В своем внутреннем мире ни один здоровый человек не является однородным, внутри нас живет множество различных «Я», их можно назвать персонажами или субличностями. Некоторым так трудно это представить, что они говорят: «Да что Вы, нет у меня никаких частей! Я же не шизофреник! Я не разговариваю сам с собой. Я чувствую себя целостным». Это примерно то же самое, что сказать: «Да нет у меня никаких печенок и желудков! Я же целостный».
Чтобы понять природу психологических трудностей личности в каждом конкретном случае, нужно разобраться в этом многоголосие внутренних персонажей, а для этого полезно знать структуру психики в целом. Структура психики – это абстрактная модель, существующая в нашем представлении, а не нечто физическое в нашем организме, поэтому разные авторы предлагают различные модели, которые, как правило, дополняют, а не исключают друг друга.
Чтобы давать объяснения клиентам, очень удобно использовать модель Эрика Берна, основателя транзактного анализа. Он строил свою теорию так, чтобы основные термины были понятны 8-летнему ребенку. Соответственно, по Эрику Берну, наша психика включает Внутреннего Родителя, Внутреннего Взрослого и Внутреннего Ребенка. Внутренний Родитель связан с образами наших родителей и заботящихся о нас фигур такими, какими мы их помним в нашем детстве. Эта часть нашей психики содержит правила и заперты, некоторые из них оправданы, некоторые иррациональны, чрезмерны и даже вредны. Внутренний Родитель в своих репликах использует слова «нужно», «должен», «обязан». Внутренний Взрослый – это та часть нас, которая рационально анализирует факты, тестирует реальность. Используемое слово – «считаю». Внутренний Ребенок – это мы сами в детстве, используемые слова – «хочу», «люблю», «нравится». В этой нашей части находится творческая энергия, спонтанность, живость, способность радоваться.
В норме Внутренний Взрослый должен быть достаточно сильным, чтобы его не затопляло содержание Внутреннего Родителя и Внутреннего Ребенка. Если затопление происходит, в такой момент человек теряет рациональный взгляд на ситуацию. Очень важно, чтобы границы Внутреннего Взрослого с Внутренним Родителем и Внутренним Ребенком были гибкими, но не прорванными. Вторжения Внутреннего Родителя на территорию Внутреннего Взрослого представляют собой предрассудки, а вторжения Внутреннего Ребенка – иллюзии. И то, и другое мешает продвигаться в жизни, приводит к ситуациям: «Сделать хотел грозу, а получил козу».
В транзактном анализе существуют специальные техники, позволяющие восстановить границы и укрепить Внутреннего Взрослого. В других психотерапевтических направлениях выполнятся та же задача, только несколько другим путем.
Две наиболее известные модели психики принадлежат основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Согласно первой из них человеческая психика состоит из бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное в просторечии называют подсознанием, что не совсем корректно именно по той причине, что модель психики абстрактная и бессознательное не находится где-либо в физическом пространстве, а значит, и не может быть над или под чем-то. То, что неприемлемо для нашего сознания, вытесняется в бессознательное. В предсознательном находится то, что уже близко к осознаванию, это похоже на промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Согласно второй модели Зигмунда Фрейда в нашей психике существуют Супер-Эго (или Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно). Супер-Эго – это голос нашей совести, цензура, т.е. набор норм, правил, запретов. Эго – то, что мы лучше всего осознаем, Ид - наши самые первозданные и глубинные желания.
Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг предложил свою модель психики, состоящую из Эго (центра сознания), Сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человеческого рода, некие универсальные символы, которые отражены в том числе в религиях, мифах, сказках, традициях и обрядах.
Французский психоаналитик Джойс МакДугалл сравнивала психоаналитический процесс со сценой, на которую выходят персонажи нашего внутреннего театра. Открывается занавес, и они начинают свое взаимодействие. Персонажами могут быть все значимые фигуры из нашего прошлого и настоящего, мы сами во всех наших возрастах. Они могут ссориться и мириться, плакать и смеяться, любить и ненавидеть, кричать и молчать. Если дать слово всем персонажам, расшифровать все значимые послания, становится понятно, какую пьесу они разыгрывают, и мы осознаем свой жизненный сценарий и видим пути его изменения.
Источник: Сайт психоаналитика Елены Лазаренко
|