Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»

«Я сам»

«Я сам» — с этих слов ребенка начинается путь самостоятельного человека, личности, берущей ответственность за себя и свое поведение. Не простой путь проходит ребенок в овладении этим «Я», путь к сознательному подчинении своего «Я» условиям общественной жизни. Этапы этого пути сопутствуют самолюбие, завышенное притязание, обиды, которые могут проявиться и в зрелом возрасте. Ребенок, только начиная говорить, задает сотни «почему», на которые взрослые не всегда могут найти ответит. Но за вопросом стоит самое важное – личность ребенка, его детское «Я», которое очень скоро станет взрослым.

Личность – это то, что делает из себя человек в процессе своей жизни. Личность — это результат не только общения, но и многочисленных связей с другими людьми. Процесс воспитания личности ребенка должно сопровождаться понимания его, то есть в какой-то мере возрождение ребенка в самом себе, уподобление ему и в конечном счете вычерпывание его из самого себя. Настоящее устойчивое «Я» думает не о себе, а о деле и о других людях. Но во всем нужна мера, так как слишком устойчивый человек не приспособлен к жизни, он не выдерживает испытания жизнью. Это проявляется в кризисах, когда происходит переосмысление жизни, и как правило становление личности или даже перерождении самого Я». Воспитание процесс творческий, взрослые должны помогать возникновению личности ребенка, учить спокойному и мудрому пониманию жизни и самого себя. Большую роль в этом играет проявление самостоятельности. Подлинную самостоятельность ни в коем случае нельзя подавлять, иначе ребенку будет сложно понять себя и окружающий мир.

 

За первые месяцы жизни ребенок овладевает собственным телом, учится самостоятельно передвигаться и у него появляются первейшие элементы самообслуживания. Это и есть тот первый уровень самостоятельности, на основе которого возникает первое «Я сам!». Первые слова ребенка, как бы они не звучали, означают всегда одно – «дай!», то есть «дай попробовать!» или «дай, я сам!». В дальнейшем ведущую роль играет развитие мышления и речи. На основе эмоционального «Я» на втором году жизни начинает формироваться рациональное логическое самосознание. Ребенок всматривается в нас, взрослых, ищет оценку тех или иных своих действий, старается говорить. Он переносит различные свойства личности, которые он открыл у другого человека, на себя в ходе игры или общения. На этой основе возникают понятия «хорошо» и «плохо», что можно – то можно, что нельзя – то нельзя. Так путем проб и ошибок формируется то, что все мы называем рамками приличного – рамками поведения, пределами допустимого. Ребенку важно сформировать правильную самооценку и в этом ключевую роль играют родители. Неуверенный в себе человек, с низкой самооценкой, не в состоянии реализовать свои возможности, свой потенциал. Чем выше самооценка, тем выше будут результаты, ярче будут проявляться способности и интеллект. В результате взаимодействия со взрослым, овладения речью у ребенка появляется сознательное «Я», появляется сознательная самооценка. Надо стараться сберечь это «Я» — индивидуальность наших детей. Чем взрослее ребенок, тем больше отрывается от нас взрослых, тем меньше зависит от нашего мнения, оценок, суждений.

Мы можем часто видеть два типа детей: «неадекватный» и «адекватный». У «неадекватного» ребенка в сознании отсутствует социальный контролер, который существует у «адекватного», отсюда упрямство, эмоциональные всплески. Гармонию целостности «Я» в наших детях обеспечивает эмоциональное и рациональное. Так необходима уникальность каждой личности, которая достаточно адаптирована к социальной жизни. Но родители, оберегая своих детей от трудностей, оказывают им плохую услугу: они стимулируют в будущем новые вспышки неадекватных эмоций и гнева. Для полноценной жизни надо развивать у детей навыки преодоления новых трудностей, барьеров, возникающих во время взросления. И здесь важно не перестараться и не сделать из «адекватных» детей крайне неуверенных в себе, с недостаточной самостоятельностью и боязнью собственного мнения. Как показывает практика, что из «неадекватных» детей, при правильном воспитании, получаются люди, не боящиеся брать на себя ответственность, имеющие свое мнение, суждение и свои оценки. Задача взрослого совместить эти два пути для становления целостного «Я» и слияния подлинного смысла самого себя со смыслом других людей в жизни человека.

Для осмысления себя и окружающий мир способствуют игры, книги, труд. Это основные доступные средства для самовоспитания, которые может использовать ребенок в своем развитии.

В игре появляется важнейший момент – общение со сверстниками. Развиваются не только физические, умственные и социальные качества. Развивается «Я» человека как индивидуально-социальное целое. Игра – это фантазия, радость, восторг. Эмоциональное «Я» как бы пропускается, как сквозь призму, через сито социальных регуляторов. В игре идет соотнесение «Я» и «других», намечается понимание зависимости от товарищей по игре. Ценность своего «Я» начинает сочетаться с ценностью «других», так необходимых для совместных игр.

Когда ребенку читают книгу или он, научившись, читает ее самостоятельно, то соизмеряет себя со своими любимыми персонажами, овладевает их способами жизни. Такое усвоение все больше социализирует собственное «Я», все больше расширяет сферу возможностей и действий детского «Я сам!» Расширяет настолько, что просто требует проявить себя в реальной практической деятельности.

В дошкольном возрасте предшественниками труда являются элементы самообслуживания, самостоятельное одевание, что активно способствует действенному развитию «Я». Часто именно с этого начинается активное требование ребенка: «Я сам!» Далее добавляется посильная помощь старшим и забота о младших. В процессе труда возникает преемственность знаний, убеждений, преемственность личности. Но мы боимся, что дети перетрудятся и защищаем их от самих себя. До тех пор, пока ребенок будет видеть себя маленьким в наших глазах, он и будет маленьким, ни к чему не приспособленным, беспомощным и незрелым.

Каждый человек имеет свои притязания и возможности. Для ребенка всегда проблема в соотнесении этих двух понятий. Если он в детстве не научится ее решать, то не сможет решить и когда вырастет. С нашей стороны надо помочь ребенку быть решительным, удачливым, не витать в облаках, не набивать себе ежедневные шишки на нашей реальной земле. Возвышение же притязаний оборачивается унижением реальности, унижением других людей. А они это замечают и, естественно, не прощают.

На трудном пути воспитания ребенка во всем должна быть мера. За каждое положительное проявление надо хвалить, даже лучше переоценить, чем недооценить. Маленькому человеку необходима наша положительная оценка. Проявлять свою любовь реальным вниманием к поступку ребенка. Не надо пилить его! Показывать какой он плохой. Как раз это может отучить ребенка от самостоятельности и от совершения Поступка. Помогайте анализировать Поступки как свои, так и других. Психологи говорят, что при обучении и воспитании надо ребенку создавать зону ближайшего развития. То есть ставить новые задачи, поддерживать стремление реализовать себя в их решении, стремление сделать завтра самому то, что он сегодня сам сделать не может.

Самостоятельный путь развития своей личности с нашей помощью, ненавязчивой, бережной, заботливой, ребенок должен пройти сам. «Я сам!» -это и есть лозунг становления личности. Быть самим собой – вот главное на этом пути.

Просмотров: 441
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Ященко Галина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Ищем пути правильного взаимодействия с детьми» в рамках «Школы молодого специалиста», психологической гостиной «Познай себя»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Рау Светлана Викторовна. Мастер – класс для «Школы молодого педагога» по разделу «Познаю себя» на тему: «Какой я?»
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь