Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.

Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.

В педагогике выделились основные направления использования игры:

  1. игра для всестороннего гармоничного развития личности;
  2. узко-дидактическая игра для обучения.

В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру, т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра.

Большинство современных детей растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным.

 

Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней – и детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме. Обучение же детей младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно играть в игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности.

Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Существуют различные подходы к классификации детских игр.

Так, по наличию творческого компонента выделяют 2 группы игр:

  1. группа – творческие игры;
  2. группа – игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимание окружающего. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, направлена на решение основных воспитательных задач.

Для всех игр с готовыми правилами характерны следующие особенности:

  • наличие игрового замысла (игровая задача +игровые действия = содержание игры);
  • действия и отношения участвующих людей регулируются правилами;
  • наличие правил и готовое содержание игры позволяет детям самостоятельно организовывать и проводить игры;
  • воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях, правилах и не является самостоятельной задачей детей.

Среди игр с готовыми правилами большую часть занимают народные игры, которые не теряют своей популярности, передаваясь из поколения в поколение.

Каждая из обозначенных выше групп игр имеет следующие разновидности:

1 группа:

  • сюжетно-ролевые
  • строительно-конструктивные
  • игры-драматизации.

2 группа:

  • дидактические (игры с предметами или игрушками, словесно-дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические);
  • народные (подвижные и дидактические)
  • подвижные
  • игры-развлечения
  • развивающие
  • музыкальные.

Кроме того, в зависимости от сложности содержания и правил игры делятся по возрастным признакам.

Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие «особого» ребенка. В сюжетно-ролевой игре он учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом.

Кроме того, «подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи».

Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи,

мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире.

Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: много вариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества».

При этом вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

Хотелось бы предостеречь родителей и педагогов. К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков.

Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Просмотров: 390
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Анна Смирнова. Развивающие игры, их значение в развитии ребенка
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Шальнева Людмила. Развивающие дидактические игры для дошкольников
  • Махнач Наталья. Дидактические и развивающие игры
  • Голубцова Марина Анатольевна. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  • Петрова Эльвира Александровна. Дидактические и развивающие игры «Транспорт»
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Рогова Светлана Александровна. Разноуровневые дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь