«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская
С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.
С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.
В чем воспитательная ценность игр с правилами?
В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).
В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?
В чем особенность игр с правилами?
Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша.
В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.
В образовательном процессе детского сада используются следующие игры с правилами:
Настольные
Подвижные
Игры-состязания
Командные (коллективные)
Типы игр с правилами
игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
игры с правилами, основанные на умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты);
игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например, подвижные игры соревновательного типа);
Какие существуют виды правил?
- Нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно») – формы жребия, очередность.
- Собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре — регламент действий участников).
- Правила установления выигрыша — определения победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих ( «Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех…, тот выигрывает»).
Структура игры
? Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей)
? Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных)
? Обсуждение правил игры
Установка на выигрыш (постановка задачи)
Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка)
? Игровой цикл (ход игры)
? Завершение цикла игры, определение выигравшего;
? Переход к новому игровому циклу.
Общая схема процесса развертывания игры с правилами
- Играющие занимают paвные исходные позиции, то есть функционaльные места в игрe распределяются с paвной для всех вoзможностью.
- Развopaчивается игровой цикл, то есть реализуются конкретные дeйствия, предполагаемые игpoй.
- Завершается цикл опpeделением выигравшего.
- Для повторения игрового цикла внoвь определяются исхoдные пoзиции играющих.
Распределение функций между участниками
Виды жеребьёвок:
Метка
Палка
На кулачках
С предметом (-ами)
Виды считалок:
- Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды);
- Заумные считалки;
- Считалки-числовки;
- Считалки-заменки (замена последней строчки);
Этапы формирования игры с правилами
1. этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем
дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила.
2. этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход
к следующему циклу и т. д.
3. этап: создание условий для придумывания детьми правил
самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.).
Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет.
Задачи формирования игры:
- формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам.
Стратегия поведения взрослого:
-втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию.
Тип игры с правилами:
- простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу)
игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом.
Эффективная тактика формирования игры с правилами
в работе с детьми 2,5 — 4 лет:
- включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию)
- занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам
- использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей
усиливающие привлекательность игры для ребёнка.
Неподходящая тактика-
- включать всех детей группы во фронтальную игру как в
обязательное занятие;
- занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей
- использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.
Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет.
Задачи формирования игры:
-формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре.
Стратегия поведения взрослого:
- выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил.
Тип игры с правилами:
- настольные игры на удачу, максимально освобождённые от
сюжетного контекста (лото, «гусёк»);
- игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.
Эффективная тактика формирования игры с правилами
с детьми 4,5 — 5,5 лет:
- участвовать в игре, занимая позицию заинтересованного партнёра
- для формирования установки на выигрыш втягивать детей в совместную деятельность, используя игры на удачу
- в используемых играх сводить к минимуму сюжетный контекст (сюжетное поле для «гуська», сюжетные картинки в лото), который уводит детей в сюжетную игру и затушёвывает специфические особенности игры с правилами
- в каждой новой игре специально подчёркивать правила
установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;
- включаясь в игру, играть с детьми несколько конов подряд, чтобы дети могли усвоить правила перехода от одного цикла к другому с перераспределением функций, а также, чтобы большинство участников побывали в позиции как выигравшего, так и проигравшего и никто не чувствовал себя ущемлённым
-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот... (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне.
Неподходящая тактика:
- занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя
детям лишь игровой материал;
- вводить представление о выигрыше, используя сразу
смешанные типы игры с правилами, требующие физической
и умственной компетенции;
- стараться усилить привлекательность игры с правилами для детей не за счёт её самой, а за счёт обрамляющего её сюжета
- в новых играх останавливать внимание детей на конкретных правилах действия, требовать их соблюдения без выделения правил определения и момента выигрыша
- прекращать совместную игру с детьми после первого кона
считая это достаточным и предоставляя их самим себе;
- в ходе перераспределения функций при переходе от одного
цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности ( «Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п.), снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей.
Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет.
На 6 г.ж. у детей повышается значимость выигрыша, формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.
В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.
В процессе создания новых игр существуют средства:
- полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре);
- Внесение незнакомого игрового материала;
- Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение сроков выполнения действий);
- Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов»
Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;
- Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами).
- Стимулирование развития «правилотворчества» и создание игр «с нуля».
Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
Литература:
1. МихайленкоН. Я., КоротковаН. А «Игры с правилами в дошкольном возрасте»
Академический Проект Москва 2002г
2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. -128с.
3. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» — СПб.: Издательство «Союз», 2002. -336 с.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. -192 с.
5. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
6. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.
|