К пятилетнему возрасту ребёнок практически полностью владеет правильным звукопроизношением. Некоторые трудности ещё могут возникать при произношении определённого ряда звуков, отличающихся более сложной и тонкой артикуляцией. Это такие звуки, как Ж,Ш, Р,Л.
Если Р и Л по своей сложности самые трудные в артикуляции и их становление может прийтись и на 6-летний возраст, то звуки Ж,Ш, как правило, к 5 годам уже сформированы.
Ребёнок старшего дошкольного возраста может произносить данные звуки достаточно отчётливо, но в потоке речи они всё ещё могут искажаться, либо заменяться другими звуками (З, С). Это связано с недостаточной автоматизацией данных звуков. Способствовать скорейшему закреплению их в речи помогут специальные упражнения и игры.
Скачать конспект
Так, очень важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти будет полезна артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Ниже приведён ряд упражнений, способствующих выработке правильного артикуляционного уклада при произношении звуков Ж, Ш:
«Трубочка»
- с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты)
«Заборчик»
- улыбнуться, с напряжением обнажить сомкнутые зубы
(чередовать с упражнением «Трубочка»)
«Чашечка»
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка и края)
- для произнесения звука Ш попросить ребёнка в таком положении спрятать язык за верхние зубы и подуть на него (при правильной подаче воздушной струи будет получаться звук Ш, для звука Ж – добавить голос)
«Маляр»
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- кончиком языка погладить ( «покрасить») нёбо вперёд-назад
«Качели»
- улыбнуться
- открыть рот
- поочерёдно поднимать кончик языка за верхние зубы, затем опускать за нижние
«Парашютик»
- на кончик носа положить ватку
- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
- Упражнения сначала выполняются медленно, перед зеркалом, затем, после того, как ребёнок освоился – зеркало можно убрать.
Полезным будет задавать ребёнку наводящие вопросы:
-что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?)
-что делают губы?
Постепенно темп упражнений можно увеличить и выполнять под счёт, при этом продолжать следить за точностью, плавностью, переключаемостью с одной артикуляционной позиции на другую.
Лучше заниматься несколько раз в день, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
У детей 5 лет усвоенные упражнения должны приобретать чёткость, плавность, точность выполнения.
|