(для детей старшей и подготовительной группы)
Подготовил: Учитель-логопед Аксёнова И.А.
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Таки образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».
Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не осознаёт состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л.С., Селиверстова В.И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, естественно, в звукопостановке и автоматизации.
Традиционные приёмы зачастую оказываются мало эффективными при устранении речевых нарушений у таких детей. Коррекционная работа требует большего количества времени.
Таки образом, стало актуальным разработка специальных комплексов, которые позволили бы усовершенствовать, сделать более эффективным процесс постановки звуков и автоматизации для детей с дизартрией. В основу такого комплекса «Тактильные чистоговорки» А.С. Фалёвой вошли исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. Движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя определённую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению нового материала. С этой целью были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств.
Новизна проекта
Эффективности чистоговорок с использованием тактильно-киностетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое даётся на коррегируемый звук.
С этой целью для разных групп звуков выбраны различные материалы:
- — для свистящих звуков – чурбачки, веточки, палочки;
- — для шипящих – шишки;
- — Для звука ч – песок, манка;
- — Для звука щ – цельнозерновые крупы;
- — Для л, л – фасоль;
- — для р, р – мелкие камешки
Тактильная стимуляция начинается использоваться с момента, когда нарушенный звук уже поставлен в изолированной позиции.
Работа по автоматизации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции ведётся в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок используется на всех этапах автоматизации.
Этапы автоматизации коррегируемого звука:
- Изолированное проговаривание звука
Взрослый предлагает ребёнку проговаривать звук с применением природного материала
- Автоматизация в слогах
На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребёнок начинает проговаривать слоги, а взрослый договаривает чистоговорку
- Автоматизация звука в предложении
Речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. При проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используются тактильные упражнения
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах
Можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имён собственных и т.д.
- Автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах
Проговаривание коррегируемых звуков осуществляется с одновремененой тактильной стимуляцией
- Автоматизация звуков в разговорной речи
Следует отметить, что на этапе работы по дифференциации коррегируемого звука также целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, при дифференциации свистящших и шипящих ребёнку предлагается взять в одну руку чурбачок, в другую – шишку и при проговаривании смешиваемых звуков нажимать по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.
Хочется отметить, что данные упражнения будут так же полезны и на занятиях с детьми с нерезко выраженными нарушениями речи. Такие упражнения привнесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, развить мелкую моторику.
Представленные ниже упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.
Цель проекта
Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков.
Задачи
- Развивать мелкую моторику;
- Использовать специально подобранный речевой материал;
- Использовать природный и подручный материал в коррекционной работе.
Участники
Дети, учитель-логопед
Вид проекта
смешанный
Объект
Дети логопункта с клиническим диагнозом «Дизартрия»
Срок реализации
В течение учебного года
Предполагаемые результаты
- У детей сформируется умение выполнять чёткие движения пальцами рук;
- Сформируется умение сопровождать свои действия словесным сопровождением;
- Трудно произносимые звуки автоматизируются и войдут в предложения, фразы, речь.
План проекта
1. Подготовительный этап
Для решения задачи по коррекции звукопроизношенеия и автоматизации звуков в речи необходимо:
- Провести диагностику на выявление уровня развития мелкой моторики, чистоты звукопроизношения, степени автоматизации звуков в речи;
- Изучить методическую литературу по выбранной теме;
- Разработать план проекта;
- Подобрать речевой материал, соответствующий возрасту;
- Подобрать природный и подручный материал для развития мелкой моторики.
2. Реализация проекта
Предполагается использование игровых приёмов, что позволит заинтересовать ребёнка в процессе коррекционной работы. Использование здоровьесберегающих технологий (для совершенствования крупной и мелкой моторики). Личностно-ориентировочный подход (подбор игрового и речевого материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)
3. Заключительный этап
Реализация данного проекта позволит подготовить ребёнка к коррекционным занятиям по автоматизации звуков, сделать более увлекательным этап ввода звука во фразы, предложения, речь; уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук.
Список литературы
- А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 32 с
- А.С. Фалёва Тактильнеые чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018 – 32 с.
- А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 5. Сонорные звуки (6 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «!ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 -32 с.
- А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
- А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 2. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
- Волкова Л.С., Селиверстова В. И.. Хрестоматия по логопедии в 2 т. – Учеб. пособие для студ. высш. спец. пед. учеб.. заведенеий. – М.: Владос, 1997.
|