Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковецкая средняя школа» — Детский сад № 64 «Берёзка»
Цель: Обмен опытом семейного воспитания и традиций между родителями.
Задачи:
- Привлечь внимание родителей к сохранению традиционных семейных ценностей;
- Повысить авторитет родительства в семье;
- Создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями;
- Способствовать развитию и соблюдению семейных традиций и появлению новых;
- Повышать педагогическую культуру родителей.
Предварительная работа:
- Предварительная беседа с родителями о семейных традициях;
- Помощь родителям в оформлении презентаций, плакатов;
- Предварительная беседа с детьми «Моя семья»;
- Чтение рассказов о семье;
- Рассматривание иллюстраций;
- Беседа с детьми о любимых занятиях их семьи;
- Знакомство детей с пословицами о семье;
- анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».
Оборудование:
- Мультимедиа, презентатор, мольберт
Введение.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи находится в ряду самых актуальных. Современная семья заставляет искать всё новые формы взаимодействия, чтобы помочь стать ребенку настоящим другом и наставником.
Методы работы с родителями группы разные по форме, но направлены на решение одних и тех же задач. К таким методам относятся:
- Анкетирование;
- Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей;
- Родительские собрания;
- Посещение семей воспитанников;
- Посещение родителями занятий в детском саду;
- Совместные праздники и мероприятия;
- Информационные стенды для родителей;
- Размещение информации для родителей на сайте детского сада.
Все эти мероприятия позволяют родителям чувствовать свою причастность к воспитанию детей в детском саду.
Результат:
- Повысится активность родителей при сотрудничестве с воспитателями группы;
- В группе создана атмосфера взаимопомощи и поддержки семьи в различных педагогических ситуациях.
Ход мероприятия.
1 воспитатель:
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о воспитании детей в семье и семейных традициях.
Стихотворение М. Шварц о семье. (читает ребёнок)
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать:
Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Викторина вопрос – ответ
У меня в руках цветок – ромашка, символ семьи на Руси, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.
Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и вместе обсуждают ответ.
- О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
- Какое растение олицетворяет собой одновременно и родную, и приемную родственницу? (Мать-и-мачеха)
- Родительский инструктаж одним словом – это... (наказ)
- Назовите самую семейную геометрическую фигуру — (семейный круг)
- В гостях хорошо, а … (дома лучше).
- Не красна изба углами, а … (пирогами).
- Когда семья вместе, и … (душа на месте).
2 воспитатель:
Традиции семьи… В них мудрость наших предков.
Традиции семьи… В них времени печать.
Традиции семьи – Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.
Что такое семейные традиции?
«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается, взрослеет. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры.
1 воспитатель:
Издавна главным семейным обычаем в России было соблюдение родственных связей (генеалогия). Неотъемлемой частью семейного уклада было составление родословной или генеалогического древа. (Слайд 1)
Тех пор, как появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошёл и до наших дней. У большинства семей имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных. (Слайд 2)
Издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду. Часто передавались из поколения в поколение вещи далеких предков. (Слайд 3)
Существует множество различных традиций:
-Семейные имена, когда детей в семье называют именем в честь кого-нибудь из родственников. (Слайд 4)
- Семейные династии, когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов. (Слайд 5)
- Семейные праздники. Дни рождения, календарные праздники, такие как празднование Нового года, 8 марта, 9 мая и др. (Слайд 6)
2 воспитатель:
Вспомните, какие традиции из вашего детства вы перенесли в свою теперешнюю семью, и они существуют в вашей семье. Поделитесь ими с остальными родителями.
(Родители рассказывают о своих семейных традициях).
1 Семья «Традиции семьи».
Мама вместе с сыном рассказали о традиционных совместных семейных досугах, праздниках, путешествиях. Мама и Серёжа приготовили для слушателей плакат с фотографиями своих путешествий и праздников.
2 Семья «Петя — путешественник».
Мама вместе с Петей рассказали о ежегодных традиционных поездках семьи в деревню Золотица на побережье Белого моря. Семья Лозовых приготовила презентацию с фотографиями семейных поездок..
3 Семья «Семейная династия – швеи».
Традиция шить одежду для членов своей семьи передаётся в семье из поколения в поколение. «Бабушка шьет – я наряжаюсь» — сказала маленькая Алиса.
4 Семья «В гости к бабушке».
Мама и дочка рассказали о ежегодных традиционных поездках семьи в гости к бабушке в деревню и помощь ей в ведении хозяйства. Маленькая девочка стремится во всем помогать бабушке, о чем и рассказала слушателям. Семья приготовила презентацию фотографий летнего отдыха.
Заключение
- Детский сад — это вторая семья для наших детей. И, как у каждой семьи, у нас тоже есть своя традиция: показ фото детей. Вы увидите, чем дети занимаемся в детском саду (слайды с фото)
- Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче.
Приложение 1.
Анкета для родителей "Семейные традиции"
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
- да, обязательно;
- возможно, если они сами собой сложились;
- нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
- дни рождения членов семьи;
- коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
- религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;
- государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.;
- день создания семьи;
- профессиональные праздники;
- оформление фотоальбомов;
- воскресные семейные обеды (ужины);
- проведение семейных советов;
- другое
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
- спорт;
- рыбалка;
- домашние животные;
- шитье;
- шахматы;
- чтение;
- компьютерные игры;
- рукоделие;
- музыка;
- коллекционирование;
- другое
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
- спорт;
- рыбалка;
- домашние животные;
- шитье;
- шахматы;
- чтение;
- компьютерные игры;
- рукоделие;
- музыка;
- коллекционирование;
- другое
5. Какой труд объединяет вашу семью?
- работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;
- индивидуальная трудовая деятельность;
- общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;
- другое
- 6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
- совместное чтение;
- прогулки на природе;
- обучение рукоделию;
- развивающие игры;
- занятия спортом;
- наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
- специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
- другое
7. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения
Спасибо за сотрудничество!
Список литературы.
- Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994, – 235 с.
- Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991, – 179 с.
- Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, – 240 с.
- Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992 – 154 с.
- Летвиненине Ю. П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. № 7.
- Анкета. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/13/kruglyy-stol-semeynye-traditsii
|