скука и бессмысленность существования.

Работая над этими проблемами, процесс психотерапевтической помощи будет напоминать «заботливое взращивание» внутреннего Ребенка. Это необходимо  для того, чтобы человек смог в безопасной  обстановке прочувствовать свои истинные чувства и потребности, осознать свои права и получив от терапевта достаточно тепла и уважения, «родиться заново», как «полноправное человеческое существо».

 

Источник:
Психологический кабинет Ольги Кривовой

Просмотров: 1334
Категория: Психоанализ, Психология, Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Хлебова Вероника. Раненый Ребенок больше не одинок
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Маринец Алина. Исцеление Внутреннего Ребенка
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Панюкова Ксения. Убить Адаптивного Ребенка
  • Кирилюк С. С. Игры медицинского мира
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Папуш М. П. Внутренний Ребенок
  • Веселкова Елена. Проблемный ребенок
  • Внутренний ребенок
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Болтян В.А. Когда мы итожим…
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Панюкова Ксения. Выход из Драматического Треугольника – есть!
  • Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.) Когда разговор о потребностях и обидах не работает
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Юденкова О. С. Трансактный анализ ситуации общения «инспектор ОДН – подросток»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь