Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников

Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников

Айнуллина Елена Николаевна БМКДОУ «Детский сад №10» Педагог-психолог г. Березовский, Свердловская область

Одним из актуальных направлений развития общества в российской действительности сегодня является отношение к детству, как самоценному этапу развития человека, в котором образование является институтом социализации и индивидуализации ребенка, отмечает А. Асмолов.

Значимым фактором, влияющим на развитие личности, является эмоциональное благополучие. Основное содержание, которого заключается в устойчиво положительном, комфортном эмоциональном состоянии ребенка, являющимся основой всего отношения человека к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками (В. И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) [3]. Представленные характеристики входят в перечень целевых ориентиров ФГОС ДО, и являются одним из значимых результатов реализации стандарта. Предложенные занятия являются частью программы развития эмоционального благополучия у дошкольников «В гостях у бабочки» и позволяют развивать эмоциональное благополучие дошкольников.

Цель и задачи занятий:

  1. Расширить условия для переживания преимущественно положительного фона настроения.
  2. Создать ситуацию переживания успеха, и его осознания.
  3. Сформировать положительный образ взаимодействия со сверстниками.
  4. Создать условия для переживания комфорта (как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта),
  5. Формировать адекватное переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Ожидаемый результат: развитие эмоционального благополучия, эмпатии, эмоционального интеллекта, коммуникативных способностей, самооценки.

Возраст участников 4-5 лет.

Занятие 1 (Блок программы – введение: создание условий для переживания комфорта: отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта).

Цель – формирование группы развития.

Задачи: организовать знакомство участников группы с психологом; создать условия для знакомства и принятия правил занятий группой; снижение эмоционального напряжения; создание благоприятной психологической атмосферы в группе; создание ситуации успеха.

Материалы: игрушка бабочка, картинки бабочек (3-4 картинки), музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский «Полька», музыкальный проигрыватель.

Ход занятия. Приветствие. Цель – мотивация к деятельности, первичное знакомство с правилами на занятиях. Форма –беседа.

Описание: Психолог приходит в группу, собирает около себя детей и предлагает им отправиться вместе с ним в путешествие к одной его знакомой. При этом предупреждает, что возьмет ребят в путешествие, если они пообещают идти всем вместе (не разбегаться), говорить по очереди, идти дружно (помогать друг другу, не драться, не обижать друг друга) и как только услышат три хлопка – должна наступить тишина. После чего предлагает всем становиться в паровозик и отправиться в гости.

Игра «Паровоз». Цель – сформировать эмоциональный настрой на занятие. Форма – игра. Описание: психолог предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь. При этом предлагает спеть по дороге песенку: Едет, едет паровоз, в гости он друзей повез. Две трубы, сто колес, в гости он друзей повез. Две трубы, сто колес в гости он друзей привез. Ту-ту-ту…

Знакомство с бабочкой. Цель – развитие навыков представления себя, поддержание интереса к деятельности. Форма – беседа, упражнение. Описание: психолог с детьми подъезжает на «паровозе» к лежащей на столике игрушке – бабочке. Психолог обращает внимание на то, какая красивая его знакомая бабочка и предлагает ребятам сесть на ковер вокруг игрушки. «Бабочка» приветствует своих гостей и рассказывает, что ее зовут бабочка-Зоя и она очень любит летать и отдыхать на цветочках. Спрашивает как зовут каждого ребенка и что он любит делать, каждому пожимает руку.

Игра «Полет бабочек». Цель – снижения мышечного напряжения, усвоение правила три хлопка и тишина, повышение эмоционального фона, создание условия для самовыражения. Форма – подвижная игра. Описание: «бабочка» предлагает ребятам сыграть в ее любимую игру и представить, что они стали бабочками и красиво летают-танцуют над полем. Но как только прозвучать три хлопка, бабочки тут же должны присесть на цветочки и должна наступить тишина. Игра проводится под музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский «Полька». Игра проводится в 3-4 приема.

Блиц-опрос. Цель – создание ситуации успеха. Форма – беседа. Описание: «Бабочка» приглашает всех присесть, хвалит их за красивые танцы и внимательность. И начинает показывать фотографии своей семьи (картинки бабочек). Психолог задает ребятам вопросы какого цвета эта бабочка, какой формы крылья, какого размера.

Прощание. Цель – принятие правил занятия, развитие рефлексии. Форма – беседа. Описание: «Бабочка» хвалит ребят, что они так много знают и как дружно они играли вместе с ней. Указывает, что это потому что ребята соблюдали правила: играть всем вместе (не разбегаться), говорили по очереди, помогать друг другу и после трех хлопков наступала тишина.. Спрашивает ребят помнят ли они во что играли с бабочкой. Приглашает их в следующий раз в гости, прощается со всеми

Игра «Паровоз». Цель – сформировать эмоциональное завершение занятие. Форма – игра. См. выше.

Занятие 2 (Блок программы – введение. Создание условий для переживания комфорта: отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта).

Цель – формирование группы развития, создание переживания комфорта.

Задачи: организовать знакомство и принятие правил занятий группой; снижение эмоционального напряжения; создание благоприятной психологической атмосферы в группе; создание ситуации успеха.

Материалы: игрушка бабочка, цветные пуфики, прямоугольники из цветной бумаги соответствующие цветам пуфиков — «билеты», ноутбук, м/ф «Лунтик: ссора», музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский детский альбом «Камаринская».

Ход занятия. Приветствие. Паровоз (занятие 1).

Встреча с бабочкой. Игра «Найди билет». Цель – мотивация к деятельности, создание ситуации успеха. Форма – подвижная игра. Описание. Ребята садятся вокруг бабочки, здороваются с ней. Бабочка «подлетает» к каждому ребенку, гладит по руке, приветствует. Предлагает посетить кинотеатр. Для того что бы попасть в кино нужны билеты (показывает пример билета – прямоугольник из цветной бумаги). детям нужно найти и взять один билет, развешенный по кабинету и прийти к бабочке.

Поход в кино. Цель — закрепление представлений о правилах поведения, осознание влияния своего поведения на безопасность. Форма – просмотр и обсуждение мультфильма. Описание. Бабочка предлагает как в настоящем кинотеатре занять места которые написаны на билетах: сесть на пуфик такого же цвета что и билет. После чего включает мультфильм (м/ф «Лунтик: ссора»). После просмотра мультфильма бабочка задает вопросы: понравился ли м/ф; что произошло у героев; почему это произошло; как они вышли из ситуации; что нам нужно делать, что бы такого не происходило (вспомнить правила).

Игра «Полет бабочек». Цель – снижение мышечного напряжения, усвоение правила три хлопка и тишина, повышение эмоционального фона, создание ситуации успеха. Форма – подвижная игра. Описание: «бабочка» предлагает ребятам помочь ей собрать пыльцу с цветочков. Когда зазвучит музыка дети начинают своей полет, как только прозвучать три хлопка должна наступить тишина, а бабочка назовет цвет цветка, ребятам надо присесть на цветочки названного цвет. По залу развешаны цветы из бумаги основных цветов. Игра проводится под музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский детский альбом «Камаринская». Игра проводится в 3-4 приема.

Прощание. Цель – принятие правил занятия, развитие рефлексии. Форма – беседа. Описание: «Бабочка» спрашивает ребят что они сегодня делали в гостях. Приглашает их в следующий раз в гости, прощается со всеми.

Паровоз. (См. занятие 1)

Занятие 3 (Блок программы — переживание ситуаций успеха, и его осознание воспитанниками)

Цель – создание ситуации успеха воспитанникам.

Задачи: создать условия для переживания комфорта детьми; создать ситуации успеха и его осознания; снизить эмоциональное напряжение; создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.

Материалы: цветные листы А3 (по количеству детей), музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский детский альбом «Камаринская», «Щелкунчик: танец феи драже», шум дождя, музыкальный проигрыватель, цветные карандаши, клей, картинка радуги, цветные бумажные кружки, зонт.

Ход занятия. Приветствие. Паровоз (занятие 1).

Волшебные портреты. Цель – создание наглядной системы для осознания успешности. Форма – беседа. Описание. Ребята «приезжают» в кабинет, там звучит музыка «Щелкунчик: танец феи драже», посередине ковра кругом лежат цветные листы А3 по количеству детей. Психолог рассказывает, что это и есть сюрприз подарок от бабочки, это «волшебные портреты». Предлагает сесть детям напротив каждого «портрета». Рассказывает о том, что тот портрет на против которого сел ребенок будет его а портрет показывает не просто его лицо, а то что человек делает очень хорошо, то что у него получается.

Автопортрет. Цель – начало процесса идентификации с «волшебным портретом». Форма – рисунок. Описание. Психолог рассказывает, что для того, что бы волшебный портрет действительно стал вашим, с ним нужно познакомиться и нарисовать в рамочке себя. Приглашает ребят взять портреты и сесть за стол. Теперь ваш портрет никто не перепутает и он знает чей он.

Игра «Дождик». Цель – создание ситуации успеха, переживание комфорта. Форма – подвижная игра. Описание. Психолог смотрит в окно и говорит, что тучки собираются и скоро будет дождик. Спрашивает ребят, что делают, когда начинается дождик (прячутся под зонт). Сейчас пока будет играть музыка вы словно бабочки будете летать по нашей полянке, а когда услышите дождик, сразу бегите под зонтик что бы не промокнуть. Включается аудиозапись где чередуется музыка и звук дождя. Повторить 2-3 раза.

Опрос «Радуга». Цель – создание ситуации успеха, переживание комфорта. Форма – опрос. Описание. Психолог указывает на картинку радуги и говорит что дождик закончился и вышла радуга, предлагает подойти и рассмотреть ее. Дети встают кружочком. Психолог цветной кружочек и спрашивает у каждого ребенка какой это цвет, если ребенок угадал, психолог отдает кружок ему.

Волшебные портреты. Цель — переживание успеха и осознание успешности. Форма – беседа, аппликация. Описание. Психолог спрашивает детей что сегодня делали на полянке. Всем раздает по картинке за быстроту и внимательность (на картинке бегущий ребенок). И предлагает наклеить цвета и картинки на волшебные портреты, посмотреть что у них получилось. И поехать в группу, оставив портреты на полянке.

Паровоз. См. занятие 1

Занятие 4 (Блок программы — переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия со сверстниками).

Цель – создание комфортного взаимодействия воспитанников со сверстниками.

Задачи: создать условия для переживания комфорта детьми; создать ситуации успеха и их осознание в ситуациях взаимоотношений со сверстниками; снизить эмоциональное напряжение; создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.

Материалы: волшебные портреты, клей, цветные карандаши. Картинки с детьми держащимися за руки. Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Детский альбом», большой листок-раскраска с узорами, игрушка бабочка.

Ход занятия. Приветствие. Паровоз (занятие 1).

Встреча с бабочкой. Цель – поддержание интереса к деятельности. Форма – беседа, упражнение. Описание: психолог с детьми подъезжает на «паровозе» к лежащей на столе игрушке – бабочке. Располагаются на ковре вокруг игрушки. «Бабочка» приветствует своих гостей и рассказывает как она скучала и даже тогда когда играла с семьей. Просит рассказать про волшебные портреты.

Презентация волшебных портретов. Цель — осознание успешности детьми, развитие навыков самопрезентации в группе сверстников. Форма – рассказ о себе. Описание. «Бабочка» просит ребят показать свои волшебные портреты и рассказать про них. Дети берут свои портреты и снова садятся в круг. Бабочка говорит, что у нее тоже есть свой волшебный портрет и она тоже хочет показать его ребятам (показывает пример как при помощи картинок в портрете можно рассказать о себе). В конце хвалит детей.

Полет бабочек. Цель – снижения мышечного напряжения, повышение эмоционального фона, создание ситуации успеха. Форма – подвижная игра. Описание: Психолог предлагает ребятам выполнить просьбу бабочки и помочь ей собрать нектар с цветочков. Когда зазвучит музыка дети начинают своей полет, как только прозвучать три хлопка должна наступить тишина, а бабочка назовет цвет цветка, ребятам надо присесть на цветочки названного цвета и собрать пыльцу. По залу развешаны цветы из бумаги основных цветов. Игра проводится под музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский Детский альбом «Полька». Игра проводится в 2-3 приема.

Раскрась листок. Создать ситуации успеха и их осознание в ситуациях взаимоотношений со сверстниками. Форма – групповая продуктивная деятельность: рисование. Описание. Бабочка показывает ребятам какой необычный листок она привезла из той волшебной страны где гостила, только он черно-белый. Предлагает сделать его более радостным и ярким. Психолог предлагает ребятам сесть за стол, каждому ребенку по очереди показать какую часть листа он будет разукрашивать, после чего преступить к рисованию. Во время деятельности звучит музыка П.И. Чайковский «Детский альбом». По окончанию которого благодарит всех ребят и хвалит за то как они дружно рисовали. Вручает каждому по картинке детей взявшихся за руки [4].

Паровоз (См занятие 1).

Занятие 5 (Блок программы — переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия со сверстниками).

Цель – создание комфортного взаимодействия воспитанников со сверстниками.

Задачи: создать условия для переживания комфорта детьми; создать ситуации успеха и их осознание в ситуациях взаимоотношений со сверстниками; снизить эмоциональное напряжение; создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.

Материалы: игрушка бабочка, картинка художника А4 и маленькие по количеству детей, волшебные портреты, клей, Гуашь и кисти по количеству детей, «мольберт» -вертикально закрепленное оргстекло в количестве половины группы. Музыкальное сопровождение К. Дебюсси «Лунный свет», музыкальный проигрыватель.

Ход занятия. Приветствие. Паровоз (занятие 1).

Встреча с бабочкой. Цель – поддержание интереса к деятельности. Форма – беседа. Описание: психолог с детьми подъезжает на «паровозе» к лежащей на столе игрушке – бабочке. Располагаются на ковре вокруг игрушки. «Бабочка» приветствует своих гостей пожимая руку и называя имя, предлагает попробовать таким образом поздороваться по кругу.

Рисунок «Два художника». Цель — создать ситуации успеха и их осознание в ситуациях взаимоотношений со сверстниками. Форма – продуктивная деятельность в парах: рисование. Описание. Бабочка рассказывает ребятам, что видела сегодня на полянке настоящего художника, показывает картинку художника с красками и мольбертом. Спрашивает у ребят: знают ли они кто такой художник, что он делает, что нарисовано на картинке. Предлагает попробовать стать художниками, но необычными, картину нужно будет нарисовать вдвоем. Для этого на пару детей устанавливают оргстекло «мольберт», каждому дают гуашь и кисточку. Детей рассаживают с разных сторон от «мольберта» и предлагают рисовать по очереди на стекле один рисунок, так у них получится общая картина. Перед тем как начать рисовать детей просят сказать и показать место где он будет рисовать. Выполнение задания сопровождает музыка К. Дебюсси «Лунный свет». По окончании работы ребятам предлагаю посмотреть у кого что получилось – посмотреть выставку художников.

Игра «Краска». Цель – снижение мышечного напряжения, создание ситуации успеха. Форма – подвижная игра. Описание. Чертятся две линии. Выбирается водящий – краска, он становится между этими линиями. Все остальные — на одной из них. Водящий отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону, показав цвет. Если нет — должен пробежать так, чтобы водящий не осалила его.

Волшебные портреты. (См занятие 3, задание: приклеить картинку художника).

Паровоз (См. занятие 1).

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. – 2013. — № 6241.
  2. Куржаева, Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет [Текст] / Н.Ю. Куржаева. – СПб.: Речь, 2014. -160 с.
  3. Филлипова, Г.Г. Психология материнства [Текст. ]: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. — М.: Институт Психотерапии, 2002. — 240 с.
  4. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет [Текст] / О.В. Хухлаева. — М.: Генезис, 2007. – 176 с.
Просмотров: 562
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Кречетова Наталия Михайловна Фрезе Надежда Владимировна. Создание агитбригады как эффективная форма работы с детьми по реализации программы «Разговор о правильном питании»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Старцева Елена. Театрализованная игра, как форма социализации детей дошкольного возраста
  • Соловьева Анна Игоревна. Консультация для воспитателей: «Создание психо-эмоционального комфорта во второй младшей группе»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Позднякова Екатерина Александровна. Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Козлова Елена Николаевна. Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Агафонова Ирина Александровна. Сюжетно-ролевая игра, как форма развития дошкольника.
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь