Авторы:
- тифлопедагог Флаасс Д.С.
- тьютор Коновалова Е.Ф.
МАДОУ «Детский сад №96» г. Пермь
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания незрячих детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Известно, что незрячим детям свойственна малая двигательная активность, а также что формирование пространственных представлений, и умение обозначить словесно пространственные отношения, без взрослого не возможны. Развитие ориентировки в пространстве детей с глубоким нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
У незрячих детей 4-5 лет развитие ориентировки в микропространстве включает в себя следующие задачи:
- Формировать пространственные представления слева направо, сверху вниз.
- Учить использовать в микропространстве такие пространственные понятия, как верхний/нижний, левый/правый угол; середина справа/слева, середина вверху/внизу.
- Учить располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе слева, справа, вверху, внизу, посередине.
- Определять и обозначать в речи пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.
Микроориентировка относительно предмета: тифлопедагог, тьютор учат слепого ребенка ориентироваться в ограниченном пространстве (поверхность, стола, фланелеграф) впереди-сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения.
Скачать конспект
Тьютор в работе в условиях комбинированной группы с незрячим ребёнком 4-х лет, наблюдая за ребёнком во время индивидуальных занятий и самостоятельных игр отметила то, что дошкольник, занимаясь с различными предметами или мелкими игрушками старается осмотреть не только те предметы, которые необходимы ему на данный момент в занятии, но и те, которые лежат на столе в стороне от него. Осматривая весь стол, ребёнок отвлекается от поставленной задачи и переключает внимание, не выслушивает инструкцию педагога. Во время активного действия с ними, предметы и игрушки, особенно мячики, падали на пол. Найти их на полу для незрячего ребёнка достаточно проблематично.
В связи с этим возникла идея ограничения рабочей поверхности и изготовлении «рабочего стола», который поможет ребёнку облегчить ориентацию на поверхности большого стола и понимать, где можно брать предметы, предназначенные для занятия. Также этот «рабочий стол», оснащённый бортиком по периметру, помогает ребёнку во время самостоятельной игры не терять предметы и игрушки.
«Рабочий стол» был сделан из большой квадратной крышки обувной коробки. Для улучшения осязания, чтобы ребёнок хорошо отличал «рабочий стол» от других поверхностей, крышка была обклеена бархатной бумагой (шероховатая текстура).
«Рабочий стол» стал незаменимым помощников в работе с ребёнком. Сам ребёнок хорошо ориентируется в пространстве стола. Самостоятельно подходит к столу, находит «рабочий стол», где лежат его игрушки. Особенно любит играть с мячиками разного размера, также мячики имеют разную поверхность. Слепой ребёнок более уверенно чувствует себя в самостоятельной игре, так как очень редко теряет предметы и оставляя их на «рабочем столе», знает, где можно потом найти. «Рабочий стол» используется в разных видах деятельности, более широко, чем предполагалось. Данная разработка также используется тьютором, при организации дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и осязания. В дальнейшем планируется «рабочий стол» увеличить, а бортики снизить, для дальнейшего освоения навыка ориентации и умения самостоятельно действовать с предметами.
Фото сделано тьютором Коноваловой Е.Ф.
|