- Прохорова Анастасия Евгеньевна Воспитатель высшей категории
- Арсланова Альбина Салаватовна Воспитатель первой категории
МАДОУ «Детский сад № 70» г. Стерлитамак
Аннотация. Актуальность. Семья – первичная ячейка общества, именно она оказывает глубокое воздействие на формирование подрастающего поколения. Н. К. Крупская призывала педагогов и родителей учиться совместно, растить новых людей для нового общества.
Цель. Повысить внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики.
Ключевые слова: дети, семья, сотрудничество, педагогический процесс, методы и формы работы.
«Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной».
М. Тетчер
Надежда Константиновна Крупская (1869—1939), супруга и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР.
Н.К. Крупская — организатор дошкольного воспитания.
В июне 1917 г. Надежда Константиновна была избрана в состав Думы Выборгского района Петрограда; в этом районе был создан первый Совет народного образования, куда вошли представители фабрик, заводов, профсоюзов и других общественных организаций.
1921 г. руководит научно-педагогической секцией Государственного Ученого Совета (ГУСа).
В 1929 г. Надежда Константиновна начала работать заместителем народного комиссара по просвещению. На протяжении своей жизни дошкольное воспитание находилось в ее личном ведении.
В нашей стране первая из женщин — доктор педагогических наук, так же имела степень — почетный академик.
Входила в состав ЦК Всесоюзной Коммунистической партии депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР.
Н.К. Крупская считала, что новые взаимоотношения между родителями имеют огромное влияние на детей. Призывая укреплять семью на основе гармоничного сочетания личных и общественных интересов,
Н.К. Крупская подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и возражала против разрушении семьи при социализме. Учреждения призваны помогать семье, налаживать быт и правильное воспитание детей. По ее мнению, семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения.
Н.К. Крупская намечала следующие пути осуществления педагогической пропаганды: издание книг и брошюр для родителей; организация «родительских университетов», подобных уже созданным тогда в Москве на фабрике «Трехгорная мануфактура» и на Украине; проведение занятий по педагогике при школах взрослых; издание для родителей популярного журнала; организация совместных с родителями обсуждений педагогических вопросов — собрание.
По мнению Н. К. Крупской эффективная педагогическая работа является — форма индивидуальной беседы и советов.
Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, привлечение их к работе детского сада».
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали методы и формы работы с родителями, которые используются в современном образовании:
- социологические опросы
- интервьюирование и анкетирование
- наблюдение.
Следует помнить, что в неофициальной обстановке и воспитанники и их законные представители раскрываются, поэтому рекомендуется приглашать семью воспитанников:
- в подготовку и проведение праздников
- развлечений;
- в организацию экскурсии
- субботники.
Так же существуют досуговые формы работы с семьей, например: Праздники, утренники- «Встреча Нового года», мероприятия «Рождественские забавы», «Масленица», концерты- «Праздник мам», «Лучший папа», соревнования- «Папа, мама, я — дружная семья» и развлечения, которые помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах, так же могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Осень- чаровница», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», благотворительные акции «Подари книгу другу», так же применяется одна из форм как стенгазеты, ежемесячный выпуск газет о жизни группы.
Оказывать практическую помощь семье можно через:
- записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
- видеофильмы о жизни детей в группе и детского сада;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- стенды, ширмы, папки-передвижки, презентации, оформление родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей т.е. лепбуки.
Главное содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным и
понятным, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Таким образом, Н. К. Крупская внесла огромный вклад во взаимодействии семьи в педагогический процесс, так как общественное воспитание не должно захватывать полностью и отменять семейного, также оно не должно противоречить ему: каждое из них решает свои существенно важные задачи. Семья всегда будет на первом месте в воспитании и формировании подрастающего поколения.
Следовательно, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке марксистской теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещании но дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава, детского сада, программы детского сада, кого рая по ее инициативе была озаглавлена «Руководство для воспитателя детского сада».
Опираясь на идеи Надежды Константиновны Крупской методы и формы работы с родителями, родители (Законные представители) стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей и администрации ДОУ, так как тем самым создается атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно -образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Список использованной литературы.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
- Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]//http: //www. kakprosto. ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-vdetskomhttp: //www. kakprosto. ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-vdetskom-sadusadu
- Крупская Н.К. «Педагогические сочинениях в 10 томах. Т.2 Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР/ Н.К Крупская» – М., 1958. -С. 7- 692
- Крупская Н.К «Педагогические сочинения в 10 томах. Т.4 /Н. К. Крупская – М., 1958.
- Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http: //tmntpk. ucoz. ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/501-0-105.
|