Большинство теорий, описывающих механизмы полоролевой идентичности личности, связывают их в первую очередь с семьей. В процессе полоролевой идентификации ребенка наблюдаемое поведение его родителей служит образцом для подражания и усвоения своей гендерной роли.
Задача, которая решается с помощью данной методики - определение полоролевых моделей, усвоенных испытуемыми в семье и проявляющихся в виде составляющих личности определенного пола и выбранных когнитивно.
Для решения данной задачи была выбрана структурная модель Э.Берна (1992), описывающая личность в виде эго-состояний, под которыми он понимает согласованный тип чувствования и переживания, непосредственно связанный с соответствующим поведением.
Берн четко различает внешний или социальный план и внутренний, психологический план, который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия событий.
Социальный план в концепции Берна представлен трансакциями в процессе общения, а внутренний эго-состояниями, которые он называет Родитель, Взрослый и Ребенок. Внутренний план в процессе общения проявляется во внешнем плане в обращении какой-либо ипостаси одного человека к другому и ответная реакция этой ипостаси.
Выделенные Берном три эго состояния можно кратко охарактеризовать следующим образом:
1) Родитель - функции контроля над соблюдением норм и предписаний, а также покровительства и заботы. Это актуализация моральной сферы личности. Родитель находится над ситуацией. При обращении к ипостаси Родителя это апелляция к этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и неконтролируемой реакции. Отношение к Родителю с максимальным почтением.
2) Взрослый - рассудок, переработка информации и вероятностная оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; это актуализация рациональной сферы личности. Взрослый частично внутри и вне ситуации. При обращении к Взрослому - это воздействие, которое имеет в виду прямую реакцию, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера, как сознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека. Отношение к Взрослому уважительное.
3) Ребенок - часть личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем.
Поскольку эго-состояния Берна являются активизированными ипостасями человека, посмотрим, что они представляют собой с точки зрения Я-концепции Р.Бернса (2003). Я-концепция это совокупность установок на себя, имеющая когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие, которая по отношению к человеку выполняет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, интерпретирует опыт и является источником ожиданий что проявляется в виде различных эго-состояниях в жизненных ситуациях. Согласно Бернсу существуют три основные модальности установок на себя: Я- реальное установки, связанные с представлением о том, какой я на самом деле, Я- зеркальное (социальное) установки, связанные с представлениями о том, как меня видят другие, Я- идеальное установки, связанные с представлениям о том, каким я должен быть, и Я- рефлексивное как Я- осознающее.
Поскольку Родитель представляет собой некоторую надситуативную фигуру, которая отражает моральные общественные нормы, его можно рассматривать как некоторое Я- идеальное, т.е. понимание индивидом того, каким должен стать, опираясь на моральные нормы. С другой стороны, поскольку по Берну ипостась Родителя содержит подипостась Ребенка, т.е. представления о том, каким должен быть Ребенок, то и в этом случае на Я- идеальное оказывает влияние Родитель.
Взгляды на то, как надо вести себя взрослому человеку соответствует Взрослая модальность его Родителя. Таким образом, Родитель оказывает влияние на формирование Взрослого и Ребенка.
Таким образом, Родитель это, с одной стороны, Я-идеальное, а с другой усвоенная ролевая модель Родителя.
Взрослый находится частично внутри и вне ситуации, т.е. его можно рассматривать как совокупность Я- реального и Я-рефлексивного, при этом Я-реальное находится внутри ситуации, а Я-рефлексивное вне ее.
Берн не рассматривает эго-состояния личности с точки зрения принадлежности к какому-либо полу. Для целей нашего исследования этот вопрос требует уточнения. Заметим, что когда мы говорим о способе поведения, свойственном мужчине или женщине, мы имеем в виду общие представления о поведении, наиболее характерном для мужчины или женщины в нашей культуре. Таким образом, Родитель и Взрослый как представители определенного пола демонстрируют поведение, наиболее характерное для представителей обоих гендеров в нашей культуре.
Ребенок- актуализация эмоциональной сферы личности, отражает в соответствии с Я-концепцией отношение к самому себе как эмоциональный аспект трех основных модальностей, является следами детства человека и воспроизводит его поведение и психическое состояние в какой-то конкретной ситуации, используя возможности взрослого человека.
Исследования, проведенные Ситниковым В.Л. (2001, с.60), показывают, что образ Ребенка, несмотря на его вариативность, зависит не столько от объекта (ребенка), "сколько от субъекта, осознающего этот образВариативность образа Ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта". Под объективными параметрами субъекта Ситников В.Л понимает социальное положение по отношению к детям, а под субъективными индивидуально-психические особенности носителя образов. При этом субъективные факторы, сформированные в детстве, определяют взрослый период и позволяют утверждать, что образ Ребенка отражает испытуемого и его детский опыт.
Применение модели личности Э.Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок) совместно с методом символдрамы (Обухов, 1999) в клиентской практике показало, что в состоянии кататимного переживания образов человек представляет Родителя, Взрослого и Ребенка лицом определенного пола, который определяется особенностями детско-родительских отношений, и соответствует результатам Ситникова (2001). Анализ 80 случаев из клиентской практики показал, что пол, определяющий Родителя, Взрослого и Ребенка, устойчиво сохраняется и начинает изменяться только по мере продвижения в психотерапии. Этот подход коррелирует с данными анамнеза, проективной рисуночной методикой и результатами работы с образами идеальных мужчины и женщины
На практике были установлены устойчивые инварианты проявления эго-состояний в поведении клиентов, которые соответствовали поведению лица определенного пола, родительским установкам и ожиданиям наиболее значимого родителя.
Для целей исследования больших выборок испытуемых нужно было использовать более простой прием, основанный на модели Э.Берна. Сравнение результатов, полученных с помощью упрощенного приема и с помощью символдрамы, показало их соответствие, что позволило для большой выборки испытуемых заменить символдраму простой таблицей, в которой указаны три составляющие: Родитель, Взрослый и Ребенок, а в инструкции испытуемым предлагается представить типичного Родителя, Взрослого и Ребенка и указать их пол: мужской или женский. Выбор пола Родителя, Взрослого и Ребенка, таким образом, осуществляется когнитивно.
Данная методика позволяет определить наиболее значимого Родителя, образ Я (Взрослого) и представление испытуемого о себе как Ребенке определенного пола. Заметим, что сделанный когнитивно выбор, тем не менее до конца не осознается.
Объектом анализа результатов, полученных для каждого испытуемого, являются гендеры всех трех составляющих, представленных в модели Берна.
По соотношению мужского и женского гендеров можно получить следующие данные: 1) о наиболее значимом родителе (пол Родителя) (Я - идеальное); 2) о преобладающем типе поведения Взрослого(Я-реальное) (инструментальный как мужской или экспрессивный как женский); 3) вероятный психологический пол испытуемого в детстве (Ребенок) (эмоциональное восприятие себя как ребенка определенного пола).
При исследовании на большой выборке испытуемых различного возраста и пола анализ проводится для каждой гендерной и возрастной группы. Анализируются соотношения между 1) полом значимого родителя и представлениями о Я- взрослом; 2) полом значимого родителя и представлением испытуемого о себе как Ребенке определенного пола; 3) представлением о Я- взрослом определенного пола и представлением испытуемого о себе как о Ребенке определенного пола.
Для этого из полученных значений для каждой возрастной и гендерной группы испытуемых составляется матрица, размерностью 3хn, где 3 три компоненты модели личности, в которой сделанным выборам пола присваиваются значения, n количество испытуемых в выборке.
Затем определяется нормальность распределения полученной выборки, достоверность полученных различий по группам и корреляции между парами трех компонентов Родитель Ребенок, Родитель Взрослый. Взрослый Ребенок.
Коэффициенты корреляции между парами показывают тип корреляционной связи между составляющими структуры личности: слабая, умеренная или сильная при заданной степени достоверности.
Полученные результаты показывают соотношения между 1) выбором значимого родителя и предпочитаемым полом взрослого; 2) выбором значимого родителя и поведением ребенка как представителя определенного пола; 3) полом идеального взрослого и поведением ребенка как представителя определенного пола.
С помощью данного подхода были исследованы 362 человека в возрасте от 16 до 60 лет. Было установлено, что во всех возрастных группах обоих гендеров выбирается преимущественно Родитель своего пола, кроме женских групп 27-32 и 40-45 лет, где выбран преимущественно Родитель-мужчина. У всех мужчин и женщин Взрослый мужчина и Ребенок-мужчина преобладают, кроме женских старших групп: в группе 40-45 лет выбор распределился поровну, в группе 46-40 лет Ребенок-женщина.
Наиболее сильные корреляции у женщин младших групп (16-19 и 20-26 лет) соответствуют соотношению Взрослый Ребенок, а для остальных Родитель Ребенок. Для младших мужских групп - Родитель Ребенок, а для остальных - Родитель Взрослый.
Литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.: Пер. с англ.//Общ. ред. М.С.Маковецкого СПб.: Лениздат,1992
Бернс Р. Что такое Я- концепция, с.333-393// в кн.Психология самосознания, Самара 2003, Изд дом Бахрах-М
Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001
Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ // Сб. статей. Харьков: Регион-информ, 1999
Источник: Вопросы гуманитарных наук, 2004, 1, с.319-321
|