Автор: Черепанова Светлана Александровна, музыкальный руководитель, МАДОУ «ДС № 31 г. Челябинска»
По утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, понятие «неразвивающаяся способность» само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности, основ его музыкальной культуры.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте. Поэтому важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, так как именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Через приобщение к музыкальному искусству в ребёнке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех музыкального развития детей зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, а также от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому задача педагогов дошкольного учреждения – установить взаимодействие и организовать совместную работу для полноценного развития ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание ими значимости музыкального образования детей. Современные мамы и папы в силу своей занятости перекладывают ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, детский сад, школу. В связи с этим, необходимо ставить такие задачи, как сблизить детей со своими родителями, научить их взаимодействовать посредством музыки.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС дошкольного образования родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
В связи с этим в своей работе с родителями я выделила основные направления взаимодействия:
- Информационно-аналитическое
- Познавательное
- Наглядно-информационное
- Досуговое
Основной целью информационно-аналитического направления является изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов, с целью обеспечения дифференцированного подхода в работе с семьей.
С целью анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье, выявления уровня компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания, готовности родителей к сотрудничеству, проведения анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье мною было проведено анкетирование родителей. В опросе участвовало 53 человека. Им было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, разработанной мною.
Обработав результаты проведённого анкетирования, я сделала следующие выводы. К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего. Всего 24% родителей когда-то занимались музыкальными видами деятельности. Хотя 100% родителей не считают музыку пустой забавой, всё же в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей нужно как в детском саду, так и в семье — 92% родителей.
Приятно отметить, что на вопрос «Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальном занятии в ДОУ?» большинство родителей дали положительные ответы: «да» или «почти всегда» — 75%. 38% детей любят устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный материал, выученный в детском саду.
Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе музыкального воспитания детей в семье недостаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание условий для развития детей в музыкальной деятельности в большинстве семей (69%). Лишь в двух семьях практикуется посещение театров, концертов (4%), большинство же ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями (87%). Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.
Мною отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного музыкального обучения (79%). Родители редко поют или танцуют вместе с детьми, несмотря на то, что 39% родителей в разной степени владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, в остальных случаях в семьях недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать развитие музыкальных способностей ребёнка.
Так же выяснилось, что родители почти не заботятся о создании музыкальной среды дома: только 5% детей имеют настоящий музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон), лишь в 33% семей имеется специально подобранная детская видео- и аудиотека, а у 17% детей не имеется ничего. Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства дошкольников (82%), способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать их музыкальные способности. (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).
Анализ ответов родителей показал, что у большинства из них есть желание сделать всё необходимое для музыкального развития своего ребёнка. Но для этого им необходима помощь педагогов: консультации (48%), практические занятия (30%), подбор литературы по этому вопросу (12%). 98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом!
Главной целью познавательного направления я считаю повышение музыкальной культуры родителей.
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
- обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка, в значительной мере зависит процесс развития музыкальных способностей, формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники.
В моей практике наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, беседы, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый эффект. Однако этого недостаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье. Важно ещё обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)
Исходя из проведённого анализа анкет, я наметила новые формы и методы участия родителей в образовательной деятельности нашего ДОУ с учетом их личных способностей и умений:
- индивидуальные беседы и консультации,
- дни открытых дверей,
- анкетирование,
- тематические родительские собрания,
- фоторепортажи,
- музыкальные концерты,
- совместные праздники родителей с детьми.
Конечно, основные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаются, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо:
- Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
- Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
- Разучивать движения с отстающими детьми.
- Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
- Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе музыкальных, хороводных игр.
- Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен, и др.)
- Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.
- Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
- Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
- Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.
- Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
- Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.
Таким образом, если правильно и в системе «музыкальный руководитель – воспитатель – родитель» выстраивать работу по музыкальному воспитанию, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей.
Вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения – основная цель наглядно-информационного направления.
На консультациях, в личных беседах, в доступной форме родители узнавали о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Каждое данное мероприятие требовало тщательной подготовки: определялось содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбирались примеры из занятий, литературных источников, оформлялись наглядные пособия, разрабатывались рекомендации.
Самой распространённой формой наглядной агитации являются папки-передвижки. В них представлены расписание музыкальных занятий, размещается перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно познакомили родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, давали информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкального занятия в детском саду. Фоторепортажи на темы: «Моя музыкальная семья», «Музыкальная жизнь группы», «На празднике нашем мы поём и пляшем», «День защитника отечества» и др., особенно привлекали внимание пап и мам. Они сопровождались небольшими стихотворениями, краткой информацией.
Главной целью досугового направления я считаю совместное создание музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в детском саду и дома.
Я уверена, что традиционные праздники в детском саду станут эффективной формой общения детей со своими родителями, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми. С этой целью нами проведены ряд таких праздников как: «День защитника Отечества», «8 Марта», «Масленица», «Зимние колядки», «Встреча весны» и т.д. Родители в таких праздниках были полноправными участниками – от идеи до воплощения:
- происходил обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- разучивались стихи, песни, танцы, проходила работа над ролью, придумывались сказки, истории;
- подготавливались отдельные номера;
- шились праздничные костюмы, подготавливались реквизиты;
- оказывалась помощь в оформлении помещения;
- оказывалась помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Участие родителей в подготовке к районным конкурсам, выступления на творческих конкурсах, концерты, выступление артистов театров в ДОУ невозможно реализовать без участия родителей. И всё это способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка. Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на танец, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх.
В этом году впервые в нашем ДОУ состоялся конкурс «Голос. Дети». В подготовке и проведении этого конкурса приняли участие родители группы: изготовили статуэтки с эмблемой конкурса, подготовили костюмы для выступления, приняли участие в составе жюри, приготовили памятные подарки с логотипом конкурса. Концерт получился красочным, интересным, творческим, креативным и эмоционально-насыщенным.
Итак, воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Литература
- Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. — 240 с.
- Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ/ О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
|