Срок реализации 1 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Наши руки не знают скуки» (далее — Программа)
Руководитель программы Воспитатель Верушкина Светлана Александровна
Организация-исполнитель МАДОУ «ЦРР — Детский сад №9» г.о. Саранск
Скачать конспект
Цель программы развитие художественно-творческих способностей у детей 3-6 лет посредством самовыражения через изготовления изделий из пластилина, бумаги, природного и бросового материала.
Направленность программы Художественно-эстетическая
Срок реализации программы 1 год
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы 3-4 года
знать:
- о разнообразии техник художественной деятельности
- о свойствах и качествах различных материалов
- о технике безопасности во время работы.
уметь:
- аккуратно пользоваться кистью и клеем
- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину
- планировать свою работу
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей
- аккуратно и экономно использовать материалы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
1. Направленность программы.
Программа «Наши руки не знают скуки» является программой художественно-эстетической направленности, построена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Программа «Наши руки не знают скуки» – это практический курс обучения приемам лепки, аппликации, конструирования из бумаги и формирования технических умений и навыков работы с разнообразным природным и бросовым материалом.
2. Новизнапрограммы.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа с разными материалами); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из бумаги и природных материалов).
3. Актуальность программы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и через работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, лоскутков ткани, пластилина, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. При создании поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети в процессе работы сравнивают различные материалы между собой, находят общее и различия, создают поделки одних и тех же предметов из бумаги, пластилина, шишек, ватных дисков, коробок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Следует заметить тот факт, что дети бережнее обращаются с игрушками, которые выполнены их руками, не позволяют другим детям испортить поделку и не ломают их сами. Бережнее начинают обращаться и с другими игрушками, потому что понимают, что для создания каждой игрушки тратится много времени и сил.
4. Отличительные особенности программы.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о художественном творчестве, декоративно-прикладном творчестве, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями малой родины.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский)
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
6. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей 3-4 лет посредством самовыражения через изготовления изделий из пластилина, бумаги, природного и бросового материала.
7. Задачи программы.
3-4 года
Обучающие задачи:
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
- Совершенствование трудовых умений и навыков.
Воспитательные задачи:
- Воспитание художественного вкуса и трудолюбия, аккуратности, умение наблюдать и выделять главное.
- Воспитание у детей умения доводить начатое до конца.
Развивающие задачи:
- Развитие творческие способности детей.
- Развитие мышление, внимание, усердие детей.
- Развитие воображение творческих способностей дошкольников.
8. Возраст детей.
Данная программа кружка рассчитана на 1 год (вторая младшая, группа), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Группа комплектуется из детей 3-4лет, их количество составляет 12-15 человек. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю, всего 72 занятия за учебный год.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю с детьми каждой возрастной группы, во второй половине дня. Общее количество занятий в год -72 (с сентября по май).
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
3-4 года – 15 мин., 2 занятия в неделю.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
3-4 года
знать:
- о разнообразии техник художественной деятельности
- о свойствах и качествах различных материалов
- о технике безопасности во время работы.
уметь:
- аккуратно пользоваться кистью и клеем
- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину
- планировать свою работу
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей
- аккуратно и экономно использовать материалы.
владеть:
- навыками аккуратной работы с материалом.
12. Форма подведения итогов.
- Составление альбома выполненных работ.
- Проведение в группе выставок работ детей.
- Участие в творческих конкурсах:
- — в группе,
- — в ДОУ;
- Республиканского, всероссийского и международного уровней.
- Участие в городских выставках детских творческих работ, конкурсах;
- Использование поделок в качестве подарков для близких людей, сотрудников детского сада;
- Оформление группы к праздникам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
2. Приемы и методы организации.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, рассказ, беседа и т.д.)
- наглядный (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, показ иллюстраций, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работы по схемам, инструкциям и др.)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
3. Дидактический материал.
- Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
- Картон (однослойный и многослойный).
- Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
- Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
- Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
- Леска, проволока.
- Пуговицы.
- Скотч.
- Ткань.
- Цветной бисер, бусы, стразы.
- Киндер– сюрпризы.
- Семечки. Крупа.
- Вата, ватные диски.
- Обертки от конфет и шоколада.
- Цветные иллюстрации.
- Клей. Пластилин.
- Соленое тесто
4. Техническое оснащение занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Колдина, Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет: методическое пособие /
Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 80 с.
2. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: методическое пособие / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: методическое пособие/ Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 90 с.
4. Лебедева, Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина: методическое пособие / Е. Г. Лебедева. – М.: Айрис – Пресс, 2012. – 178 с.
5. Лыкова, И. А. Цветные ладошки: авторская программа / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз – дидактика, 2007. – 144 с.
6. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду: методическое пособие/ А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. –Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144 с.
7. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. И. М. Петрова. – СПб.: «Детство-пресс», 2007. — 32 с.
8. Пойда О.В. Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чегоугодно: методическое пособие/ О.В. Пойда. – М.: «ОлмаМедиаГрупп», 2013. – 128 с.
9. Шкицкая, И. О. Аппликации из пластилина: методическое пособие / И. О. Шкицкая. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 87с.
Список литературы для детей
1. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 192с.
|