Возраст детей: 3 – 4 года, Срок реализации: 1 год
Составитель: Седирова Л.В. Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок» с. Чеускино 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Календарно – тематический план
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Список литературы
- Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики»
Скачать программу
Руководитель программы Воспитатели: Седирова Л.В.
Организация-исполнитель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок»
Адрес организации исполнителя с. Чеускино ул. Центральная 21 а
Цель программы Создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет
Направленность программы Познавательная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы Уровень реализации программы Адаптированная, дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы
Знать:
- шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
- пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия — вкусовые качества овощей и фруктов.
Уметь:
- идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
- подбирать предметы по образцу
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
- сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
- чередовать предметы по величине
- сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
- обозначать величину предметов словами
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
- находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
- расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
- словесно описывать формы предметов.
Владеть:
- приёмами обследования формы
- действиями подбора по образцу
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В ходе проведении кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
2. Новизна программы.
Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.
3. Актуальность программы.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.
Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.
Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.
Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основными принципами, заложенными в основу программы являются:
- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).
- Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
6. Цель программы.
Целью программы «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:
- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине
- обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов
- закрепить представления о разновидностях каждого свойства
- формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее)
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
- развивать мелкую моторику рук
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.
Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»:
- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
- воспитание усидчивости, целенаправленности.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» — 3-4 года.
С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.
9. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
- знать:
- шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
- пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия
- вкусовые качества овощей и фруктов.
- уметь:
- идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
- подбирать предметы по образцу
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
- сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
- чередовать предметы по величине
- расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
- сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
- обозначать величину предметов словами
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
- находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
- словесно описывать формы предметов.
- владеть:
- приёмами обследования формы
- действиями подбора по образцу
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
12. Форма подведения итогов.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
- различать предметы по величине (большой – маленький, больше — меньше)
- различать предметы по форме (кубик, шарик)
- образовывать группы однородных предметов
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Наименование
модулей, разделов и
тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
кол-во занятий
|
мин.
|
1
|
Диагностика на начало учебного года.
|
I
|
15 мин
|
5 мин
|
10 мин
|
|
|
|
|
2
|
Шесть цветов и оттенки.
|
II
|
2 часа
45 мин
|
55 мин
|
1 час
50 мин
|
2.1
|
«Спрячь мышку»
|
1
|
15 мин
|
5 мин
|
10 мин
|
2.2
|
Лото «Цвет»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
2.3
|
«Окраска воды»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
2.4
|
«В царстве царя-Разноцвета»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
2.5
|
«Магазин»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
2.6
|
«Радуга»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
3
|
Геометрические формы
|
10
|
2 часа
30 мин
|
50 мин
|
1 час
40 мин
|
3.1
|
«В царстве фигурок - человечков»
|
1
|
15
|
5 мин
|
10 мин
|
3.2
|
«Кто где спит?»
|
2
|
30
|
10 мин
|
20 мин
|
3.3
|
«Гости»
|
2
|
30
|
10 мин
|
20 мин
|
3.4
|
«Найди предмет такой же формы»
|
1
|
15
|
5 мин
|
10 мин
|
3.5
|
«Чудесный мешочек»
|
2
|
30
|
10 мин
|
20 мин
|
3.6
|
«Составные картинки»
|
1
|
15
|
5 мин
|
10 мин
|
3.7
|
«Какой формы предметы в нашей группе»
|
1
|
15
|
5 мин
|
10 мин
|
4
|
Величина
|
5
|
1час
15 мин
|
25 мин
|
50 мин
|
4.1
|
«Бусинки большие и маленькие»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
4.2
|
«Три квадрата»
|
1
|
15 мин
|
5 мин
|
10 мин
|
4.3
|
«Достроим домики»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
5
|
Вкусовые качества
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
5.1
|
«Кислое, сладкое, соленое»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
6
|
Расположение фигур на плоскости.
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
6.1
|
«Орнамент»
|
2
|
30 мин
|
10 мин
|
20 мин
|
7
|
Диагностика на конец учебного года.
|
1
|
15 мин
|
5 мин
|
10 мин
|
Итого:
|
32
|
8 часов
|
2 часа
40 мин
|
5 часов
20 мин
|
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
|
Наименование
модулей,
разделов и тем
|
Содержание
|
Методы
обучения
|
Формы
работы
|
Работа с родителями
|
Тема №1
|
Диагностика
|
Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
индивидуальная
|
Индивидуальные беседы по результатам диагностики.
|
Тема №2
|
«Спрячь мышку»
|
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
фронтальная
|
Анкетирование "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" (Приложение 3)
|
Тема №3
|
«В царстве фигурок-человечков»
|
Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
фронтальная
|
Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников".
|
Тема №4
|
Лото «Цвет»
|
Закрепление названий основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №5
|
«Кто где спит?»
|
Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №6
|
«Гости»
|
Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, инд. беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №7
|
«Окраска воды»
|
Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
|
Беседа. Эксперимент. Практическое занятие.
|
фронтальная
|
Фотоотчёт по итогам проведения занятий.
|
Тема №8
|
«Бусинки большие и маленькие»
|
Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.
|
Показ, беседа, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная
|
Выставка изделий детей (бусы на ёлку).
|
Тема №9
|
«Кислое, сладкое, соленое»
|
Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.
|
Беседа, практическое занятие
|
фронтальная
|
Оформление консультации «Игровая деятельность в семье».
|
Тема №10
|
«Найди предмет такой же формы».
|
Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
|
Беседа, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №11
|
«Три квадрата»
|
Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.
|
Беседа, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.
|
Тема №12
|
«Достроим домики»
|
Развитие и совершенствование глазомера детей.
|
Беседа, демонстрация, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №13
|
«В царстве царя Разноцвета»
|
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.
|
Беседа, рассматривание, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Организация посещения занятия. Открытое занятие.
|
Тема №14
|
«Орнамент»
|
Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.
|
Рассматривание, объяснение, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Выставка работ детей (аппликация).
|
Тема №15
|
«Магазин»
|
Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.
|
Беседа, рассматривание, практическое занятие.
|
фронтальная, парная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №16
|
«Радуга»
|
Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.
|
Рассматривание, беседа, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Выставка работ детей (аппликация).
|
Тема №17
|
«Чудесный мешочек»
|
Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.
|
Рассматривание, объяснение, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №18
|
«Составные картинки»
|
Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей.
|
Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Выставка работ детей (конструирование).
|
Тема №19
|
«Какой формы предметы в нашей группе»
|
Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе.
|
Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.
|
фронтальная
|
Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
|
Тема №20
|
Диагностика на конец учебного года
|
Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.
|
Беседа. Практическое занятие.
|
индивидуальная
|
Индивид. беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсор. развития детей. Отчёт о работе кружка. Презентация.
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
При проведении занятий в рамках кружка «Мир сенсорики» предполагается использование следующих форм организации деятельности:
- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин)
- индивидуальная.
2. Приемы и методы организации.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
- наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий)
- словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему
- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера — прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами — прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
3. Дидактический материал.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
- Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
- Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
- Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
- Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):
игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.
- Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
- Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.
- Конспекты занятий (Приложение 4).
4. Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий имеется следующее оборудование:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
- Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
- Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
- Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.
- Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
- Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.
Список литературы для детей и родителей
- Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.
- Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.
- Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.
- Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы для педагогов1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.Список литературы для детей и родителей1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.
|