Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Анна Жуйкова. Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми



Анна Жуйкова. Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми

Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьмиСодержание
1. Цель. Подготовка индивидуального логопедического занятия
2. Этапы исправления неправильного звукопроизношения
3. Автоматизация звука
4. Игровые формы организации и проведения индивидуального логопедического занятия
5. Список использованной литературы
6. Приложение
1. Цель. Подготовка индивидуального логопедического занятия.
Цель  логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
При их подготовке и проведении логопед должен:
Сформулировать тему и цель занятия;
Определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
Постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
Разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
Учитывать зону ближайшего развития ребенка;
Осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
Кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
Использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
Уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
2.Этапы исправления неправильного звукопроизношения
Процесс исправление неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
3.Автоматизация звука
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем различным видам развернутой речи.
4. Игровые формы организации и проведения индивидуального логопедического занятия
Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организации и проведения.
Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Приведем несколько вариантов.
К нам пришел гость:

Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
гость приносит с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные задания.

Идем в гости.

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

Мы пришли в гости:

удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

Посылка.

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Письмо.

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.

План.

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного задания, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес.

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка.

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время.

Проявляющаяся картинка.

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполнения задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк.

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки)не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько в слове слогов и т.п.

Веселая школа.

В одном случае ребенок попадает в необычную школу(например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает  другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от его лица.

В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие – сказка.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой  ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания(замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.) На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечно это не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый педагог  может продолжить его своими наработками и идеями.

Список использованной литературы

Борисова Е.А Индивидуальные логопедические занятия с дошкольникам. Методическое пособие. М.,2008.
Епифанова О.В. Автоматизация звука «Р». Учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2011.
Пятница Т.В. Рабочая тетрадь логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,2011.
Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. М., 2004.
Поваляева М.А.  «Справочник логопеда» Ростов-на-Дону, 2003 г.
Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Приложение (примеры заданий для автоматизации звука С)

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко» - широко, открыть (закрыть) рот – 10 раз;

«Улыбка – поцелуй» - чередовать имитацию этих действий – 10 раз;

«Маятник» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз;

«Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя –пя…;

«Трубочка» - вытянуть губы как для звука У, в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнить на счет от 1 до 10 – 5 раз;

«Чашечка» - рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой», максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ. Удерживать на счет 1-10 – 5 раз.

Оценить, правильно ли говорит мышонок Вася, исправить проговаривая:

Я сыпать, ты сыпет, он сыплю, она сыпешь, мы сыпем, вы сыпят, они сыпите.

Многократное повторение  чистоговорок:

У Сани сани едут сами.

У Сони санки,

У Сани танки.

Отгадай загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее...    (Лиса)

Меня спроси, как я тружусь.

Вокруг оси соей кружусь.   (Колесо)

Желтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнышко стоит,

Туда он и глядит.    (Подсолнух)

Произнеси слова «ласково»:

Сыр, сын, сук, сахар, сундук, совок, собака, салат.

Повторить несколько раз пары слогов с ударением на второй слог:

са – Са, со – Со, су – Су, сэ – Сэ, сы – Сы.

Образовать множественное число, повторить слова парами:

Оса, коса, волос, полоса, лиса, покос, вопрос, абрикос, вкус.

Образовать от предложенных существительных прилагательные:

Вкус, грусть, теснота, интерес, кислота.

Исправить ошибки мышонка Васи:

Он густое, она густые, оно густое, они густой;

Он пустые, она пустой, оно пустая, они пустое.

Повторить слог со звуком С:

СУ -, ТО - , КА-, СА-, СУ-, МО-, ТЭ-, СА-, ХА-, СУ-, СЭ-, ПА-, ХА-, СА-, ФО-, СО-, ВУ-, СУ-, МЫ-, СЭ-, СА-, СО-, СУ-.

Просмотров: 1017
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Фролова Наталия Петровна. Еженедельные задания логопеда воспитателям (подготовительная группа)
  • Илюшина Ольга Николаевна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
  • Долганова Ольга Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Зима», автоматизация звука «Ш».
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Иртыгаева Камила Сагыновна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях».
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Елена Руденко (г. Нижний Тагил). Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука 'Ш' у детей с дизартрией
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации поставленного звука
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Скороход Ирина Александровна. Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Тема: «В гости к сказке».
  • Деникина Ирина Игоревна. Конспект индивидуального занятия для детей 5 -6 лет. Занятие. Автоматизация звука «л».
  • Аль-Араби Мария Леонидовна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах.
  • Зайкова Елена Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р], тема «Транспорт»
  • Главный Редактор. Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Задания для Незнайки»
  • Гусева Елена Николаевна. Ребенок не умеет играть……
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шуть Олеся Сергеевна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема: «День рождения Мишутки»
  • Сивоплясова Ирина Васильевна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь