Аликина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ «ДС «Радуга»
Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею – возможность гармонического развития личности каждого ребёнка – и содействует ее реализации в практической работе. Целью психологического сопровождения в ДОО является создание условий для развития и сохранения психологического здоровья дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи.
Положительное самочувствие ребенка в группе — это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить, как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям и окружающему миру.
Скачать конспект
В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. Этому предшествуют различные факторы: изменениями социально-экономических условий жизни; дефицит культуры общения и взаимопонимания людей; не умение проявить доброту и внимательности друг к другу; эмоциональная бедность.
Каждый год становится всё больше детей с высокой степенью эмоциональной возбудимости, выраженными проявлениями неконструктивного поведения (признаки тревожности и гипервозбудимости) и, как следствие, трудностями в процессе адаптации к условиям дошкольного учреждения, в социализации.
Увеличивается количество детей не владеющих способами адекватного выражения эмоций, не способных понимать не только чужие чувства, но и свои. И, как правило, результат — психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.
Последствия психологического дискомфорта для ребенка очень серьезны. Это появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма). В более зрелом возрасте человек занимает позицию избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявляет агрессивные поведенческие реакции (побеги из дома, вандализм).
Именно поэтому в своей деятельности особое внимание уделяю работе по созданию условий обеспечения эмоционального благополучия воспитанников и тем самым сохранения психологического здоровья детей. Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом.
Работа осуществляется по всем направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция), с охватом всех участников воспитательного процесса, системно и поэтапно.
I этап. Диагностический
Цель: мониторинг уровня эмоционального благополучия воспитанников, выявление проблем и нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Изучение эмоциональной сферы осуществляется по следующим параметрам:
Исследуемая сфера
|
Методика, автор
|
Самооценка
|
«Лесенка», Хухлаева Л.
|
Агрессивность
|
«Несуществующее животное», «Кактус».
Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка»
|
Тревожность
|
Детский тест тревожности, Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен,
Опросник «Признаки тревожности» Лаврентьева Г. П.,
Титаренко Т. М.
|
Семейные отношения
|
«Рисунок семьи» Г.Т.Хоментаускаса, методика Р. Жиля, САТ
|
Страхи
|
Опросник А.Захарова, «Нарисуй свой страх»
|
Анализ результатов диагностики позволяет выявить детей с признаками эмоционального неблагополучия (эмоциональная неустойчивость, эмоциональный дискомфорт, враждебность, агрессивность, тревожность и др.), нуждающихся в психологической помощи и повышенном внимании педагогов.
II этап . Формирующий (Работа по направлениям).
На данном этапе осуществляется работа по развитию психолого-педагогической культуры участников педагогического процесса. Организуется развивающая деятельность с детьми, направленная на предотвращение и коррекцию возможных трудностей в их эмоциональном становлении на каждом возрастном этапе. Ведётся консультирование педагогов и родителей.
- Психопрофилактика (нарушений не выявлено);
- Психокоррекция (наличие нарушений);
- Просвещение и консультирование.
Работу с детьми осуществляю индивидуально и по подгруппам (с детьми, имеющими аналогичные проблемы в развитии эмоциональной сферы), по психокоррекционным программам:
Коррекционно-развивающая программа
|
Цель
|
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
(И.Ярушина).
|
Оказание помощи детям дошкольного возраста в преодолении переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию.
|
Адаптированная программа «Волшебная страна внутри нас» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. СПб., 2003)
|
Коррекция и профилактика эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
|
Авторская программа «Давай дружить»
|
Снижение уровня агрессивных проявлений.
|
Авторская программа «Солнышко в ладошке»
|
Снижение уровня тревожности
|
Авторская программа «Три мишени»
|
Снижение проявлений гиперактивнсти.
|
Адаптированная программа коррекционных игр и занятий
« Страна понимания».
|
Преодоление отчуждённого отношения к сверстникам.
|
«Тренинг общения»
|
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
|
Уверена, что предотвращать проблему легче, чем решать её, когда она уже существует. Поэтому все используемые мною коррекционно-развивающие программы помогают комплексно развивать различные свойства личности дошкольников.
Работая с детьми с нарушениями эмоциональной сферы, необходимо прежде всего развивать у них умение общаться с окружающими. Для решения данной проблемы мной используются «Цикл психологических тренингов общения» по созданию бесконфликтной обстановки в группе.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Поэтому мы с детьми много играем. Являясь автором проекта «Азбука доброго общения», использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста специально подобранные игры и упражнения на развитие доброжелательных отношений к сверстникам и взрослым.
На коррекционно – развивающих занятиях широко используются игры и упражнения на снижение тревожности, агрессивности и гиперактивности. Так, в работе с детьми с синдромом гиперактивности используются следующие игры: «Ласковые лапки», «Кричалки—шепталки—молчалки», «Гвалт», «Менялки» и другие.
Для коррекции тревожности применяю релаксационные и дыхательные упражнениями.
В работе с агрессивными детьми использую игры и упражнения, предоставляющие ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
С целью повышения коррекционно-развивающего воздействия использую различные формы, средства и методы взаимодействия с воспитанниками. Основными методами коррекционных воздействий являются:
Тема занятия
|
Цель занятия
|
Методы и приемы
|
Технология
|
«Путешествие в мир эмоций»
|
Стимулирование воображения.
Эмоциональное сближение детей, совершенствование открыто выражать свои чувства
|
Релаксационные упражнения, нетрадиционное рисование, психодинамические этюды
|
Изо
терапия
|
«Сказочная шкатулка»
|
Развитие способности ощущать близость и тепло другого
Тренировка умения выражать эмоции мимикой
|
Нетрадиционное рисование, метод эмоционального стимулирования, психогимнастика
|
Сказко
терапия
|
«Добрые волшебники»
|
Развивать представления у детей об основных эмоциях, развитие эмпатии
|
Обыгрывание ситуаций, придумывание продолжения истории, рисование
|
Мульт
терапия
|
«Я больше не боюсь»
|
Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста.
|
Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма, беседа, рисование, релаксация
|
Изо
терапия
|
«Очумелые ручки»
|
Понижение эмоционального напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния.
|
Игры на поверхности сухого и мокрого песка, релаксация.
|
Песко
терапия
|
Цели занятия достигаются через использование разнообразных форм организации деятельности и типов занятий, сочетание методических приемов.
Мною в работе активно используются игры и упражнения на развитие восприятия. Как показывает многолетний опыт, они являются замечательным средством коррекционной работы с данной категорией детей.
В процессе сенсорного развития происходит оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, а также позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Так прохождение под «сухим дождём» создает положительный эмоциональный фон. Прослушивание аудиозаписей со звуками природы способствует улучшению эмоционального состояния, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна. Игры с водой и различными сыпучими материалами снижают беспокойство и агрессию.
Успешность установления контакта с детьми с проблемами в эмоциональной сфере во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Поэтому проводится консультативная и просветительская работа с родителями. Психологическое просвещение и психопрофилактику осуществляю через индивидуальные и групповые формы работы. В связи с этим использую различные формы сотрудничества с родителями:
Формы сотрудничества
|
Тема
|
Стендовая консультация
|
«Тревожный ребёнок»
|
Индивидуальная консультация
|
«Правила общение с детьми с синдромом гиперактивности»
|
Экспресс-выступление на родительском собрании
|
«Если ребёнок сводит Вас с ума»
|
Стендовая консультация
|
«Детские страхи. Причины возникновения».
|
Игровой практикум
|
«Лучший способ борьбы с агрессией и тревожностью - игра»
|
Наряду с традиционными использую инновационные формы сотрудничества с семьей:
- Служба доверия «ППП» - Предлагаем, Помогаем, Поддерживаем. Родители имеют возможность анонимно поделиться своими проблемами, задать интересующие их вопросы через «Почту доверия» и получить квалифицированную помощь специалистов посредствам стендовых консультаций в родительских уголках;
- Родительский клуб «Учусь быть родителем», целью работы которого является обогащение воспитательного опыта родителей и укрепление детско–родительских отношений;
- Цикл занятий с элементами тренинга – «Тепло семьи», целью которых является знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях;
- Создание на базе ДОО консультативного пункта для родителей и детей, не посещающих детский сад, целью работы которого является оказание социальной и психолого-педагогической помощи родителям;
Безусловно, педагоги как никто другой нуждаются в консультативной помощи. Критериями компетентности педагогов в вопросах обеспечения эмоционального благополучия дошкольников являются:
- осознание педагогами необходимости целенаправленной работы по обеспечению эмоционального благополучия в дошкольном возрасте;
- наличие у педагогов осознанной, целенаправленной и структурированной системы работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализуемой педагогической деятельности.
С этой целью в рамках психологического просвещения активно использую различные формы взаимодействия с педагогами: беседы, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги.
Таким образом, воспитатели имеют возможность узнавать об особенностях и условиях формирования эмоционального благополучия у дошкольников и о способах взаимодействия с детьми, испытывающими эмоциональный дискомфорт, а самое главное научиться принимать их такими, какие они есть.
|