Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №208 Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург
Примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающиеся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях: рассказ Н. Носова «Мишкина каша» (Мишка с главным героем после рыбалки очень проголодались и решили сварить кашу, так как она быстро сварится, очень просто.
Мишка насыпал полную кастрюлю крупы и воды налил доверху, … «Стемнело. …Сидим и ждём, когда сварится, вдруг смотрю, крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет», — пишет автор от лица главного героя. Всем известно продолжение этого рассказа Н. Носова. Это нестандартная ситуация, в которой автоматизированное реагирование не срабатывает и включается механизм поисковой активности. Возникла проблема: дети не знают почему каша полезла из кастрюли? Что же случилось? Что же можно сделать, чтобы её побыстрее сварить и утолить голод? Как её сварить? И почему, наконец, каша сухая, хотя и было налито много воды, отчерпана каша в тарелки, и снова неоднократно долито воды.
В данной нетипичной и проблемной ситуации у персонажей включается механизм исследовательского поведения, поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемной ситуации.
В этом рассказе главный признак нестандартной ситуации, пробуждающей поисковую активность, — объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами.
Мишка, уронив в колодец верёвку с ведром, пытается достать воду и при помощи лески и чайника, лески и кружки. И начерпали всё-таки воды в кастрюлю с кашей, и утолили жажду.
Интересно они доставали из колодца ведро и чайник: привязали к верёвке подкову, как крючок.
Поведение этих персонажей можно назвать исследовательским. Они разными способами пытались утолить пищевой рефлекс.
В другом рассказе Н. Носова «На горке» Котька Чижов ещё и экспериментировал, решая проблему: невозможность взобраться на горку ледяную снизу вверх в коньках – он посыпал горку песочком.
Этот персонаж с лёгкостью справился с нестандартной, проблемной ситуацией. Поисковая активность Котьки ориентирована на изменение самой проблемной ситуации. Экспериментирование Котьки не вписывается в принятые нормы поведения (это вредительство), хотя он и сам пострадал: свалился ( «бух носом»). Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития (и Котька сам понял, что по песку даже с горки не съехать, порекомендовал решение проблемы: «Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься». Понял, что поступил неправильно, исправил ошибку: засыпал песок на горке и это ему даже «понравилось, что он даже сбоку лопатой ступеньки проделал».
В данном рассказе поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемы.
Следующий пример тоже из творчества Н.Н. Носова: «Витя Малеев в школе и дома».
Герои принимают нестандартные решения в разных ситуациях, этот рассказ по объёму большой: состоит из 21 главы.
Поисковая активность и экспериментирование Вити не всегда вписывается в принятые нормы поведения (например, Витя Малеев и Костя Шишкин без предупреждения решили выйти в «лошади» на сцену, без репетиций, предупредив только мальчика Ваню Пахомова, который выступал в роли витязя Руслана, да ещё «пошевелили» (потрясли ушами «лошади» в серьёзный момент); зато в процессе изготовления реквизита к спектаклю дети всё тщательно продумали: попросили сестру Вити Лику помочь сделать лошадь, так как по их представлению только девочки умеют шить. Дальше на пути изготовления опять проблемная ситуация: нет ткани, решили и эту проблему – нашли матрас, …- всё это исследовательское поведение, исследовательская активность проявляется у них в творчестве. А для человека – творчество – наиболее яркий вариант проявления исследовательского поведения. Исследовательский, творческий поиск важен для человека по меньшей мере с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска: Витя и Костя хотели выступить в спектакле, но их не взяли из-за плохой успеваемости, и им понравился сам процесс изготовления, хотели сделать пользу ( «ведь витязь как будет по сцене пешком ходить?»), и результат. Сделать лошадь-реквизит – это творчество и поучаствовать тоже. А главное у Вити была мотивация: папа придёт на спектакль, а его в спектакле нет! (поисковая активность персонажей не вписывается в принятые нормы поведения – обман Вити). Поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемной ситуации. Нереализованная исследовательская активность ребёнка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности.
У персонажа Вити Малеева есть мотивация: он ставит перед собой цель, пытается её достичь любыми доступными способами и средствами, он непосредственен – это же ребёнок (чтобы взяли в баскетбольную команду, надо успевать в учёбе, а у Вити было плохо по математике. Он пытался научиться решать сам задачи, но не получалось, просил помощи у друга, но помощь заканчивалась игрой в шахматы, друг его уверял, что если он научится играть в шахматы, то и сможет при этом лучше решать задачки, Витя научился играть в шахматы, но задачки всё равно не получались, научил друга (порекомендовав ему почитать «шахматную книгу»), Ольга Николаевна ему сказала, что если будет бегать к папе за помощью в решении задачи или к другу, то так и не добьётся своей цели –не научится решать задачки самостоятельно, что нужно решать до тех пор самому, пока не получится, только так будет достигнута цель. «Если желание будет, то осилишь», — говорила Ольга Николаевна. Витя не хотел потерять авторитет младшей сестры – решил потренироваться на её задачках, но сперва сразу не мог решить задачку даже за третий класс, но потом добился своего – научился их решать, и за свой класс тоже, Витя постоянно помнил свою цель, стремился её достичь (очень интересно он тренировал силу воли с пирожным; пытался не ходить играть в любимый футбол, «но почему-то ноги сами его несли на поле», только дождь помогал; его поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемной ситуации (сцена с «лошадью»; меняет своё отношение к проблемной ситуации (старается соблюдать режим дня – приходит к этому выводу сам в конце-концов, пытается себя контролировать). После изменения отношения к проблемной ситуации Витя стал всё успевать делать: и «даже в команду баскетбольную попал, успевал кататься на подаренных коньках», — так сказал мой шестилетний сынок.
Таким образом, на примерах, приведённых мной выше можно видеть, что механизм поисковой активности включается, когда возникает нестандартная, нетипичная или проблемная ситуация. Поисковая активность может быть ориентирована в двух направлениях: на изменение самой проблемной ситуации или своего отношения к ней.
Персонажи склонны к экспериментированию, способны принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Поведение персонажей можно назвать исследовательским. Поисковая активность и экспериментирование персонажей не всегда вписывается в принятые нормы поведения (животные действуют «методом проб и ошибок»: например сказка Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»; мотивация комаров – защитить «своё болото» от захватчика, мотивация медведя — защититься от комаров)
Не будет преувеличением сказать, что Витя Малеев стал любимым героем для нескольких поколений мальчишек и девчонок.
Приключения четвероклассников – Вити Малеева и его лучшего друга Кости Шишкина, их проказы и ошибки, горести и обиды, радости и победы – описаны Николаем Носовым настолько интересно и естественно, что любой читатель узнаёт в них себя. Однажды писателю пришло письмо от молодого человека, имя и фамилия которого полностью совпадали с героем носовского рассказа: «Я Витя Малеев. Как Вы узнали истории из моей жизни?..»
Действительно, связь поколений: я обнаружила, что мой пятилетний сыночка с увлечением слушает рассказы Н.Н. Носова, хотя многое ему не понятно было впервые слышать (например, про отряд, пришлось многое объяснять, как было раньше в школе в советские времена). Почти в семь лет, посещая курсы «Дошколёнок» мой сын Кирилл, слушая главы из рассказа, узнав от меня, что я буду делать контрольную работу и возьму этот рассказ, сказал что он «обучающий: учит выработке силы воли (например, «Витя тренировался на пирожном»), что Витя не успевал делать уроки из-за того, что нарушал режим дня: то ходил в футбол поиграть часик, полтора, то в шахматы. Заметил, что Витя не хотел опозориться перед сестрой Ликой, стал тренироваться решать задачки за третий класс, хотя он учится в четвёртом, что Витя вместе с другом Костей Шишкиным и сестрой Ликой вместе дружно пришли к решению как же и из чего можно сделать лошадь для спектакля ( «Они ведь сами красят», — сказал Кирюша), я его попросила перед прослушиванием обратить внимание на главные моменты рассказа (что в этом рассказе есть примеры, которые соответствуют теме моей контрольной работы): что должны быть проблемные ситуации, что герои должны найти решение из этих ситуаций, что возможно какие-то эксперименты встретятся (а они в детском саду знакомы с исследованием, делают эксперименты, выводы).
|